Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 По закоулкам Эрмитажа: роскошь и изысканность перламутра.

Когда-то давно я писала большую статью о роскошных кубках, сделанных из раковин Наутилусов: меня завораживала тонкость работы и хрупкость материала, из которого европейские мастера создавали настоящие шедевры декоративного искусства. И вот, совсем недавно, на просторах Эрмитажа я случайно наткнулась на несколько из них. «Находка», вопреки своей ценности, обнаружилась вовсе не в копилке драгоценностей, а в обычной экспозиции, которая постоянно доступна для любого желающего и посвящена декоративному искусству Франции 17-18 веков. Среди нагромождения многочисленных сложных, вычурных изделий из золота, серебра и бронзы эпохи барокко и рококо взгляду в первый момент сложно за что-то «зацепиться»: обилие роскошных деталей, блеск драгоценных металлов оглушают и немного дезориентируют. Неудивительно поэтому, что хрупкие кубки-наутилусы, «затерявшиеся» в столь изысканном окружении, остаются без должного внимания посетителей. А ведь это по-настоящему уникальные шедевры, представляющие собой отд

Когда-то давно я писала большую статью о роскошных кубках, сделанных из раковин Наутилусов: меня завораживала тонкость работы и хрупкость материала, из которого европейские мастера создавали настоящие шедевры декоративного искусства. И вот, совсем недавно, на просторах Эрмитажа я случайно наткнулась на несколько из них.

Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.
Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.

«Находка», вопреки своей ценности, обнаружилась вовсе не в копилке драгоценностей, а в обычной экспозиции, которая постоянно доступна для любого желающего и посвящена декоративному искусству Франции 17-18 веков.

Среди нагромождения многочисленных сложных, вычурных изделий из золота, серебра и бронзы эпохи барокко и рококо взгляду в первый момент сложно за что-то «зацепиться»: обилие роскошных деталей, блеск драгоценных металлов оглушают и немного дезориентируют.

Неудивительно поэтому, что хрупкие кубки-наутилусы, «затерявшиеся» в столь изысканном окружении, остаются без должного внимания посетителей. А ведь это по-настоящему уникальные шедевры, представляющие собой отдельное направление декоративного искусства, длиною несколько столетий.

Отличительной чертой этих шедевров является их особое значение, которое некогда приписывалось им людьми и придавало дополнительную ценность.

Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.
Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.

Огромные раковины тихоокеанских моллюсков поначалу были для европейцев экстравагантной диковинкой: в 13 веке первые попавшие в Европу спирали завораживали своей необычной формой и ласковой мягкостью переливов нежного перламутра...

Возможно, в роскошных раковинах виделось нечто фантастическое — они воспринимались как свидетельство необычайных богатств, загадочных секретов, таящихся в глубинах морских пучин, доказательство существования мифическим монстров, которыми так щедро иллюстрировали свои работы средневековые картографы...

Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.
Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.

Естественно, что очень быстро раковины Наутилуса стали символом роскоши и достатка — ведь позволить себе нечто исключительное и уникальное могут только по-настоящему богатые люди. Дополнительным фактором была также и хрупкость раковины, подчас достигавшей тонкости бумажного листа.

Поначалу раковины закупались у индийских и китайский мастеров, к тому времени достигших определенных успехов в очищении раковин, в частности в травлении раковин растворами кислот для снятия верхних слоев.

Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.
Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.

Но затем, с началом эпохи Великих географических открытий, появлением колониальных империй и ростом экспорта из азиатских стран, европейцы сами стали мастерами в изготовлении изделий из раковин этого необычного моллюска.

Почему-то самыми востребованными в «кабинетах редкостей» стали именно кубки-наутилусы. Кто-то писал, что подобная специфика обусловлена самой формой раковины, кто-то объяснял это связью с поверьем в исключительные свойства перламутра — якобы при попадании яда, он был способен менять цвет...

Все бы ничего, но из подобных кубков никто и ничего никогда не пил — они изначально создавались как предмет декора, призванный подчеркнуть статусность и состоятельность своего владельца.

В эпоху Возрождения в раковинах видели символ золотого сечения - идеальной красоты, порядка, гармонии... перламутр же воспринимался как олицетворение чистоты и непорочности... Раковина сама по себе — символ дальних странствий, путешествий, чего-то исключительного и необычного, но вместе с тем еще и напоминание о бренности жизни, ведь она некогда фактически была частью живого существа...

Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.
Из экспонатов Эрмитажа, весна 2024 г.

Учитывая подобное смешение символов и смыслов, форма кубка была, наверное, самой удачной для огранки подобного исключительного предмета: она позволяла синтезировать все эти символы в одном, представив роскошную раковину как олицетворение мироздания, некой высшей сущности всего живого, идеального духа, объединяющего в себе силу стихий, загадки жизни и тайну истиной красоты...

Из-за хрупкости раковины, большинство таких изысканных и исключительных шедевров навсегда утеряны — их изображения сохранились лишь на полотнах художников. Хотя некоторые, единичные экземпляры все-таки сохранились и дошли до наших дней в виде экспонатов музейных коллекций.

Отрадно, что одна из самых лучших таких коллекций находится именно в нашей стране... Какие еще находки мы обнаружим в путешествиях по закоулкам богатейшего из музеев, покажет время, с теми же из них, что уже попали в объектив наших «поисков», можно познакомиться в отдельной подборке.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи данной подборки:

По закоулкам Эрмитажа | В поисках красоты | Дзен