Найти в Дзене

По берегу Байкала от пади Ушканья к стоянке древнего человека, где мы тоже постояли

/Иркутская область/ День был наполнен солнцем, а тропа поднялась еще выше над Байкалом. В солнечный день озеро сливается с небом, граница теряется, и начинает казаться, что ты идешь по тропе прямо в небе... или в озере. Это в любом случае странно и восхитительно. А дальше, за этим озером (или небом?), ничего нет. Огромный мир схлопнулся до пределов видимости, завернулся коконом. Идти по Большой Байкальской тропе удобно. Место это очень комфортное: с одной стороны — нетронутый цивилизацией край, с другой — понимаешь, что раз есть тропа, значит, ты не один во Вселенной и люди тут когда-то ходили. Впрочем, теперь все пикники остались совсем далеко, пришлось громко петь. Когда уставали, замыкающий включал портативную колонку, и мы слушали про «Группу крови на рукаве», «Королеву Жанну» и «Районы, кварталы, жилые массивы...» — репертуар самый разнообразный. Первозданная тишина лучше любых песен, конечно. Шуметь приходится в целях безопасности. Медведь здесь — вершина пищевой цепочки, бояться

/Иркутская область/

День был наполнен солнцем, а тропа поднялась еще выше над Байкалом. В солнечный день озеро сливается с небом, граница теряется, и начинает казаться, что ты идешь по тропе прямо в небе... или в озере. Это в любом случае странно и восхитительно.

Старт от пади Ушканья
Старт от пади Ушканья

А дальше, за этим озером (или небом?), ничего нет. Огромный мир схлопнулся до пределов видимости, завернулся коконом.

На Большой Байкальской тропе
На Большой Байкальской тропе

Идти по Большой Байкальской тропе удобно. Место это очень комфортное: с одной стороны — нетронутый цивилизацией край, с другой — понимаешь, что раз есть тропа, значит, ты не один во Вселенной и люди тут когда-то ходили. Впрочем, теперь все пикники остались совсем далеко, пришлось громко петь. Когда уставали, замыкающий включал портативную колонку, и мы слушали про «Группу крови на рукаве», «Королеву Жанну» и «Районы, кварталы, жилые массивы...» — репертуар самый разнообразный.

Первозданная тишина лучше любых песен, конечно. Шуметь приходится в целях безопасности. Медведь здесь — вершина пищевой цепочки, бояться ему некого, он у себя дома. При этом медведь — существо неконфликтное. Тут важно не перепутать: медведи не трусы, они просто не понимают природы неприродных звуков и выяснять что-либо не настроены. Поэтому лучший способ избежать встречи с медведем — шуметь. Тогда и медведь захочет этой встречи избежать. А медведи берегу Байкала — явление вполне нормальное и за диковинку не считаются.

Границы между небом и Байкалом просто нет
Границы между небом и Байкалом просто нет

Пока потенциальная возможность встречи с медведем оставалась единственным экстремальным обстоятельством похода. В остальном это был поход мечты — погода прекрасная, дорога хорошая.

Спустя некоторое время, правда, случилось затруднение. Спутники мои собрались на краю высокого берега, по которому мы шли. Оказалось, что впереди препятствие — лестница вниз к самой кромке Байкала, где идти предстояло по мелким камням.

Надо сказать, что тяжесть этого испытания я недооценила, внутренне посмеиваясь. Лестница выглядела традиционно и трудности никакой для спуска не представляла. Почти сразу по ходу движения образовался завал из больших камней, его мы без труда преодолели вместе. А вот мелкие прибрежные камушки, по которым пришлось идти, как оказалось, скрывали в себе подвох.

Спустя некоторое время ходьбы по такому грунту ноги стали ощутимо побаливать. Чтобы идти, приходилось прикладывать больше усилий, чем обычно. При каждом шаге камни рассыпались под ступней, нога немного проваливалась, и когда вес переносился на нее и она становилась опорной, то еще под воздействием этого движения и отъезжала назад. Новый удивительный опыт, которого не избежать, ведь слева от нас был Байкал, а справа — скальная осыпь, идти можно только по прибрежной полосе, что мы и продолжали делать.

Долго ли, коротко, а мы вышли наконец к короткой тропинке, которая поднималась на высокий берег, образовавший как будто ступеньку. Едва взобравшись наверх, мы тут же и устроили лагерь на поляне среди Кадилинских скал, в пади Малая Кадильная.

Солнце грело, и некоторые мои спутники решились даже искупаться. Искупаться — слово слишком смелое для Байкала в июне. Но зайти, окунуться и быстро выбежать — подвиг, посильный многим. Только заходить лучше в сандалях, чтобы суметь гарантированно выйти обратно по тем же мелким скользким камушкам, в которые проваливаются леденеющие ноги.

Пляжик около лагеря
Пляжик около лагеря

И всё же среди нас были герои, которые смогли проплыть несколько метров и даже сделали это дважды. Честь и хвала таким! А я не в их числе.

Тем более что уже поспел обед, и я наслаждалась им, прислонившись спиной к указателю тропы.

Предстояло еще сходить к стоянке древнего человека, что совсем недалеко и невысоко, около километра пешком и 150 метров набора. Я уже писала как-то, что прежде в походах могла какую-нибудь радиалку и пропустить, но только не тут! Сил этот поход оставлял достаточно, а природного любопытства мне, в принципе, не занимать. Дорога к стоянке древнего человека была намного более увлекательной, чем сама стоянка, я расскажу об этом в следующей публикации поподробней, чтобы сохранить хронологическую последовательность, ведь все фото я сделала уже на обратном пути во время спуска.

На самом деле в Малой Кадильной пади около десяти пещер. Мы посетили, наверно, самую известную из них. После узкого и короткого лаза открывается большая «комната», где древние люди стояли, а возможно, и сидели у очага, устроенного под вытяжным отверстием.

Археологи пришли сюда аж в середине XIX века и нашли остатки культуры железного века. Для той поры место оборудовано было весьма неплохо: на высокой скале с хорошей вытяжкой и одновременно освещением. Но по мне, так в палатке как-то уютней и, кажется, даже теплее, чем в этом каменном мешке. Мы пробыли там совсем недолго и выбрались обратно к солнечному свету.

На выходе из пещеры
На выходе из пещеры

25.06.2024, Ушканья падь – падь Малая Кадильная, примерно 9 км ногами, набор и сброс высоты около 150 м.

Нас ждала ещё дорога к лагерю и там целый неторопливый вечер в Малой Кадильной пади. Об этом — в следующей публикации. Подпишитесь, чтобы не пропустить. И читайте уже опубликованные истории из этого похода в подборке → Байкал.