Если вы когда-либо задумывались о том, кто стоит за многими культовыми хитами Майкла Джексона (да и бесчисленными музыкальными шедеврами ряда других исполнителей, собственно, тоже), то имя Куинси Джонса должно быть у вас на слуху. Этот без преувеличения легендарный продюсер, композитор и аранжировщик оставил неизгладимый след в мире музыки...
К большому сожалению, вечером 3 ноября легендарного мэтра не стало. Эту печальную новость сообщил представитель музыканта, процитировав слова близких Джонса:
«И хотя это невероятная потеря для нас, мы радуемся тому, что он прожил замечательную жизнь, и знаем, что такого, как он, больше не будет»
Куинси Джонс покинул нас на 92-м году жизни: он ушёл тихо и мирно у себя дома, в окружении самых близких людей... Но память о нём продолжит жить! Это бесспорно. Вспоминая культового композитора и продюсера, мы решили вместе с вами перелистнуть страницы его жизни – такой яркой, блестящей, насквозь пропитанной любовью к музыке...
Начало великого пути, проистекающее из хаоса...
Куинси Джонс-младший родился 14 марта 1933 года в Чикаго, штат Иллинойс. Его детство было далеко не простым. Семья жила в неблагополучном районе, где царили преступность и бедность. Мать, Сара Фрэнсис, страдала от шизофрении и была госпитализирована, когда Куинси было всего семь лет. Отец, Куинси Джонс-старший, работал плотником и старался обеспечить свою семью как только мог.
В одном из интервью Куинси вспоминал:
«Я рос среди насилия и хаоса, но музыка была моим убежищем. Она спасла меня от улиц...»
Когда Куинси исполнилось 10, семья перебралась в Бремертон, штат Вашингтон. Там Куинси познакомился с музыкой более близко. Он начал играть на трубе в школьном оркестре и быстро проявил себя как талантливый музыкант.
В подростковом возрасте Куинси познакомился с Рэем Чарльзом, который тогда только начинал свою карьеру. Они встретились в Сиэтле, где Рэй выступал в местных клубах. Куинси вспоминал:
«Мы были двумя молодыми парнями с большими мечтами. Я водил его по городу, и мы вместе играли музыку ночами напролёт!»
Их дружба и совместные выступления стали фундаментом для дальнейшего роста обоих музыкантов. Впоследствии Рэй Чарльз говорил о Куинси так:
«Он всегда знал, как сделать музыку лучше. Его аранжировки были гениальны»
Отказ от стипендии ради мечты и покорение Нью-Йорка
После окончания школы Джонс получил стипендию для обучения в престижном музыкальном колледже Schillinger House (ныне Беркли) в Бостоне. Однако, судьба распорядилась иначе. В 1951 году ему предложили отправиться в турне с легендарным бэнд-лидером Лайонелом Хэмптоном в качестве аранжировщика и трубача. Не колеблясь, Куинси отказался от стипендии и выбрал практический опыт.
«Это было рискованно, но я чувствовал, что учусь быстрее на дороге, чем в аудитории!», – объяснял он позже свой выбор.
В середине 1950-х Куинси переехал в Нью-Йорк – центр джазовой сцены того времени. Там он начал работать с такими иконами, как Диззи Гиллеспи, Каунт Бейси и Сара Воан. Его талант аранжировщика и композитора был высоко оценен. Диззи Гиллеспи однажды сказал:
«Куинси был молод, но его понимание музыки было глубоким. Он мог взять простую мелодию и превратить её в нечто невероятное!»
В 1956 году Джонс присоединился к оркестру Гиллеспи в качестве музыкального директора и отправился в турне по Ближнему Востоку и Южной Америке, организованному Госдепартаментом США. Это дало ему возможность познакомиться с разными культурами и расширить свой музыкальный кругозор.
Парижские годы: первый афроамериканец во главе европейского лейбла
К концу 1950-х Куинси переехал в Париж, где изучал композицию у Нади Буланже – одного из самых влиятельных педагогов того времени. Он стал первым афроамериканцем, занявшим пост вице-президента европейского отделения Mercury Records. Вскоре он уже писал музыку к фильмам, включая «Ростовщик» режиссёра Сидни Люмета. Его работа в киноиндустрии позволила ему объединить джаз с оркестровой музыкой, создавая уникальные саундтреки.
Несмотря на успех в Европе, возвращение в США оказалось сложным. В 1964 году Джонс организовал собственный биг-бэнд и отправился в турне, но финансовые трудности привели его к банкротству...
«Это был тяжелый урок. Я понял, что талант – это одно, но нужно понимать и бизнес», – признавался он позже.
После этого опыта Куинси решил сосредоточиться на студийной работе и продюсировании.
Работа с Майклом Джексоном: как творилась история поп-музыки
В 1978 году судьба свела Куинси с молодым Майклом Джексоном на съемках фильма «Виз». Майкл искал продюсера для своего нового сольного альбома, и Куинси предложил свою помощь.
«Я увидел в Майкле нечто особенное. Его талант был безграничен, и я хотел помочь ему раскрыть его полностью», – вспоминал Джонс.
В итоге их сотрудничество привело к созданию трёх легендарных альбомов: «Off the Wall», «Thriller» и «Bad». Все три пластинки входят в список «500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone», и были распроданы огромным, многомиллионным тиражом!
В 1985 году Куинси продюсировал благотворительный сингл «We Are the World», написанный Майклом Джексоном и Лайонелом Ричи. В записи приняли участие более 40 известных артистов, включая Стиви Уандера, Тину Тёрнер и Боба Дилана.
«Мы хотели сделать что-то значимое, использовать нашу музыку, чтобы помочь людям», – говорил Джонс.
Сингл собрал более 63 миллионов долларов для борьбы с голодом в Африке и стал символом единства музыкантов ради благой цели.
«Он не просто продюсер. Он наставник, друг и музыкальный гений. Без него мои альбомы не были бы такими, какие они есть», – говорил Джексон про Джонса.
Как можем судить, Куинси Джонс совершенно заслуженно носил титул рекордсмена по количеству номинаций на премию Грэмми среди живущих артистов! Его достижения и впрямь впечатляют: 80 номинаций, 28 побед!
Память на века...
Перешагнув 90-летний рубеж, Куинси продолжал быть активным в музыкальной и развлекательной индустрии. Он был невероятной личностью: помимо музыкальных достижений и титулов, он был полиглотом, телепродюсером, наставником и просто отцом – причём семикратным!
«Отец всегда вдохновлял нас следовать за своими мечтами. Он учил нас тому, что нет ничего невозможного», – рассказывала дочь Куинси, Рашида Джонс.
Сам Куинси Джонс очень высоко ценил свою семью и всегда старался быть рядом с ней, несмотря на насыщенный график. Его коллега и друг Стиви Уандер как-то сказал о нём:
«Куинси – это человек с огромным сердцем. Его страсть к музыке и людям делает его особенным. Я счастлив называть его своим другом»
В одном из последних интервью Куинси поделился своими мыслями о музыке и жизни:
«Музыка – это больше, чем ноты и мелодии. Это язык, который соединяет души. Я верю, что через музыку мы можем понять друг друга лучше и сделать мир немного добрее. Я прожил долгую жизнь, полную музыки и любви. И если моя работа коснулась чьего-то сердца, значит, я сделал что-то правильное»
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще