Предисловие
Термин "автомобиль" означает "самодвижущаяся повозка". Однако в современном контексте этот термин обычно относится только к транспортным средствам, которые имеют автономные двигатели, будь то двигатели внутреннего сгорания, электрические или паровые. История автомобилестроения началась более двухсот лет назад (autos - "сам" и лат. mobilis - "движущийся"), когда начали изготавливать первые "самодвижущиеся" повозки.
С тех пор технологии значительно эволюционировали, и автомобили стали важной частью нашей повседневной жизни. Современные автомобили сочетают в себе функции, которые обеспечивают удобство, безопасность и эффективность передвижения. Использование различных типов двигателей и новейших технологий продвигает автомобильную промышленность вперед, делая автомобили более экологичными и экономичными. Таким образом, автомобили не только облегчают транспортировку людей и грузов, но и представляют собой результат многовековых исследований и достижений в области инженерии и дизайна.
Автомобили, которые мы наблюдаем сегодня на улицах городов и загородных шоссе, были разработаны всего несколько десятков лет назад. Однако история создания автомобиля насчитывает несколько сотен лет.
Всё начинается с малого
Все началось с колеса. Люди не только охотились, они стали засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города; началась торговля камнем, лесом, зерном… При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не могла не родиться.
На протяжении всей истории человечество стремилось не только облегчить свой труд, но и сократить время на перемещение из «точки А в точку Б». На самом деле, люди не остановились на создании колеса, ведь им не хотелось самим таскать грузы или управлять телегами и тачками. Поэтому они начали использовать прирученных животных, таких как лошади и буйволы, которые запрягали в повозки или сани.
Самым древним средством передвижения считаются сани, хотя в некоторых местах такой способ передвижения используется и поныне. Раньше в России для передвижения по бездорожью, не только зимой, но и летом применялись повозки, похожие на сани, которые назывались волокушами.
Повозки
Древнейшие повозки появились на Ближнем Востоке в середине IV тыс. до н.э. Затем они распространились по всему свету.
Затем повозку стали делать на четырех колесах. И назвали телегой или колымагой. Начиная с древних времён и заканчивая нашим временем люди используют телеги в сельском хозяйстве.
С чего началась история автомобилей
Идеи многих машин и механизмов принадлежат гению Леонардо да Винчи. Не обошлось без его участия и на этот раз. Среди чертежей Леонардо нашелся проект самоходной повозки. Она имела три колеса и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга. Их вращение производилось системой шестеренок. Для управления было предусмотрено четвертое маленькое колесо, к которому крепился руль. Предполагается, что свою самоходную повозку Леонардо разработал в конце XV века, а применять ее планировалось в театре и на карнавальных шествиях. Однако, история распорядилась иначе. Потомков конструкции Леонардо можно увидеть где угодно, но только не на театральной сцене.
Паровые тележки
Первым кто установил на телегу паровой двигатель был член иезуитской миссии в Китае Фердинанд Вербист. Он создал, при содействии местных китайских мастеров, свою машину в 1672 году и довольно подробно описал её в книге «AstronomiaEuropea». Эта машина не предназначалась для человека, её длина составляла всего 65 сантиметров. И вообще Фердинанд Вербист создал её как игрушку для тогдашнего китайского императора. Первый автомобиль в истории работал за счет выделения пара в котле и выходил из трубы, двигая тем самым колеса.
Но настоящая паровая машина появилась только через 100 лет благодаря Николя-Жозеф Кюньо – французскому изобретателю, который создал «огненную телегу» для перевозки оружия. К слову, это изобретение стало прообразом паровоза.
Первые электромоторы
Паровые двигатели плохо прижились на автомобилях. Они были не надежны и опасны, имели большие размеры. Поэтому конструкторы искали другие источники энергии. В 1828 году бенедиктинец Аньош Иштван Йедлик (ÁnyosIstvánJedlik) изобрел первый электромотор и поставил его на миниатюрную модель автомобиля.
