Советская парфюмерная классика - это тема, которая простирается гораздо дальше, чем может показаться на первый взгляд.
Хотя всем известные духи «Красная Москва» бесспорно занимают лидирующее место среди самых популярных ароматов своего времени, это лишь малая часть масштабного и увлекательного мира парфюмерии той эпохи.
Небольшое отступление в историю:
В Российской Империи парфюмерная промышленность демонстрировала стремительный рост, развиваясь с каждым годом. Существовало множество местных производителей, к которым присоединились и иностранные компании. Однако в период революции все они были национализированы, и, к сожалению, многие из них прекратили своё существование. Лишь немногие французские парфюмеры, согласившиеся продолжить деятельность за валюту, остались работать в стране. В результате, вплоть до 1925 года более 80% натуральных эфирных масел и синтетических ароматических соединений импортировалось в СССР из-за границы.
Понимая, что такая зависимость недопустима, советское руководство решило предпринять активные шаги для улучшения ситуации. С 1940 года в СССР началось активное развитие парфюмерной промышленности, сосредоточив всё внимание на местных специалистах, производстве и ингредиентах.
Тем не менее, полностью удовлетворить потребности в сырье было невозможно, поскольку ряд уникальных ингредиентов имел географическую привязку и добывался лишь в определённых регионах. Поэтому всё, что могло расти и благоухать в различных климатических зонах СССР, стали производить на местах. Другие натуральные компоненты закупались у дружественных стран, которых в те времена было предостаточно.
К 1930 году, среди оставшихся иностранных специалистов, лишь один - Август Мишель - продолжал трудиться в нашей стране.
Этот француз, который приехал в Россию в начале XX века, стал ключевой фигурой на парфюмерном рынке страны после революции, когда был назначен главным парфюмером фабрики «Новая заря».
Указанием сверху ему было решено предоставить двух учеников, Погудкина и Иванова, которые обслуживали парфюмерные фабрики своими техническими навыками. Благодаря этому Иванов получил специальный статус и стал главным парфюмером предприятия «Новая Зара», взяв на себя ключевую роль в возрождении отечественной парфюмерной индустрии.
Локальные фабрики в Советском Союзе постоянно трудились над созданием новых и уникальных запахов. Благодаря этому многие ароматы стали символами своего времени и до сих пор вызывают интерес как у коллекционеров, так и у простых любителей парфюмерии.
Манон
Одним из наиболее ярких представителей советской парфюмерии был аромат «Манон», созданный в первой половине 20-го века талантливым парфюмером Августом Мишелем. Этот шедевр стал настоящим воплощением изысканности и стремления к прекрасному в советском парфюмерном искусстве.
Духи "Манон" были предназначены для молодого и энергичного поколения комсомолок, стремившихся к новым идеалам и свободам.
Название аромата отсылало к героине Манон Леско романа Антуана Франсуа Прево (или аббата Прево) "История Манон Леско и кавалера де Гри", что добавляло ноту романтики и меланхолии к образу, который они создавали. Основные ноты композиции, такие как ландыш и гвоздика, придавали аромату тонкое, легкое и нежное звучание, которое идеально вписывалось в атмосферу юности и надежд.
Эти духи завоевали такую популярность, что их выпуск продолжался вплоть до 1980-х годов.
Каменный цветок
Другим значимым ароматом своего времени стал «Каменный цветок».
Существует распространенное заблуждение относительно года его создания - многие связывают его с 1949 годом, вероятно, из-за выхода одноименного фильма.
Тем не менее, в книге химиков Войткевича и Хейфица "От древних благовоний к современной парфюмерии и косметике" указано, что духи появились на свет только в 1955 году. Композицию создали талантливые парфюмеры П. В. Иванов и А.В. Грибанова.
Этот роскошный аромат пленял своим уникальным сочетанием множества нот. В его составе проявлялись яркие акценты бергамота, шалфея и тимьяна, которые гармонично переплетались с оттенками бархатцев, мускуса, ириса и сандалового дерева, дополненными сладостью гречишного меда. В итоге была создана благородная горько-сладкая композиция, которая оставила заметный след в мире парфюмерии.
Важно отметить, что в "Каменном цветке" использовался синтетический мускус, полученный благодаря новым технологиям, которые открыли новые горизонты для отечественной парфюмерии.
