Первая Симург говорят пережила три разрушения мира. Симург так многому научилась, прожив так долго, что считается, что она обладала знаниями всех веков. В одной легенде говорилось, что Симург прожила 1700 лет, прежде чем погрузиться в пламя. Ее перья имеют цвет меди и способны менять окрас от серебряного до золотого. Еще на заре времен она могла нести на себе три головы, одна из которых была собачья, вторая орла или грифа и третья человека. У нее было до четырех крыльев. И величественный хвост как у павлина. Лапы же ее были львиные.
Последующие мельчали, впрочем как и весь мир. Последняя кто оставил потомство и когда оно подросло, бросилось в пламя, прожила около семи сотен лет. В "Книге Царей" она приравнивается к божествам. Хом, назначенный первым жрецом, – это сущность божественности, свойство, которое он разделяет с Симургом. Гнездо ее было на горе Эльбрус, где она является сторожем, восседающим на горе, отделяющей потусторонний мир.
В персидской мифологии Симург является символом могущества, мудрости и бессмертия. Она часто изображается как защитник справедливости и помощник героев в их приключениях. Например, в «Шахнаме» — национальной эпической поэме Персии, созданной Фирдоуси, Симург играет важную роль в помощи героям в их битвах и приключениях.
В зороастрийской религии Симург ассоциируется с верховным божеством Ахура Маздой и его спутниками — йазатами. В некоторых текстах Симург описывается как одно из йаздов, божеств, которые борются против злого духа Ангра-Майнью. В зороастризме Симург также ассоциируется с солнцем, небом и бессмертием.
В суфизме, мистической традиции ислама, Симург является важным символом. В суфийской поэзии, такой как (Собрание птиц) Фарид ад-Дина Аттара, Симург представляет собой высшую истину, к которой стремятся суфии. В этом поэтическом произведении Симург описывается как огромная птица, в которую входят тридцать видов птиц, представляющие различные аспекты божественного. Суфии рассматривают Симурга как символ единства и гармонии всего сущего.
Изображения Симурга можно найти в персидском искусстве, начиная с периода Сасанидов (III — VII века н.э.) и продолжающиеся до наших дней. Он часто изображается на миниатюрах, коврах, монетах и других произведениях искусства. В персидской литературе Симург появляется в различных формах, таких как поэзия, эпос и фольклор. Наиболее известным произведением, в котором рассказывается история Симурга, является «Шахнаме» Фирдоуси.
Голова человека или орла, орлиные лапы, крылья, мудрость и долголетие не чего не напоминает? С некоторым отличием Сфинкса, Грифона и Гарпию. Да и некоторых других персонажей. Все разные, с разной судьбой, средой обитания и в тоже время похожи. Как Индийский слон на Африканского слона, как оседлая Касатка на кочевую Касатку, как сибирский Волк на полярного Волка. И как всегда множество примеров, тысячи письменных и устных источников, картины, барельефы на стенах дворцов, не говоря уже о защитных амулетах.