Куинси Джонс, музыкальный новатор и импресарио, умер в возрасте 91 года
Выдающийся музыкальный продюсер и аранжировщик, Куинси Джонс, оказал значительное влияние на американскую музыкальную сцену, от бибопа до хип-хопа.
Куинси Джонс был продюсером и аранжировщиком, который стал настоящей звездой. Он помогал раскрыться десяткам артистов, среди которых были Майкл Джексон, Фрэнк Синатра, Пол Саймон и Арета Франклин. Своим мастерством в сочетании джаза, ритм-энд-блюза и классической оркестровки он сделал их голоса незабываемыми.
Шестидесятилетняя карьера Куинси Джонса была полна событий и встреч с выдающимися людьми. Он рассказывал анекдоты о своих знакомствах с Лени Рифеншталь, Фрэнком Синатрой и Тупаком Шакуром, который был помолвлен с одной из дочерей Куинси до своей трагической смерти в 1996 году.
«Нужно иметь много смелости, чтобы указывать Синатре, что делать, приятель, — сказал однажды Куинси Джонс в интервью лондонской газете Sunday Telegraph. — Он не берёт пленных, и если вы попросите его прыгнуть без сетки, вам лучше быть уверенным, что вы всё делаете правильно… Он либо полюбит вас, либо переедет вас грузовиком, а потом сдаст назад».
Куинси Джонс начал свою карьеру как джазовый трубач в Сиэтле в 1947 году, где он играл в музыкальных автоматах с Рэем Чарльзом. Десять лет спустя он уже был в Париже и изучал композицию у Нади Буланже, наставницы Игоря Стравинского и Аарона Копленда.
Он стал первым афроамериканцем, занявшим руководящую должность в крупном музыкальном лейбле, принадлежащем белым, — Mercury Records. В 1963 году он спродюсировал хит Лесли Гор «Это моя вечеринка». В следующем году он аранжировал хит в стиле джаз-поп «Fly Me to the Moon» для Синатры и Каунта Бейси. Именно Синатра дал ему его неизменное прозвище «Кью».
Куинси Джонс помогал создавать музыку для таких фильмов, как «Хладнокровное убийство» (1967) — признанная критиками драма, основанная на рассказе Трумена Капоте о печально известных убийствах в семье Клаттер в Канзасе, и мюзикл «Волшебник страны Оз» (1978), который, к сожалению, провалился в прокате. В 1977 году он получил премию «Эмми» за музыку к телесериалу «Корни», который стал настоящим хитом.
В 1979 году он помог юному вундеркинду Майклу Джексону повзрослеть, спродюсировав его альбом «Off the Wall». Три года спустя он выпустил «Thriller» — самый продаваемый поп-альбом всех времён. В 1985 году он спродюсировал благотворительную песню «We Are the World», которая стала самым продаваемым синглом и собрала 50 миллионов долларов на помощь голодающим в Африке.
Он был сопродюсером фильма «Пурпурный цвет» (1985) режиссёра Стивена Спилберга и лично выбрал Опру Уинфри, которая тогда была восходящей звездой ток-шоу в Чикаго, на главную роль в драме. В 1990 году он спродюсировал ситком «Принц из Беверли-Хиллз» на канале NBC, написав заглавную песню и пригласив рэпера Уилла Смита на главную роль. В 1993 году Куинси Джонс спродюсировал инаугурационный концерт Билла Клинтона.
Влияние мистера Джонса на американскую музыкальную индустрию было огромным. Он придал композиции «Baby Be Mine» звучание фанка, добавив в вокал Джексона басовую партию, вдохновлённую саксофоном Джона Колтрейна. В песне «Beat It» он придал мягкому тенору роковые оттенки, исполнив соло на электрогитаре Эдди Ван Халена.
В композиции «I Get a Kick Out of You» мистер Джонс окружил голос Дины Вашингтон звуками фортепиано и саксофона. Его собственный хит «Soul Bossa Nova», запоминающийся благодаря звукам бразильского барабана куика, стал музыкальной темой фильма «Остин Пауэрс» в конце 1990-х.
Он работал с такими артистами, как Джеймс Ингрэм (чей альбом «The Dude» разошёлся тиражом более 1 миллиона копий), Сэмми Дэвис-младший, Барбра Стрейзанд, Хелен Меррилл, Стиви Уандер, Джон Ледженд, Энди Уильямс и Сонни Боно. «Он — доктор Айболит», — сказал однажды журналу People трубач Диззи Гиллеспи. «Он знает, какой звук у вас внутри, и у него есть опыт и знания, чтобы извлечь его. Если бы я знал, как он это делает, я бы стал миллионером».
В середине 1960-х годов мистер Джонс стал первым афроамериканцем, написавшим музыку для крупных голливудских фильмов. В 1996 году он стал первым афроамериканцем, который вёл церемонию вручения премии «Оскар» вместе с Вупи Голдберг.
