Эта история началась утром 29-го марта 1989-го года, когда на Ленинградский вокзал в Москве прибыл поезд из Таллина.
Одни из первый на платформу сошли две 17-летние школьницы из Эстонии – Криста Сарап и Эда Эйкла. Девушки планировали попасть на выставку французских художников в Пушкинском музее, однако они и подумать не могли, что это небольшое путешествие станет для них последним.
Путешествие школьниц в Москву
Криста и Эда учились в выпускном классе Таллинской школы №46 с художественным уклоном. В разгар весенних каникул девушки отпросились у родителей на пару дней в Москву, чтобы посмотреть выставку и купить масляные краски, которые было сложно достать в родном Таллине.
В Москве девушки планировали остановиться у родственников Эды. Тот факт, что в большом городе за школьницами будет хоть какой-то контроль, успокаивал родителей.
Еще двух одноклассниц девочек – Кристель Алек и Элло Лийв – родители в Москву не отпустили. Возможно, что это спасло их жизни.
В то время, несмотря на железный занавес, Москва притягивала многих туристов не только архитектурным достоянием, но и разнообразием выставок. К местам культурного отдыха всегда стягивалось немало молодежи. Кто-то расширял кругозор, другие искали вдохновения или родственную душу.
Для учениц таллинской школы Москва была возможностью получить новые впечатления и вдохновение. Каждая из девочек после выпуска хотела связать свою жизнь с творчеством, поэтому решили поступить в эстонскую академию художеств.
Подруги не вернулись домой
Их поездка не задалась с самого начала. Уже на Ленинградском вокзале девочки поняли, что потеряли 50 рублей. В наше время эта сумма эквивалентна примерно 10-ти тысячам.
Туристки вернулись к вагону в надежде, что деньги найдутся там, но проводница попросила девушек вернуться к 5 вечера. Мол, если после уборки пропажа обнаружится, то она ее отдаст, но деньги так и не были найдены.
Но эта потеря лишь ненадолго омрачила настрой юных художниц. Они направились к дяде Эды, оставили там свои вещи, пообедали и начали собираться на прогулку.
Перед выходом девушки попросили купить им билеты в Таллин на 30-е марта, затем попрощались, пообещав вернуться к 20:00.
Родня прождала школьниц до глубокой ночи. Когда они не вернулись и под утро, тревога охватила всю семью. Мобильных телефонов в то время еще не было, а искать подружек самостоятельно в огромном городе было нереально.
Надежда оставалась на милицию, но по какой-то причине родственники Эды обратились в органы лишь 31 марта. По всей видимости, там их попросили подождать те самые пресловутые 3 дня.
Однако к моменту обращения у правоохранителей уже был готов ответ на вопрос: «Что случилось с девушками?».
Жуткая находка в лесу
Оказалось, что накануне, вечером 30-го марта, в одном из московских отделений РУВД раздался звонок. Некий мужчина взволнованно сообщил, что гулял с собакой в лесу в Лосином острове и обнаружил 2 тела.
Опергруппа тут же прибыла на указанное место. В 30-ти метрах от грунтовой дороги среди проталин лежала девушка. Одежда на ней была разорвана, руки связаны. В паре метров от нее было обнаружено еще одно тело, обмотанное ремнем.
Специалисты установили, что девушки ушли из жизни от асфиксии примерно за сутки до их обнаружения. Перед этим над ними надругались. Об этом говорили характерные травмы и следы на одежде.
Однако само преступление произошло не в лесу, там лишь оставили тела. На это намекали отпечатки мужской обуви и следы волочения.
Также на верхней одежде подруг нашли следы земли, которая отличалась по составу от почвы в Лосином острове, а под ногтями одной из девочек были найдены частички бетона.
Возможно, что изначально эстонок держали в неком гараже или в другом уединенном строении, где все и произошло. Помимо следов асфиксии, эксперты нашли следы на их затылках.