Идею подхватили другие конструкторы. Первые работоспособные электромобили были собраны в 30-40-х годах XIX века. Первопроходцами можно считать британца Роберта Андерсона (RobertAnderson), шотландца Роберта Дэвидсона (RobertDavidson) и американца Томаса Девенпорта (ThomasDavenport). Их изобретения не могли похвастаться надежностью и высокой скоростью передвижения. Но со временем конструкция электромобилей совершенствовалась, а их производство увеличивалось. В 1899 году был поставлен рекорд – автомобиль с электродвигателем развил скорость 100 км/ч.
Изобретение бензинового двигателя
Важным этапом было изобретение бензинового двигателя. Первый в мире бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием был создан талантливым российским конструктором Огнеславом Костовичем в 1882 году. Он является важнейшим изобретением XIX столетия и совершил настоящую революцию в сфере транспорта, став определяющей вехой в развитии всей современной автомобильной индустрии.
Когда Огнеслав Костович продемонстрировал своё изобретение, двигатель внутреннего сгорания выглядел как настоящее волшебство. Он комбинировал топливо с воздухом, чтобы превращать химическую энергию в механическую работу.
В современном мире бензиновый двигатель внутреннего сгорания применяются повсеместно.
Создание бензинового двигателя Огнеславом Костовичем положило начало совершенно новой эры технологического прогресса по всему миру.
Эволюция автомобилей XX века
В последующие годы на рынке автомобилестроения появились известные бренды, такие как Mercedes Benz, FIAT и Peugeot. Автомобили этих марок стали настоящим прорывом в индустрии. В отличие от транспортных средств других компаний, они больше напоминали современные автомобили, чем традиционные кареты без лошадей. Главной причиной подобного изменения являлась премиальность брендов — их машины изготавливались по индивидуальным заказам и стоили значительные суммы. Инженеры этих компаний прилагали все усилия для достижения высокой производительности и уникальности своих автомобилей, что позволяло им выделяться на фоне конкурентов.
К 1930-м годам автомобили превратились в товар широкого потребления. Введение определенных стандартов повысило их удобство и безопасность. Обогреватель стал неотъемлемой частью автомобиля, а более дорогие модели начали оснащаться радио.
В 1940 годы во многих странах снизилось производство автомобилей, причиной этому была Вторая Мировая Война. В этот промежуток времени в США не было выпущено ни одной гражданской машины. Но после 1945 года развитие автопрома продолжилось. После войны стало развиваться большое количество производителей Германии и Японии.
К 1960 годам, в связи с развитием авиации, в США стали очень популярны машины своеобразных тематических форм. Громкие и прожорливые масл кары были на расхват. А в 1959 году компания Volvo представила элемент – ремни безопасности.
К 1980 году интерес к масл карам начал угасать, что было связано с резким увеличением цен на бензин. В результате, автопроизводители начали сосредотачиваться на создании моделей с более экономичным потреблением топлива. На рынке автомобилей появился новый элемент безопасности – подушки.
В девяностые годы машины становились более округлыми. В автомобили устанавливали все больше и больше подушек безопасности, и различных гаджетов. Так к нашему времени в машинах появилась мультимедиа система на дисках, а в последствии и USB носителях. В Современных автомобилях уже ставятся огромные сенсорные дисплеи. С каждым днем автомобиль становится все удобнее и большинство уже не представляет себе машину без ABS, круиз контроля и усилителя руля.
Совершенствование технологий привело к появлению новых классов автомобилей: спортивные автомобили и автомобили премиум-класса, которые стали символами статуса и достижения.
С появлением искусственного интеллекта и технологий автономного вождения мы стоим на пороге новой эры, где автомобили смогут ездить без водителя.
В то время как история автомобилестроения была полна изобретений и инноваций, будущее обещает быть еще более волнующим. Мы можем ожидать новых технологий, источников энергии и возможностей, которые продолжат менять наш мир. В конце концов, автомобили — это не просто транспортные средства, они — часть нашей жизни, культуры и истории.