Найти в Дзене
Записки о театре

Кто же знал, что будет так холодно?

В хорошей истории должно быть три героя. Один толстый и неуклюжий, он погибнет первым. Второй боец, его придётся принести в жертву во втором акте. И третий – задумчивый тихоня, который потом расскажет эту историю. В этом отношении спектакль «Мороз» по пьесе Константина Стешика в Пермском «Театре-Театре» в постановке Бориса Мильграма представляет собой каноничную структуру. По сюжету два друга – Василь (Александр Аверин) и Костя (Александр Гончарук) – выкрадывают из морга тело своего друга Сашки, чтобы увезти его куда-то за тридевять земель и подхоронить в могилу его бабушки. Потому что «бабушка его любила, а он её. Он хотел быть с ней». Но исполнить последнее желание усопшего оказывается не так-то просто: по дороге героев застигает такой мороз, что ломается машина и разряжаются телефоны. Автобус не придёт. Ждать помощи неоткуда. Василь по природе своей кажется более сильным и выносливым, более жёстким, принципиальным и целеустремлённым человеком. Ему необходимо выполнить последнюю волю

В хорошей истории должно быть три героя. Один толстый и неуклюжий, он погибнет первым. Второй боец, его придётся принести в жертву во втором акте. И третий – задумчивый тихоня, который потом расскажет эту историю.

В этом отношении спектакль «Мороз» по пьесе Константина Стешика в Пермском «Театре-Театре» в постановке Бориса Мильграма представляет собой каноничную структуру. По сюжету два друга – Василь (Александр Аверин) и Костя (Александр Гончарук) – выкрадывают из морга тело своего друга Сашки, чтобы увезти его куда-то за тридевять земель и подхоронить в могилу его бабушки. Потому что «бабушка его любила, а он её. Он хотел быть с ней». Но исполнить последнее желание усопшего оказывается не так-то просто: по дороге героев застигает такой мороз, что ломается машина и разряжаются телефоны.

Автобус не придёт. Ждать помощи неоткуда.

Фото – Пермский «Театр-Театр»
Фото – Пермский «Театр-Театр»

Василь по природе своей кажется более сильным и выносливым, более жёстким, принципиальным и целеустремлённым человеком. Ему необходимо выполнить последнюю волю друга, чего бы это ни стоило, пусть даже сам он погибнет, волю эту выполняя. Всё движение от машины до кладбища и обратно происходит на топливе его энтузиазма. Вот только уверенность в собственной всесильности и подводит его.

Костя, напротив, производит впечатление слабого и уязвимого человека, гиперчувствительного, что ли. Неслучайно в его речи звучат образные и точные сравнения, метафоры для описания ощущений, которые проживает замерзающий человек. Для него цель жизни в самой жизни, и эта простая истина, как ни странно, позволяет ему выбрать более энергосберегающий режим и в конце концов выжить.

Параллельное повествование, которое ведет герой-рассказчик (Альберт Макаров), наполняет историю объёмом, в котором смыслы переплетаются между собой через латинский текст, по-видимому, заупокойной мессы (второй голос – Дарья Копылова, рояль и арфа – Анна Иванчина) и пересказ минувших событий от лица Кости.

Перед зрителем как бы ставится вопрос выбора между жизнью и долгом, но что, если выполнение последней воли умершего с риском для жизни – это тоже своего рода проживание горя? Мёртвому телу, может быть, уже и не так важно, где лежать (хотя тут вопрос дискуссионный), но ритуал нужен живым, чтобы потом жить.

Автор: Марина Щелканова