Сегодня отмечает юбилей выдающийся искусствовед, основатель художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина, заслуженный работник культуры России Валентина Ивановна Бородина.
Мы познакомились в 1992 году, когда я пошел в первый класс, а Валентина Ивановна в голодные и нищие 1990-е подрабатывала в выходные дни преподаванием рисования в школе. Фактически она более 10 лет провела без единого выходного дня, служа музею и детям, которых она не только учила рисовать, но и с глубоким пониманием рассказывала об искусстве, философии творчества, пытаясь пробудить глубины сознания. До сих пор помню и слышу от нее в многочисленных повторах о том, что человек рождается дважды: один раз из утробы матери, а второй раз из социальной утробы. Как гусеница, вылупившаяся из кокона, которая должна стать бабочкой. Долгое время Бородина старалась стать будильником для людей, пробуждая в них стремление стать бабочками, а не умереть гусеницей. Философия искусства, сознание, дух – это те вопросы, которые волнуют ее до сих пор и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стал ее проводником.
Уже в осознанном возрасте, в 2000 году я пришел к ней музей и больше оттуда не выходил. Ходил к Бородиной после школы и вместо школы. К тому времени художественный отдел Хвалынского краеведческого музея уже стал самостоятельной институцией, состоящей из двух отделов: мемориального дома-музея и художественной галереи. Бородина уже два года была полновластной хозяйкой пространства, которое со всей основательностью начала обустраивать: расчистила подвал, заливала в нем пол и устроила там дополнительные выставочные площади, нашла возможности для подключения галереи к центральному отоплению, потому как топиться 150 летними печками было трудно и малоэффективно. Несмотря на то, что галерея была открыта еще в 1961 году, именно при Валентине Ивановне она стала настоящим музеем со своим лицом и со своей миссией.
Часто в кабинете у Валентины Ивановны можно было увидеть самых разных людей – гостей города и коренных хвалынцев: художников Владислава Полякова, Сергея Серова, Дмитрия Хохлачева, заходил начальник отдела культуры Петр Дежуров, саратовский фотограф Николай Титов и др. А август в картинной галерее превращался в бесконечную круговерть гостей, встреч и разговоров. Именно в это время в город приезжали художники из разных регионов России на ежегодные хвалынские пленэры. Геннадий Губанов из Санкт-Петербурга, Василий Мезер из Иванова, Владимир Белоусов из Красноярска, Владимир Мошников и Павел Маскаев из Саратова с группой коллег и учеников. Постепенно люди уходят, а им на смену приходят другие, по той же натоптанной тропе. Так на смену культурной среды и людей из 1990-х – начала 2000-х пришли другие. Только неизменным остается Она. Наша Валентина Ивановна. Она, как стержень социо-культурного явления хвалынства и как носитель традиции и знания. Для нас.
В начале ХХI столетия Валентина Ивановна быстро освоила все прелести цифровой революции. Вместе с сотрудниками, руками Сергея Королева она создавала документальные фильмы о хвалынских художниках, истории города, наследии. Эти работы – останутся для будущих поколений как системные знания, которые были накоплены за годы работы. Она научилась обрабатывать фотографии, верстать сборники материалов петроводкинских конференций, которые она проводит с 1988 года раз в 5 лет и, находясь безвыездно в провинции – держать связь с внешним миром: переписываться с людьми с разных городов и континентов, смотреть спектакли и мировые премьеры, слушать лекции и пр. Цифровизация закрыла потребность Бородиной не столько в общении с внешнем миром, сколько к доступу к информации, к архивам страны, откуда она заказывает копии документов, связанных с жизнью и творчеством героя всей своей жизни. В это же время фонды музея пополнялись предметами интерьера и декоративно-прикладного искусства местного происхождения. Были спасены десятки раритетов, участь которых была быть выброшенными на свалку или оказаться в лапах заезжих скупщиков антиквариата.
Валентина Ивановна непревзойденный лектор и экскурсовод. Благодаря ее неравнодушию были спасены не только многие художественные произведения, но и происходит атрибуция портретной живописи. Она не упускала последнюю возможность найти живых свидетелей или самих портретируемых. Сегодня это сделать уже невозможно.
В 2003 году хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина под долгими уговорами и обещаниями светлого будущего стал частью – филиалом Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. К сожалению, со временем стало ясно, что все это оказалось профанацией, которая должна была спасти лицо тогдашнего генерального директора, вовлеченной в судебные разборки и скандалы. В коллективе их до сих пор называют «Пуническими войнами». Как бы то ни было, но за эти годы Радищевский музей не провел в Хвалынске ни одной приличной выставки, не привез ни одной значимой работы, зато стал вольно распоряжаться коллекцией нашего музея, выводя из сложившейся экспозиции лучшие произведения, отдавая их на выставки в другие музеи или забирая на многолетнюю реставрацию. Мало кто знает, но Бородиной приходится бороться и с этим проявлением «безумной мачехи». И практически никто – о том, что, находясь в составе федерального музея, тамошняя кадровая служба ни разу не вспомнила, что Бородина не была в отпуске 12 лет!!! Это о многом говорит. И в первую очередь о том, что музей для Валентины Ивановны стал настоящим домом, который она построила, в котором ей комфортно и который она защищает. Куда стремятся люди.
В 2016 году при поддержке нашего земляка В.В. Володина в музее был произведен первый капитальный ремонт, а в 2019 году отреставрированы уникальные росписи Льва Радищева, созданные в 1900-е гг. и расчищенные из-под слоя побелки В.И. Бородиной в начале 2000-х.
Валентина Ивановна автор сотни научных статей в различных сборниках и журналах, эксперт аукционных домов и частных коллекционеров, в 2021 году, наконец, выпустила собственную монографию «К.С. Петров - Водкин. Новая оптика для коллектива Земли». В книге изложены результаты ее исследований и познания философии творчества художника, которым она посвятила всю свою жизнь.
Хвалынску повезло дважды: в ней родился гений, а спустя время – талантливый исследователь его наследия. Именно два этих явления помогли сохранить нашему городу важный культурный код, живую традицию, которая, как сказал кто-то из мыслителей – есть передача огня, а не поклонение пеплу.