Найти в Дзене

Образ поезда в музыке: по железным дорогам мелодий и нот

Оглавление

Трудно представить нашу жизнь такой, какая она есть сейчас, не будь в ней рельсов и поездов. Многие из нас каждое утро спускаются в метро, чтобы добраться до работы, а вечером используют его же, чтобы попасть домой после непростого дня. Самая первая железная дорога общего пользования в современном понимании была открыта в 1825 году в Англии Джорджем Стефенсоном. Это было железнодорожное полотно 26 миль в длину (что равно сорока километрам), которое соединяло Стоктон и Дарлингтон. А ведь, по сути, современное нам метро – та же железная дорога, только под землёй.

Появление железных дорог и других открытие технического прогресса в начале XIX века дало толчок соответствующим изменениям и в мире искусства. Образ рельсов, вагонов и стука колёс прослеживается в музыкальных произведениях самых разных авторов в разные годы во многих странах мира. Давайте узнаем, что же хотели сказать музыканты и композиторы, используя железную дорогу как основу для своих работ.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Шарль Валантен Алькан «Железная дорога» (1844)

Композиция французского композитора-романтика Шарля Валантена Алькана стала одним из первых в мировой истории примеров музыкальной имитации ритма поезда в движении. Программный фортепианный этюд насчитывает более пятисот тактов в удивительном для современников композитора темпе. В «Железной дороге» Алькана нотную запись поясняет пометка "vivacissimamente", что переводится как «чрезвычайно оживленно». 112 половинных нот (что равняется 112 тактам сочинения) в минуту (!), как того хотел автор, сыграть практически невозможно. Существует теория, что в пожеланиях Алькана есть опечатка.

Слушать тут.

-2

Артюр Онеггер «Пасифик 231» (1923)

Авторство одного из самых узнаваемых изображений движущегося поезда в музыке принадлежит французскому композитору Артюру Онеггеру. Жанр этой композиции классифицирован самим Онеггером как «симфоническое движение», который сначала был для него лишь инструментом для экспериментов с поэтапным, «механистическим» нарастанием и затуханием фактуры и темпа. К удивлению Онеггера, плоды этих проб поразительно напоминали звук, который издавал легендарный состав «Пасифик». Оригинальное название перетекло на пьесу, принеся ей позже мировую славу.

«Локомотивы для меня — живые существа», — позже утверждал композитор в одном из интервью.

Стив Райх «Разные поезда» (1988)

Незадолго да начала Второй мировой родители юного Стива Райха развелись, поэтому несколько лет подряд будущему композитору приходилось ездить на поезде через весь континент. Вскоре ему в голову пришла следующая мысль: если бы он жил в Старом Свете, то, вероятно, ездил бы на составах, которые свозили евреев в концлагеря. Так появилось трёхчастное сочинение «Ранние поезда» для струнного квартета и магнитофонной ленты. В музыке слышно традиционные железнодорожные спецэффекты: монотонный стук колес, скрежет тормозов, гудки паровоза (композитор утверждал, что в США они звучат в кварту или квинту, а в Европе — в трезвучие). Но исключительным фундаментом композиции стало не всё это, а обычная человеческая речь: в первой части («Америка перед войной») Райх использовал интервью с гувернанткой своих детских лет и с проводником американского поезда, во второй («Европа во время войны») — найденные в архивах аудиосвидетельства выживших узников концлагерей, а в третьей («После войны») — и то, и другое. В 1989 году его запись с ансамблем Kronos Quartet получила премию «Грэмми».

Послушать все часть можно тут:

ВКонтакте | ВКонтакте
-3

Виктор Цой «Электричка» (1982)

В ХХ веке образ классической железной дороги эволюционировал в образ электропоезда — «электрички». Новая интерпретация возникла в том числе в одноимённой песне рок-поэта Цоя. Музыкант раскрывает перед слушателями проблемы передвижения личности в масштабах пространства и времени, её движение по дороге судьбы и эволюцию индивида с метафизического ракурса. В песне Цоя образ электрички приобретает негативное значение и символизирует отсутствие гармонии в жизни. Слушая песню Цоя, люди могут ощутить безнадёжность и безвыходность:

Я вчера слишком поздно лёг, сегодня рано встал
Я вчера слишком поздно лёг, я почти не спал
Мне, наверно, с утра нужно было пойти к врачу
А теперь электричка везёт меня туда, куда я не хочу
-4

Цоя, думаю, найти несложно :)

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