Работа следователей
Вскрытие показало, что в течение дня Эда и Криста ели лишь суп на обеде у родственников и ликерные конфеты, которые девушки взяли с собой из Таллина. Это означало, что туристки не заглядывали в рестораны или закусочные по приглашению незнакомцев.
Известно, что при себе у девушек при себе были золотые украшения и деньги, которые исчезали.
В кармане одной из жертв правоохранители обнаружили записную книжку, а в ней эстонские номера телефонов. Сначала сотрудники РУВД связались с коллегами из Эстонии, чтобы уточнить, не поступало ли им заявление о пропаже двух гражданок, но там ничем помочь не смогли. А когда на следующий день в милицию заявили об исчезновении двух 17-летних школьниц из Таллина, все встало на свои места.
Спустя время, перебирая десятки показаний, сотрудники УГРО установили примерную картину того рокового дня.
С правоохранителями связалась одна из пассажирок того самого поезда, которая ехала вместе с девушками в одном купе. Она сообщила, что те ни с кем не знакомились, и никто подозрительный к ним не подходил.
На платформе соседки попрощались, свидетельница пошла в сторону метро, а Эда и Криста к стоянке таксистов. С Ленинградского вокзала школьницы добрались до родственника Эды, затем отправились в Пушкинский музей, расположенный недалеко от Кремля.
После девушки планировали погулять по Арбату и зайти в художественную лавку за красками.
Далее их след путается.
Версия произошедшего
Правоохранители начали выдвигать версии дальнейших событий.
Например, Эда и Криста могли сесть в такси или попутку, а за рулем, как известно, не всегда оказываются добросовестные люди. Некто мог увезти девушек в неизвестном направлении, надругаться, лишить жизни и оставить тела в лесу района Лосиноостровской улицы
Отметим, что тогда Лосиноостровская была окраиной, за ней начинался огромный лесопарк, известный как Лосиный остров, площадь которого составляет почти 13 тысяч гектар.
Дорога, рядом с которой были найдены девушки, была безлюдна и не освещена. Фонарей на ней не было, а машины ездили редко.
Получается, что водитель, подобравший девушек, прекрасно знал, что в этом районе никто не помешает его злым умыслам.
Правоохранители опросили десятки людей, а сотрудницы в гражданском несколько месяцев играли роль туристок, чтобы поймать преступника на живца. Однако этот путь оказался тупиковым и так ни к чему и не привел.
Странный аноним
Подозревали в расправе над эстонками и их знакомых. Так, на допрос в отдел попал молодой человек по имени Дмитрий, сын подруги матери Эды. В то время он тоже находился в Москве.
Вторым подозреваемым стал бывший одноклассник девушек, который перебрался с семьей в столице, но оба парня оказались непричастны. У всех было железное алиби. В 89-м году правоохранители проделали большую работу, чтобы найти хотя бы зацепку в деле.
Опросы свидетелей, беседы с родственниками и друзьями девочек, проверки общественных мест, дежурство у вокзалов, десятки экспертиз – в совокупности все это составляло 7 томов уголовного дела, но ответа на их страницах так и не появилось.
Через несколько месяцев эстонцы из народного объединения пообещали награду в 5 тысяч рублей за любую информацию, которая выведет на след неизвестного преступника. Это объявление появилось в местных газетах, на крупную сумму позарилось немало мошенников.
Но один аноним сообщил, что готов предоставить ценную информацию по делу, но только в личном разговоре с отцом Кристы. Он назначил встречу на Арбате и попросил взять обещанные 5 тысяч с собой. Звучали подозрительно, но мужчина был готов пойти на риск.
Он приехал в столицу, пошел к правоохранителям, которые прикрепили к нему небольшой микрофон, и отправился к назначенному времени на арбат, но к мужчине так никто и не подошел.
Уважаемые читатели, мы не можем уместить эту длинную историю в одну статью. Если вам интересно узнать о продолжении этого запутанного дела, то обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть.