Прошло полгода.
После больницы Сашенька переехал жить в квартиру Надежды Андреевны и Ильи Викторовича. К моменту выписки в квартире уже стояла кроватка для Саши и было куплено все необходимое. Надежда и Илья делали все своими силами, к Грише не обращались, чувствовали, что сын до конца не принял их решение. Родители пытались еще раз поговорить с сыном, напряженность, возникшая в отношениях, их печалила, но Гриша ничего обсуждать не хотел. У него не было обиды на родителей, не было злости или какого-то негатива, скорее непонимание, ощущение, что так быть не должно.
Продолжение рассказа "Оставаться человеком"
Глава 31
- Ты осуждаешь нас за то, что мы взяли Сашеньку? - в одном из разговоров прямо спросил Илья Викторович, - или тебя коробит от того, что это ребёнок Светы?
- Меня ни от чего не коробит. Просто это все не укладывается в картину мира. После известия о том, что у меня, якобы, есть ребенок, моя жизнь перевернулась с ног на голову и прийти в нормальное состояние не торопится. Поэтому, пап, не обижайся, но мне нужно время. Я должен принять, понять, успокоиться.
- Хорошо. Я тебя понял. Просто знай, мы с мамой любим тебя и не собирались делать тебе больно.
- Я понимаю, - кивнул Григорий.
Для себя вопрос с Сашенькой он закрыл. По просьбе родителей не торопился оспаривать отцовство, а те, заручившись поддержкой юриста и женщины из опеки, оформляли все необходимые документы.
Пока все формальности не были улажены, связь с Надеждой Андреевной держала Ирина. Она переживала за Сашеньку, несколько раз навещала его в больнице, а потом звонила Надежде, справлялась о его здоровье.
Когда все документы были готовы, Ира выдохнула с облегчением. Она не стала говорить Надежде Андреевне о своих мыслях и о том, что думала забрать Сашу, если у Надежды и Ильи ничего не получится. Ирина, правда, не знала, как уговорить на такой шаг мужа. Максим был против:
- В тебе говорит жалость, гормоны и странное благородство. Только думать-то надо головой… Как ты будешь справляться с двумя малышами? Потянешь физически? А я финансово потяну? Да и хочу ли…
Наверное, в первый раз за все годы совместной жизни Ирина поссорилась с мужем. Понимала, что не готова терять семью, но и жить с мыслью о том, что Сашенька в детском доме не сможет.
Ира выдохнула с облегчением, когда Надежда и Илья стали официальными опекунами.
Григорий к тому моменту перевелся работать в другой филиал своей фирмы. Он переехал не в город, где жила Дарина. Отношения с ней у Гриши закончились. Она честно сказала, что не готова к проблемам, которые обязательно возникнут у родителей Гриши с Сашкой.
- Какие проблемы? Мои родители взрослые люди и…
- Вот именно. Они взрослые люди. Гриш, не вижу смысла ничего обсуждать. Я не изменю своего решения.
- Я тебя услышал.
Как ни странно, расставание с Дариной Григорий пережил спокойно. Конечно, скучал немного, но каких-то душевных терзаний и желания вернуть её любой ценой, не было. Гриша сконцентрировался на работе, а еще стал ходить в спортзал и бассейн, решив заняться собой.
Больше всех из-за расставания Григория и Дарины переживала Милана. Она еще долго спрашивала у мамы, когда придет дядя Гриша, очень расстраивалась, что тот не шел и даже пару раз плакала. Дарина успокаивала дочь, думая о том, что больше не хочет знакомить её со своими кавалерами.
- Ни к чему это! – рассуждала Дарина. – Лишнее.
***
Сашенька рос и развивался. Пока документы на него были не оформлены должным образом, Илья и Надежда выкручивались как могли: брали отпуск, отгулы, пару раз привлекли няню, чтобы было кому присмотреть за Сашей. Потом Надежда на полгода взяла отпуск по уходу за ребенком. За это время посетила с Сашей всех врачей, которых рекомендовали пройти после выписки из больницы. Серьёзных проблем со здоровьем у мальчика не было, Света очень активно занималась ребенком в первый год его жизни и смогла нивелировать имеющиеся шероховатости.
В детский сад Саша пошел без особых проблем. Надежда очень мягко приучала его к дошкольному учреждению, а поняв, что мальчику там нравится, со спокойной душой вышла на работу.
Конечно, не всегда и все было гладко. Саша, как, впрочем, и все дети, периодически болел, капризничал и проказничал, но это не вызывала какого-то негатива и агрессии. Надежда и Илья относились к мальчику с большой любовью, учили его всему, развивали и много с ним разговаривали.
Саше было пять, когда Григорий обрадовал своих родителей известием о том, что они скоро будут бабушкой и дедушкой. Гриша уже чуть больше года был женат на прекрасной девушке Ульяне. Она была младше Григория на семь лет, никогда не была замужем, не имела детей, хотя очень их любила. Ульяна работала в детском садике логопедом и обожала своих воспитанников.
Когда Григорий понял, что их отношения с Ульяной не просто дружба и интим без обязательств, то рассказал Ульяне про себя все. Про жизнь со Светой, отношения с Дариной, о том, как на время стал отцом и как родители взяли под опеку Сашку. Гриша не стал скрывать ничего, считая, что отношения должны начинаться с правды. Ульяна выслушала и спросила:
- А сейчас ты принял решение родителей? Или Саша для тебя до сих пор напоминание о бывшей жене?
- Я не воспринимал его как напоминание… скорее… как что-то навязанное. Мне, вроде, и не надо, а на меня все вешают. Это вызывало отторжение. Сейчас все нормально.
Григорий не врал. В его общение с родителями вновь вернулось тепло, понимание, доверие. Гриша принял Сашку, но на это понадобилось время. Теперь, навещая родителей, Гриша всегда привозил подарок «брату», да и общался с ним как с младшим братиком. Саша обожал Гришу.
Родители Григория очень тепло приняли Ульяну, а потом были счастливы появлению у них маленькой Анюты. Во внучке они души не чаяли. А когда Аня чуть подросла, то с удовольствием брали её к себе с ночевкой, а потом и в отпуск.
Конечно, в жизни была не только радость, проблем тоже хватало. Саше было десять, когда его накрыл подростковый возраст. Он стал драться в школе, грубить учителям и одноклассникам. Надежда почти каждый день ходила в школу на разборки, Илья Викторович проводил воспитательные беседы дома, но тщетно. В тот период очень помог Гриша. У него были хорошие, братские отношения с Сашей. Именно Гриша смог выяснить причину Сашиных драк. Одноклассники оказались жестоки. Позволили себе отпустить несколько нелицеприятных шуток про возраст Надежды Андреевны и Ильи Викторовича. Этого Саша стерпеть не мог. В тот момент он уже знал, что не является родным сыном своих родителей, знал, но от этого любил их не меньше. И готов был защищать их честь кулаками. Гриша нашел для брата правильные слова, научил, как справляться с обидчиками, а еще посоветовал пойти на бокс.
- Не для того, чтобы бить кого-то, для уверенности в себе и выплеска негатива.
Со спортом для брата Гриша угадал. Саша попал в свою стихию. Ему нравились тренировки, атмосфера спорта, соревнования. Он показывал хорошие результаты, не позволял себе применять умения вне ринга, но научился взглядом ставить обидчиков на место.
На выпускном в одиннадцатом классе присутствовали не только Надежда Андреевна и Илья Викторович, поддержать брата приехал и Григорий с женой и дочкой. Смотреть на эту семью было приятно.
Начав заниматься спортом, Саша сразу определился со своей будущей профессией. Он хотел быть тренером. Поэтому вопросов с поступлением не было. Саша подал документы в институт физической культуры и спорта. Прошел на бюджет, чем, естественно, порадовал родителей.
В день совершеннолетия Александра Надежда Андреевна и Илья Викторович сообщили парню, что все эти годы сдавали квартиру Светланы. Деньги не тратили, складывали на специальный счет и теперь у Саши есть приличная сумма, чтобы начать взрослую жизнь. Надежда и Илья понимали, что, если сын захочет жить отдельно, но они не имеют права его удерживать. Саша не захотел съезжать, продолжил сдавать квартиру и жить с родителями.
Илья Викторович умер, когда Саше исполнилось двадцать. Он ушел тихо, во сне, будто не желая никого тревожить своим уходом. Надежда Андреевна пережила мужа на пять лет. Все это время с ней жил Саша. Женщина не захотела перебираться в другой город к старшему сыну, хотя Григорий звал. Не было у неё сил бросать насиженное место, да и Сашу оставлять одного не хотела… Он был с ней до последнего вздоха и благодарил Надежду за то, что они с отцом подарили ему счастливое, беззаботное детство.
После смерти родителей Григорий и Саша не перестали общаться, постоянно созванивались, интересовались делами друг друга и всегда были готовы прийти на помощь. Григорий гордился родителям и был рад, что те не испугались взять опеку над Сашей и подарили ему такого замечательного брата.
И он точно знал, что в любой жизненной ситуации надо оставаться человеком, не поступаться своим принципам, делать так, как подсказывает совесть. Гриша считал, что у него и его родителей это получилось. А я спорить не смею! Конец!
© Баранова А.А., 2024