Он основал медиаимперию, в которую входили его звукозаписывающий лейбл Qwest Records, кино- и телекомпания QDE Entertainment и журнал о чёрной музыке Vibe. Мистер Джонс получил ошеломляющие 27 наград «Грэмми» (из рекордных 79 номинаций) и семь номинаций на «Оскар». В 1995 году он получил гуманитарную премию Джин Хершолт от Американской киноакадемии, а в 2001 году был удостоен награды Центра Кеннеди.
В 2008 году учёный из Гарварда Генри Луис Гейтс-младший сказал журналу Smithsonian: «У Куинси есть доступ к коллективному сознанию американской общественности… Одно дело — найти человека, который является блестящим творцом и композитором. Другое дело — найти человека, который так же блестящ в качестве предпринимателя».
Мистер Джонс говорил, что искал «божественное вмешательство» и «мурашки по коже» в студии, и использовал красочные метафоры, чтобы объяснить, как он работает. «Многие слова, которые мы используем, связаны с едой, — сказал Брюс Сведен, давний звукорежиссёр мистера Джонса, в интервью The Washington Post в 1996 году. — Кью говорит что-то вроде: «Добавь немного чесночной соли в вокал».
«Чесночная соль» мистера Джонса часто была на острие моды. Он одним из первых начал использовать синтезатор, сочетая электронику и фанк в своих джазовых альбомах для A&M Records. Он спродюсировал «Back on the Block» (1989), в котором участвовала восходящая звезда рэпа Айс-Ти. В треке «Jazz Corner of the World» мистер Джонс устроил вечеринку для нескольких поколений, на которой рэперы Кул Мо Ди и Биг Дэдди Кейн были хедлайнерами, а выдающиеся джазовые музыканты Гиллеспи, Джеймс Муди, Майлз Дэвис, Джордж Бенсон и поющая Элла Фицджеральд в своей последней записи исполняли сольные партии.
В числе прочих наград «Грэмми» альбом «Back on the Block» был отмечен как лучший альбом года, а также как лучший рэп-альбом в исполнении дуэта.
В своих мемуарах «Q» мистер Джонс рассказал, что Куинси умеет находить общий язык с разными людьми. «Он понимает каждого, — говорит Мел Мел, — и это делает его уникальным. Он единственный, кто может объединить Фрэнка Синатру и Эллу Фицджеральд с современными рэперами».
По словам мистера Джонса, Джексон впервые обратился к нему за помощью в выборе продюсера для своего первого сольного альбома. Мистер Джонс предложил свои услуги, несмотря на то, что руководители звукозаписывающей компании считали его «слишком джазовым» для работы с поп-звездой. Но «Off the Wall» стал таким же успешным, как и «Thriller». Оба альбома были записаны в студии за несколько дней без сна и на пределе возможностей, как и предпочитал работать мистер Джонс.
Их последняя совместная работа, «Bad» (1987), создавалась более года и, по мнению мистера Джонса, стала их самой отточенной, но наименее спонтанной работой.
В 2017 году, через восемь лет после смерти Джексона от случайной передозировки наркотиков, мистер Джонс выиграл судебный иск, поданный против наследников артиста, и получил компенсацию в размере 9,4 миллиона долларов за невыплаченные гонорары за использование песен, которые он спродюсировал для посмертного концертного фильма Джексона «This Is It».
С возрастом мистер Джонс всё больше воспринимался как выдающаяся музыкальная личность, связующее звено между джазом и хип-хопом, мастер смешения стилей для создания новых. Незадолго до смерти в 1974 году руководителя оркестра Дюка Эллингтона он подарил мистеру Джонсу фотографию с надписью: «За Q, который отменит классификацию американской музыки».
Квинси Делайт Джонс-младший родился 14 марта 1933 года в Саут-Сайде Чикаго. Его детство прошло в бедности, которая усугубилась Великой депрессией. Чтобы прокормить семью, его бабушка занималась ловлей и приготовлением крыс.
В семь лет Квинси увидел, как его талантливую в музыке, но эмоционально неустойчивую мать поместили в психиатрическую лечебницу из-за, по всей видимости, шизофрении. Его отец, мастер на все руки, был связан с печально известной бандой с Блэк-стрит.
«Всё, что я видел, — это трупы, автоматы Томпсона и наркоманы, а также кучи денег в подсобных помещениях», — рассказывал мистер Джонс в интервью The Guardian. «Когда мне было семь, я прибил свою руку к забору выкидным ножом. Когда ты ребёнок, ты хочешь быть тем, кого видишь, и я хотел быть гангстером».
Отец Квинси почти не появлялся дома, и его воспитывала мачеха, которая явно предпочитала своих детей и часто била мистера Джонса. «Когда мне было 12, — вспоминал он позже, — я дал ей отпор и вышвырнул её к чёртовой матери. Но нельзя сидеть и ныть из-за этого».
Примерно в то же время его отец переехал в штат Вашингтон, чтобы работать на военно-морской базе во время войны. Мистер Джонс с друзьями ворвался в местный развлекательный центр, чтобы украсть еду и газировку.
