Найти в Дзене
InFocus

Россия в параллельных мирах, Раскольников в худи и оболганный «Свидетель»

Классический вопрос – что делать? На сегодняшний день не имеет ответа. Нет рецепта появления у большей части общества независимого мышления, которое создается/вырабатывается в процессе самостоятельной, созидательной деятельности. В работе над собой.

Лишь немногие обладают этим свойством/способностью как среди «потребителей культурных продуктов», так и среди его «создателей» в кинематографе, в литературе, в театре…Не говорим о представителях шоу-бизнеса, где коммерческий альянс Шнура, внедрившего матерщину в молодежный сленг, и так называемой Инстасамки- «за деньги –все» - мгновенно находит потребителя, готового за 60 млн. заполучить эту парочку для выступления на корпоративе … И это не удивляет, если немалую часть нашей молодой аудитории «воспитывают» блогеры, вроде Ивлеевой, соул-певицы Аники или татуированных рэперов, а люди в двадцать лет не способны писать без ошибок. Что писать, думать им в тягость!

Прилетело из Тик - Ток очередное повальное увлечение молодых европейской модой на образ жизни «brat», ставшее движением минувшего лета с подачи британской певички, клона «Инстасамки». Словцо «Вrat», дерзкий, «переосмыслено как «характеризующееся уверенным, независимым и гедонистическим отношением… движение «Вrat» стало воплощением любви к себе, позитивного отношения к своему телу и выбора сексуального стиля, что стало резким отходом от предшествующего тренда «чистых девушек», который пропагандировал такие вещи, как йога, ранний отход ко сну и зачёсанные назад волосы».

Действительно, долой «чистых девушек» с зачесанными назад волосами. Нам бы с квадроберами разобраться…

Между тем, удобно прикрывшись лицемерным «о вкусах не спорят», толерантностью и прочим в том же ключе, ответственные за культуру в чиновных креслах, усвоив словечко постмодернизм, наделяют грантами и госфинансированием, а потом снисходительно наблюдают за реализацией «проектов», где корежится классика, где разномастные «шнуры» и «самки», «вампирши-гуманистки», «дьяволы в бане», «физруки с кривым членом», магические «людоеды» и прочая нечисть плодятся и благоденствуют на сцене, экране, в книжной продукции…

Присоединяюсь к крику души в Телеграм, равносильному гласу вопиющего в пустыне: «Каждый раз, когда пишешь, что у нас третий год идет война и хорошо бы приоритеты несколько сменить с мирного времени, сразу накидывается куча идиотов с визгом «Вы что, хотите, чтобы люди перестали развлекаться и отдыхать?», «Вы предлагаете лишить людей салютов?» и т.п. Действительно, ну, как можно лишить бедную публику «салютов», «адских голых» вечеринок» в центре столицы с ценой за билеты до миллиона, литературного фестиваля ЛиТР (Литература Тихоокеанской России), где обсуждались, к примеру, такие темы: «Как не проснуться с шизофренией?», «Патриотизм - это модно», «Романтизация преступлений. Действительно ли маньяки умные?» и проходила творческая встреча «Феномен российских маньяков»!

Конфликт на Украине при всем драматизме дал шанс и бесценный импульс к самоорганизации и самопознанию в обществе. И одновременно разделил его на несколько сегментов – параллельных миров, несовместимых и противостоящих друг другу. Им не сойтись. Самые активные из враждебно воспринявших события после 24 февраля 22 года, считавшие себя гражданами «мировой цивилизации», массово покинули пределы, по их понятиям, неисправимо авторитарной/фашистской «России –агрессора». Многие, пережив некоторый шок, с многозначительной старательностью отмалчиваются по поводу происходящего, демонстративно держат нейтралитет (фигу в кармане) и живут с надеждами «все будет, как прежде», сохраняя привычки и рефлекторный образ существования с тусовками, празднествами, презентациями, награждениями друг друга. Преподнося все это даже как своеобразный вызов Z-патриотам, среди которых, увы, оказалось немало приспособленцев. По меткому определению прозаика Юрия Полякова, «коммерческих патриотов», конвертирующих поддержку линии власти в дензнаки на всевозможные мега-проекты типа флагштока за 30 млн. в Нижнем Тагиле, стелы во Владимире за 140 млн рублей или на международные форумы «объединенных культур», совершенно пустые по содержанию, «для галочки». На что можно рассчитывать с такой «элитой», которая или ловко «пилит» госсредства под брендом «патриотизм», или прямо поддерживает политического врага, или на льготный кредит под бизнес-стартап устраивает «адский бал» в центре столицы?