Именно он стал одной из причин, по которой "Каменный цветок" получил признание на международной выставке в Брюсселе. Жюри оценило не только красоту аромата, но и его инновационность, что стало важным шагом для советской парфюмерии на мировой арене.
«Каменный цветок» стал не только популярным ароматом, но и настоящей иконой, олицетворяющей роскошь и элегантность. Дизайн флакона и упаковки данного аромата был тщательно проработаны. Коробка напоминала уральский малахит и открывалась, словно распускающийся цветок, а изящный флакон с крышкой в форме цветка вызывал ассоциации с грацией хрусталя. Несмотря на распространенные мифы о том, что флакон был сделан из горного хрусталя, на самом деле его изготавливали из стекла с последующей ручной обработкой. Ручная работа, включающая полировку швов и шлифовку граней на стоппере, придавала флакону особый блеск и элегантность, что делало его желанным предметом для коллекционеров.
Эти духи стали идеальным подарком для самых известных и красивых женщин мира.
В Советском Союзе «Каменный цветок» воспринимался не просто как парфюм, но как настоящий символ стиля и изысканного вкуса. Примечательно, что Никита Хрущев подарил этот аромат Жаклин Кеннеди на Венской конференции в 1961 году, что подчеркивает его былой статус на международной арене.
В каталоге 1970-х годов "Каменный цветок" описывается как вечерние духи, предназначенные для особых случаев.
Этот аромат продолжает жить в памяти людей, вызывая ностальгические чувства и восхищение.
Малахитовая шкатулка
Вопрос о конкретном годе выпуска набора духов "Малахитовая шкатулка" по-прежнему вызывает споры и интерес среди исследователей и любителей парфюмерии. Предполагается, что его производство могло начаться в промежутке между 1957 и 1960 годами.
Следует отметить, что ароматы, входящие в состав "Малахитовой шкатулки", такие как "Алмаз", "Сапфир" и "Аметист", были представлены на рынке значительно раньше появления самого набора и изначально реализовывались отдельно.
Эти духи являлись уникальным творением, каждое из которых обладало своей индивидуальностью, но при этом их объединяло неуловимое сходство, похожее на три разных этапа жизни одной женщины.
Духи "Алмаз" можно охарактеризовать как символ безмятежной юности и пробуждающейся чувственности. Они звучали довольно легкомысленно и непринужденно. Нарциссы и тюльпаны здесь придавали свежести и легкой горечи. А вот сочетание розы и мимозы в сердце привносили в композицию некое шипровое покалывание, которое смягчал иланг-иланг. Цибетин проявляемый в шлейфе аромата, в сочетании с мускусом создал чувственный и женственный след.
"Аметист" представлял собой аромат, отражающий образ женщины, которая уже не наслаждается безмятежностью юности, но еще не достигла спокойной мудрости. В этом возрасте женщина стремится привлекать внимание окружающих, и ее сердце переполнено эмоциями. В этом аромате цвели жасмин, розы и ирисы, создавая яркую и чувственную палитру. Пудра, цибетин и амбра подчеркивали женственность, а мед добавлял сладости и теплоты.
"Сапфир" - более зрелый из трех ароматов в коллекции и томный, сочетал в себе табачные, животные и амбровые ноты, создавая некоторое тяжеловесное ощущение.
А вообще в описании пирамид всех трех ароматов существует некоторая путаница и на разных ресурсах интернета описание может разительно отличаться - особенно насчет Сапфира.
Одно несомненно: каждый из ароматов "Малахитовой шкатулки" представлял собой не просто запах, а целую историю, наполненную эмоциями и переживаниями.
Голубой ларец
Не менее интересным является аромат "Голубой ларец", который появился в конце 1940-х годов на парфюмерно-косметической фабрике "Новая заря" в Москве.
Этот аромат стал ярким представителем группы цветочных композиций и был выпущен в честь 800-летия Москвы. На коробках первых выпусков можно было увидеть соответствующую надпись, что подчеркивало важность события.
Пирамида аромата "Голубого ларца" состояла из нескольких уровней: верхние ноты включают альдегиды, ландыш, персик, груша и апельсин, что создавало свежий и яркий старт. Ноты сердца представляли собой гармоничное сочетание иланг-иланга, флердоранжа, гвоздики и фиалки, что добавляло глубины и многогранности. Базовые ноты, состоящие из бобов тонка, цибетина, амбры и мускуса, завершали композицию.