«В конце концов я вломился во все кабинеты начальников, и в одном из них я увидел маленькое пианино и закрыл дверь», — рассказал он позже рэперу и музыкальному продюсеру Dr. Dre в его радиошоу «The Pharmacy» на Beats 1. «Что-то внутри меня сказало: «Идиот, вернись в тот кабинет!» Я вернулся в кабинет и прикоснулся к пианино… и каждая капля крови в моём теле сказала: «Вот чем ты будешь заниматься всю оставшуюся жизнь». И это спасло мне жизнь».
В средней школе он присоединился к хору и школьному оркестру и быстро стал признанным музыкальным вундеркиндом. Помимо других инструментов, он научился играть на барабанах, тубе, валторне и фортепиано, но его сильной стороной стала труба. Вскоре он приобрёл популярность в местных клубах.
Руководитель оркестра Бейси, с которым мистер Джонс познакомился во время поездки по городу, научил его сложным приёмам аранжировки. В 15 лет его наняли играть и аранжировать в оркестре Лайонела Хэмптона, но жена руководителя оркестра вытащила его из автобуса, когда тот собирался выехать из Сиэтла, и приказала сначала окончить школу.
После окончания учёбы в Schillinger House в Бостоне, который сейчас называется Музыкальный колледж Беркли, он отправился в турне с Хэмптоном. В ходе этого турне он познакомился с такими известными музыкантами бибопа, как Чарли Паркер и Телониус Монк.
Как и многие музыканты того времени, он увлекался наркотиками, в том числе героином, марихуаной и таблетками. «Это обостряет чувства», — говорил он в интервью Sunday Telegraph. Но, как сказал сам Бёрд: «Если ты не умеешь играть, это тебе не поможет», — сказал он, используя прозвище Паркера.
После долгого турне по Европе с группой он решил остаться в США и работать аранжировщиком и дирижёром-фрилансером. Он сотрудничал с блестящим, но несчастным трубачом Клиффордом Брауном над созданием знаковых записей, а также с такими известными певцами, как Вашингтон и Джонни Мэтис.
Он гастролировал по Европе с группой Гиллеспи, затем поселился в Париже, погрузившись в культурную среду, где были Жозефина Бейкер, Джеймс Болдуин, Франсуаза Саган и Пабло Пикассо, а также «множество безумцев». Его трудоголизм и пристрастие к алкоголю разрушили его первый брак с возлюбленной детства Джери Колдуэлл, от которой у него родилась дочь.
Мистер Джонс привлёк внимание критиков благодаря своему биг-бэнду начала 1960-х годов, который выступал на джазовом фестивале в Монтерее и в нью-йоркском ночном клубе Birdland. Но он погряз в долгах и хотел быть «там, где крутятся настоящие деньги» — за кулисами в качестве руководителя лейбла и продюсера.
После ухода с поста вице-президента Mercury в 1965 году мистер Джонс переехал в Лос-Анджелес, чтобы заняться сочинением музыки для фильмов. В 1961 году он снялся в шведском фильме и драме Сидни Люмета «Ростовщик» (1964), где Род Стайгер сыграл владельца ломбарда в Гарлеме, который мучается чувством вины после Холокоста. Этот фильм привёл к предложению написать музыку для «Мираджа» (1965), крупного студийного фильма с Грегори Пеком в главной роли — амнезиаком, расследующим убийство, в котором его обвиняют.
Позже мистер Джонс написал музыку для фильмов, в том числе «В разгар ночи» (1967), где пел Чарльз, и «Из-за любви к Айви» (1968), а также для телесериалов, таких как «Айронсайд», и нескольких ситкомов и развлекательных шоу с Биллом Косби в главной роли.
Он получил премию «Грэмми» за лучший джазовый инструментальный альбом 1969 года «Walking in Space», в записи которого приняли участие лучшие сессионные музыканты — флейтист Хьюберт Лоуз, виртуоз игры на губной гармошке Тутс Тилеманс и барабанщик Грейди Тейт. Они создали джазовые фанк-аранжировки песен из мюзикла «Волосы» и композиций, включая «Убийцу Джо».
Его браки с Колдуэлл, шведской моделью и актрисой Уллой Андерссон и актрисой «Отряда модов» Пегги Липтон закончились разводом. У него были отношения с актрисой Настасьей Кински, которая была на 28 лет младше его и от которой у него родилась дочь. У него осталось ещё шесть дочерей, в том числе актриса Рашида Джонс от третьего брака, и сын.
В 1974 году мистер Джонс едва пережил две аневризмы головного мозга, из-за которых ему пришлось отказаться от игры на трубе, но не от своего страстного желания сочинять музыку. Как было рассказано десять лет спустя в статье Rolling Stone, его близкие собрались вокруг его больничной койки после операции, опасаясь худшего. Ослабленный мистер Джонс медленно поднял руку и показал им средний палец.
— Если вы думаете, что я ухожу, — пробормотал он, — забудьте об этом.
...
Наши каналы:
...