Это только на Сицилии не любят свидетелей (шутка). Если речь идёт об автомобилях, которые стали участниками исторических событий, которые хранят память о каких-то свершениях, то отношение к ним особенное. Такие автомобили выставляются в музеях, украшаются надписями, реставрируются, участвуют в торжествах. Экспозиция музея АВТОВАЗа почти наполовину состоит из знаковых и памятных машин. Именно они ставили вехи на пути развития российского автостроения. И вот ТОП-10 самых интересных экспонатов с точки зрения хронологии и развития LADA!
Первые проданные «Жигули» (1970)
Вишнёвая ВАЗ-2101 — это первый автомобиль «Жигули», реализованный покупателю. Первая продажа состоялась в августе 1970 года, и, кстати, именно в тот месяц началась по-настоящему массовая сборка «Жигулей». Машина была выкуплена у владельца спустя 19 лет бережной эксплуатации. Автомобиль никак не реставрировался, были сохранены доработки от первого владельца: оплётка на рулевом колесе, ковёр салона из линолеума, наклейки на задней полке.
Первый миллионный автомобиль (1973)
Эта тёмно-вишнёвая ВАЗ-2103 с особой обивкой салона (уникальное сочетание ковра и сидений песочного цвета) — первый миллионный автомобиль Волжского автозавода. Его выпуск стал значимым днём: 21 декабря 1973 года, когда с конвейера сошёл автомобиль под шестизначным порядковым номером, весь комплекс автозавода был принят госкомиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». Первый миллион автомобилей окупил затраты государства на строительство автозавода. С тех пор АВТОВАЗ окупался более 15 раз, а количество собранных машин сегодня подбирается к 32-му миллиону.
Последняя «классика» автопрома из Тольятти (2011)
Последний экземпляр LADA 2107, собранный на АВТОВАЗе. Модель производилась в течение 30 лет, объём выпуска на АВТОВАЗе составил 2,8 млн штук (и ещё на протяжении года после окончания сборки в Тольятти «семёрка» выпускалась в Ижевске). Это был симпатичный и доступный, проверенный десятилетиями, неприхотливый автомобиль грузоподъёмностью 400 кг с пятиместным салоном и 360-литровым багажником. «Семёрка» до сих пор является одним из лидеров вторичного рынка!
Автомобиль, отметивший четверть века (1991)
Этот ВАЗ-21099 был подготовлен к 25-летию Волжского автозавода: на кузове размещены фамилии сотрудников ПО «АВТОВАЗ», служащих на момент июля 1991 года, около 110 000 имён. Сейчас эта машина — одна из любимых среди посетителей. Кто родом из Тольятти, ищет здесь себя и своих родственников. ВАЗ-21099 — последняя модель, запущенная в производство в СССР. Дальше автозавод и LADA вступили в трудную эпоху смены экономической модели: от плановой к свободному рынку.
Первая машина из «ягодного» семейства (2004)
Первый серийный экземпляр семейства Kalina, торжественно сошедший с конвейера 18 ноября 2004 года. Для данного семейства на АВТОВАЗе было построено новое производство сварки, окраски и сборки. Многое было сделано впервые для LADA, например, разработка велась с применением математического моделирования. Кроме того, в базовой версии был установлен усилитель руля, стало больше оцинкованного металла, появились новые возможности трансформации салона, свежие для марки LADA цветовые решения (в некоторых комплектациях цвет обивки интерьера подбирался в тон кузову). В далеком уже 2011 году LADA Kalina стала абсолютным фаворитом российского рынка, заняв первое место по итогам продаж среди новых легковушек.
Первый лицензионный и семиместный автомобиль (2012)
Первый Largus, сошедший с конвейера в 2012 году, — свидетель ещё одного важного шага для LADA. Для выпуска LADA Largus было создано новое производство (линии сварки, окраски, сборки). Впервые массово начали применять такие вещи, как внешняя оцинковка кузова, передний подрамник… «Ларгус» быстро вошёл в топ-10 самых продаваемых машин в нашей стране. Модели данного семейства несколько раз получали звание «Автомобиль года в России». С 2012 по 2021 год было изготовлено более 450 000 автомобилей LADA Largus первого поколения, после чего на смену ему пришла модель LADA Largus второго поколения.
Автомобиль, задавший тон на годы вперёд (2012)
На примере этого концепт-кара была продемонстрирована новая ДНК стиля LADA, новое фирменное лицо марки. Ключевые идеи дизайна впоследствии были реализованы в серийных автомобилях семейства Vesta, XRAY, Granta, Largus. Контуры радиаторной решётки вместе с установленными под наклоном фарами образуют безошибочно читаемый символ латинской буквы «Икс» — именно это стало основой визуализации бренда.
Автомобиль с ВИП-тест-драйва (2015)
Уже более ста лет в нашей стране жива традиция показывать первые отечественные автомобили главе государства. И эта машина — одна из таких. Её тестировал В.В. Путин в рамках ежегодного заседания клуба «Валдай» в Сочи. Конкурентные преимущества LADA Vesta — просторный салон, хороший дорожный просвет, оцинкованный кузов, острая управляемость, высокий уровень безопасности и оснащённости и, конечно, яркий, эмоциональный дизайн. Когда LADA Vesta вышла в продажу, было отмечено: каждый третий покупатель пересаживается на неё с иномарки!
«Гранта» номер один (2011)
Первый серийный автомобиль этого семейства, выпущенный 29 ноября 2011 года. LADA Granta создавалась как бюджетная модель, при этом проект во многом стал передовым для российской автомобильной индустрии. Например, первые партии LADA Granta продавались по предварительным интернет-заказам. Уже в базовой комплектации автомобиль оснащался подушкой безопасности водителя. Именно LADA Granta стала первой массовой российской моделью с автоматической коробкой передач.
Первая госнаграда АВТОВАЗа (1973)
Напоследок вспомним об одном экспонате музея, который не является автомобилем, но остаётся знаковым выставочным объектом. Это орден Трудового Красного Знамени — одна из первых официальных наград Волжского автозавода, полученная в 1973 году. В те годы предприятие так и называлось: «Волжский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени 50-летия СССР». Орден и само знамя хранятся под стеклом, но периодически их достают для участия в каких-либо праздниках.