Предполагаемая стела Трудовой доблести во Владимире.
Предполагаемая стела Трудовой доблести во Владимире.

Конечно, было бы не справедливо не сказать о том, что все «крупные каналы, стримы по СВО, ряд частных СМИ, центры волонтерской деятельности, даже промышленные центры и ряд технопарков, которые сейчас в некоторой степени управляют общественным мнением и влияют на государственную политику, были созданы волей и силой, милосередием и самоотверженностью отдельных людей, без какой-либо поддержки, и даже в чем-то вопреки государству». Вот это «вопреки» и касается, в основном, современной культуры.

С другой стороны, Инстасамка и Шнур – это прекрасно! Лучшее лекарство от иллюзий, что в умах происходят коренные перемены, чтобы не забывать про реалии общества, в котором не изжит культ барыша, процветает дурновкусие и мещанская пошлость. Как иначе, к примеру, назвать назойливую банковскую рекламу на центральных каналах ТВ, где бесстыдно используются трогательные или трагические сюжеты из Пушкина или Достоевского? Когда россиянам без тени иронии демонстрируют самую дорогую ресторанную позицию в стране - завтрак для гурманов за десятки тысяч рублей в московском ресторане «Белуга» (Lenta.ru, Общественная служба новостей)? Хотя чего ожидать, если культуру перевели в экономическую плоскость. Монополию на слово вручили дельцам.

Фото: Shutterstock / Fotodom
Фото: Shutterstock / Fotodom

В кинематографе тоже происходит немало

интересного, показательного для нынешней культурной ситуации. Согласно «Бюллетеню кинопрокатчика», после коммерческого успеха жутковатой «Чебурашки» запустили около 40 новых проектов - ремейков советской классики мультфильмов. Скоро нас «порадуют» новыми фильмами по «Простоквашино», о Мамонтёнке, об Алисе Селезнёвой и многим другим. Уже вышли «Бременские музыканты» и анонсированы две новые части «Чебурашки». Этот «поток» пугает, потому что заговорили о ремейках таких знаменитых картин, как «Москва слезам не верит», «Летят журавли», «Золушка»… Не без страха ожидаешь и выхода на широкий экран нового фильма режиссера В. Мирзоева по «осовремененному» «Преступлению и наказанию». Провальным был его опыт экранизации (2011) на современный лад «Бориса Годунова» А. Пушкина, что не помешало профинансировать его новый, психоделический, «эксперимент» с Достоевским, о котором, в частности, пишет в рецензии обозреватель «Коммерсанта»: «И цитаты эти, и осовремененные реалии, и внезапное явление Родиону в горячечном бреду Владимира Ильича Ленина, и прочий постмодернизм для самых маленьких должны подсказать, что перед нами не просто экранизация классики, а ее «переосмысление»… В «Преступлении и наказании» такой подход парадоксальным образом не заостряет актуальность хрестоматийного текста, а скорее наоборот».

Кадр из фильма "Преступление и наказание"; режиссер – Владимир Мирзоев; производство – ZOOM Production, "Плюс Студия"
Кадр из фильма "Преступление и наказание"; режиссер – Владимир Мирзоев; производство – ZOOM Production, "Плюс Студия"

Примерно по аналогичному поводу звучит в одном из ТГ-каналов мнение знаменитого режиссера, художника и сценариста Гарри Бардина. Очень точно он говорит «об отсутствии новых идей и паразитировании на советском (добавим – классическом) наследии. Похоже, создать что-то новое и уникальное, то, что сможет само стать классикой и остаться в веках, не выходит. И то, что запускается столько ремейков - это, по сути, роспись в своей недееспособности. А что делать, когда закончатся не переснятые фильмы и мультфильмы? Переснимать их по второму и третьему кругу?».

Напрасно призывает Карен Шахназаров обратить внимание на саботаж чиновничества на самом верху. Замечательный режиссер, создатель выдающегося «Белого тигра» неоднократно предлагал, в том числе в своих выступлениях на ТВ, «показывать в школах классику отечественного кино, которое представляет собой пример высокого вкуса и качества, транслирует ценности, которые отстаивает наша страна». Эту идею К. Шахназаров высказал и на Совете по культуре, где присутствовал Владимир Путин. Президенту мысль показалась интересной, и он ее поддержал. Что произошло далее, сам мэтр рассказал в интервью: «… было заседание после Совета по культуре. Я смотрю – поручения нет. Я говорю: а вот вроде президент поддержал? Говорят, а министерство сочло это нецелесообразным. Я говорю: ребят, у нас вообще кто страной руководит? Президент или министерство? Если президент сказал, вы включите хотя бы в поручение. Включили, но всё это, естественно, так и ушло в песок и до сих пор в песке».