.
Советская парфюмерия также включала в себя множество других ароматов, которые отражали дух времени и культурные изменения. Например, духи «Ландыш серебристый» стали популярными в 1950-х годах и олицетворяли простоту и свежесть, а «Сирень» вызывала ассоциации с весной и романтикой. Каждый из этих ароматов имел свою историю и уникальные черты, которые делали их особенно привлекательными для потребителей.
Все эти ароматы служили не только средством самовыражения, но и символом эпохи, в которой они были созданы, сохраняя в себе атмосферу и настроение времени.
.
В последние годы интерес к советской парфюмерии возрос, и коллекционеры стремятся заполучить редкие экземпляры, которые стали настоящими артефактами эпохи. Некоторые из этих ароматов, несмотря на прошедшие десятилетия, продолжают вызывать ностальгию и восхищение, а их уникальные формулы остаются загадкой для современных парфюмеров.
Для тех, кто еще сомневается в бывшем величии нашей фабрики "Новая заря" некоторые цифры и факты:
1958 г. - Гран-при и Золотая медаль международной выставки в г. Брюссель. Брюссель рукоплескал и превозносил ароматные российские творенья. Золотая медаль безоговорочно отдана духам "Красная Москва". Гран-при присуждено созвездию ароматов "Каменный цветок", "Жемчуг", "Черный ларец", "Огни Москвы", одеколон "Северный".
1978 г. – Золотая медаль. ГДР, Лейпциг, Международная выставка-ярмарка. Духи «Дебют» - единогласно признаны лучшими.
1980 г. – Золотая медаль. «Инхеба 80», Братислава, Международная химическая ярмарка. Лучшим ароматом признаны духи «Олимпиец».
1982 г. – Золотая медаль. «Инхеба 82», Братислава, Международная химическая ярмарка. Лучший аромат года единодушно – духи «Незнакомка».
1982 г. – Золотая медаль. Болгария, Пловдив, Международная выставка-ярмарка. Лучшим парфюмерным набором по праву признаны «Вешние воды».
1985 г. – Золотая медаль. «Инхеба 85», Братислава, Международная химическая ярмарка. Духи «Вальс цветов» - всеобщий восторг, признание и заслуженная награда.
1986 г. - Золотая медаль. Болгария, Пловдив, Международная выставка-ярмарка. Лучший набор – «Московский Кремль».
1989 г. - Золотая медаль. «Инхеба 89», Братислава, Международная химическая ярмарка. Духи «Фуэте» - лучшие.
1999 г. - Медаль. Первая национальная премия "Жемчужина парфюмерии", г. Москва.Парфюмерная вода "Русская Красавица" удостоена Первой национальной премии "Жемчужина парфюмерии" как лучший женский аромат.
2000 г. - Золотая медаль на Международной выставке-ярмарке "Гурман-2000", г. Москва. За парфюмерную воду "Красная Москва".
2000 г. - Золотая медаль на Международной выставке-ярмарке "Гурман-2000", г. Москва. За туалетную воду "Океан".
2001 г. - Гран-При "Золотой Гурман", г. Москва. За парфюмерную воду "Зеленый чай".
2003 г. - Главный Приз. Франция очарована. Парфюмерная линия "Букет России" удостоена I места в категории "Шарм и элегантность"в рамках 12-й конкурс за премию Франсуа I в области дизайна парфюмерии класса "Люкс", Франция, г. Коньяк.
2003 г. - Туалетная вода "Белый чай" удостоена Золотой медали на VII Национальном конкурсе на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию, г. Москва.
2003 г. - Парфюмерная линия "Букет России" удостоеная Золотой медали в рамках X Международной выставки парфюмерии и косметики "Intercharm 2003".
2004 г. - Духи «Белый чай» награждены Золотой медалью на Международном конкурсе «GOLDEN GALAXY» в номинации «For high quality. New millennium».
2004 г. - Духи «Русская красавица» награждены Золотой медалью на Международном конкурсе «GOLDEN GALAXY» в номинации «For high quality. New millennium».
2004 г. - Туалетная вода «Океан» награждена Серебряной медалью на Международном конкурсе «GOLDEN GALAXY» в номинации «For high quality. New millennium».
.