Пески бывают зыбучими, «плавунами», способными за считанные минуты целиком поглотить как животное, так и человека. Такие «пески» в среде общественности, особенно связанной с культурой, искусством, могут следа не оставить не только от репутации человека, но и от его творчества. Яркий пример – режиссер Ю. Быков. Пока занимался глорификацией средствами кинематографа темных психических отклонений в сериале «Метод», либеральная тусовка поднимала его на щит как чуть ли не гения. Но едва вошел в тему «перезапуска» скрытых агентов, внедренных зарубежными спецслужбами в российские властные структуры и крупный бизнес в сериале «Спящие», который даже сегодня, в ситуации СВО, в реальности проснувшихся «спящих», боятся повторить на ТВ, затравили зрелого мастера так, что пришлось Ю. Быкову со слезами каяться перед «задававшими тон» в культуре «властителями мнений». Сегодня иные из них - далече, иные – по праву иноагенты. Про затаившихся, ожидающих «перезапуска», промолчим…

Кадр из фильма «Свидетель».
Кадр из фильма «Свидетель».

Нечто подобное, прямо скажем, не менее позорное, произошло с фильмом «Свидетель» (реж. Давид Дадунашвили). Множество документальных картин и сюжетов, снятых очевидцами и участниками событий на Украине, уже было показано по центральному ТВ, вскрыты изнанка Майдана, ложь про Бучу и Мариуполь, вышло множество интервью с людьми, пережившими жестокий террор в Харькове в 14 году и в Киеве в первые дни СВО. И вот появляется «Свидетель», более глубокий и масштабный по замыслу фильм, чем созданный ранее на ту же тему драматический «Солнцепек» (реж. М. Вассербаум и М. Бриус). Что происходит в дальнейшем? Сеанс магии с разоблачениями: настоящий праздник на либеральной улице, выразившийся во множестве «похоронных» рецензий и откликов в августе 2023 года, когда эта картина об атмосфере в Киеве в начале спецоперации, о судьбах людей, попавших в огонь войны и острейшего идейного поединка, о корнях звериной ненависти к «москалям» не окупилась в прокате. Буквально каждый из пишущих смаковал, что кассовые сборы - всего примерно 15 млн рублей при бюджете в 180 млн!

Некто кинокритик Иван Филиппов написал следующее в Instagram*: «сумма, которую заработал фильм за уикенд «при отсутствии конкуренции — это не просто провал, это позорное поражение». «И это важно, потому что важно зафиксировать: российская аудитория НЕ ХОЧЕТ платить деньги за пропаганду о ***** [военной операции — прим. RTVI]», — добавил он».

Такие персонажи - «мечены» коммерцией, для них самое главное – сколько «заработал»! Потому и балдеют от восторга перед каким-нибудь «железным человеком» и суммами от его проката. Что касается пропаганды, только самые наивные или равнодушные к судьбе России люди за годы спецоперации, столкнувшись с валом фантастических и предвзятых версий о нашей стране в кичащихся своей «неполживостью» самых известных и статусных западных СМИ, не сумели\не захотели разобраться в том, что такое пропаганда на самом деле.

Кадр из фильма «Свидетель».
Кадр из фильма «Свидетель».

Но есть еще более важное, открывающееся на примере «Свидетеля», вышедшего на экраны практически без всякой рекламы да еще при почему-то закрытой премьере. По реакции на одну только тему этого фильма, в частности, в сети, можно понять, насколько публика наша развращена «развлекаловом». И готова за это платить! Отгораживается любыми способами от того, чтобы задуматься о серьезных проблемах, касающихся личного выбора, совести и ответственности каждого перед лицом грозной, не виртуальной, реальности. Авось, пронесет…

Лейтмотив всего фильма «Свидетель» - противостояние главного героя, случайно оказавшегося в Киеве в февральско- мартовские дни 22 года известного бельгийского музыканта, считающего себя «гражданином мира», в незабываемом исполнении Карэна Бадалова, и националиста, руководителя отрядов теробороны, убедительно и талантливо сыгранного Александром Дьяченко - прямо наводит на мысли о том, что выбравшие своим знаменем ложь и насилие неизбежно в какой-то момент увидят себя в зеркале истории, если не канатными плясунами под чужую музыку, так полусгнившими монстрами. А так не хочется это увидеть.

Людмила Лаврова