Найти в Дзене

В поисках Константинополя. Акрополь.

Продолжаю цикл статей про нашу поездку в Стамбул осенью 2024 года по книге замечательного историка Сергея Иванова "В поисках Константинополя". В названиях улиц буду использовать русскую транскрипцию, как она интерпретирована на Яндекс картах. По ним, в общем-то, и ориентировались в Стамбуле. Это оказалось самым удобным ресурсом для навигации. Предыдущие статьи о нашей поездке можно прочитать здесь: Глава вторая "Акрополь" №1. Милион. Начальный верстовой столб империи, а позднее сооружение из двух арок, через которые император следовал в Большой дворец. Руины в открытом доступе для осмотра. Идем по направлению к входу в Св. Софию через площадь Султанахмед. За углом локация №2 - порфировые колонны храма. Дальше несколько объектов находятся на территории дворца Топкапы. Следует учесть, что вторник - выходной, и дальше ворот на территорию в этот день никого не пускают. Вход на территорию бесплатный, через рамки досмотра. Пытались найти №3 - остатки фундамента больницы Св. Самсона. Все

Продолжаю цикл статей про нашу поездку в Стамбул осенью 2024 года по книге замечательного историка Сергея Иванова "В поисках Константинополя". В названиях улиц буду использовать русскую транскрипцию, как она интерпретирована на Яндекс картах. По ним, в общем-то, и ориентировались в Стамбуле. Это оказалось самым удобным ресурсом для навигации.

Предыдущие статьи о нашей поездке можно прочитать здесь:

Глава вторая "Акрополь"

№1. Милион. Начальный верстовой столб империи, а позднее сооружение из двух арок, через которые император следовал в Большой дворец. Руины в открытом доступе для осмотра.

Начало улицы Диваньолу. Недалеко остановка трамвая Т1 Султанхамет.
Начало улицы Диваньолу. Недалеко остановка трамвая Т1 Султанхамет.

Идем по направлению к входу в Св. Софию через площадь Султанахмед. За углом локация №2 - порфировые колонны храма.

Как писала в предыдущей статье - чтобы рассмотреть капители вверху колонн, надо встать на парапет напротив.
Как писала в предыдущей статье - чтобы рассмотреть капители вверху колонн, надо встать на парапет напротив.

Дальше несколько объектов находятся на территории дворца Топкапы. Следует учесть, что вторник - выходной, и дальше ворот на территорию в этот день никого не пускают. Вход на территорию бесплатный, через рамки досмотра.

Пытались найти №3 - остатки фундамента больницы Св. Самсона. Все огорожено, доступ частично закрыт (на второй день нас это уже перестало удивлять).

Рядом со Св. Ириной можно близи рассмотреть, что осталось от больницы.
Рядом со Св. Ириной можно близи рассмотреть, что осталось от больницы.

№4,5 - Церковь Святой Ирины. Одной из желаемых точек путешествия была как раз эта церковь с прекрасным крестом в куполе. Очень хотелось рассмотреть его с центральной точки. Ведь купол имеет шарообразную выгнутую форму, а нарисованный внутри него крест смотрится практически ровным с 90-градусными углами.

-4

Но нет - практически все пространство церкви огорожено лесами и защитной стенкой. Выход на галерею 2 этажа закрыт. Центральная часть и внутренний двор с саркофагами тоже закрыты. Пройти можно только по двум боковым галереям.

Купол церкви занавешен непрозрачной сеткой
Купол церкви занавешен непрозрачной сеткой
Здесь капитель использована как подставка колонн
Здесь капитель использована как подставка колонн

№6 - Саркофаги, один из которых принадлежал предположительно жене императора Аркадия Элии Евдоксии, рассмотреть вблизи нельзя. А ведь на нем изображен египетский крест с иероглифом "Жизнь". В очередной раз, печаль...

Внутренний двор закрыт для посещения
Внутренний двор закрыт для посещения

В общем, решать каждому из вас, стоит туда идти или нет. Время работы - с 09:00-17:00. Выходной точно вторник, так как находится на территории дворца Топкапи. Цена билета отдельно в Св. Ирину -600 лир (15 евро).

Вид снаружи на Св. Ирину
Вид снаружи на Св. Ирину

В сам дворец не пошли. Запредельная цена посещения - 1500 лир (50 евро). Вход доступен и по музейной карте, цена карты 165 евро. Да и византийских объектов в дворце немного (№№7-10). Хотя вот уверена на все 90%, что и они закрыты для просмотра. Так что, не жалею, что не пошли.

Дальше парочка интересных цистерн №№11 и №12 , расположенных в ресторанах и отелях в узком переулке Согукчешме, который идет вниз от входа в Топкапы к входу в парк Гюльхане. Если потеряетесь, персонал из ближайших кафе и отелей доброжелательный, покажет дорогу.

№11 - пансион Св. София. В цистерне сейчас находится спа-зона для постояльцев. Пансион увидите слева, если идти вниз по переулку.

Баннер пансиона - для ориентира
Баннер пансиона - для ориентира
Вход на территорию пансиона свободный, в спа-зону посторонних не пускают.
Вход на территорию пансиона свободный, в спа-зону посторонних не пускают.

№12 - прямо напротив пансиона ресторан Sarnic (с турецкого переводится как цистерна). Можно свободно зайти в часы работы ресторана и полюбоваться подземным банкетным залом.

Ресторан Sarnic
Ресторан Sarnic

Дальше по маршруту - парк Гюльхане. Идем искать еще одну цистерну - №13. Вопреки пессимистическим ожиданиям из книги - цистерна доступна для осмотра, вход свободный. В ней организовано еще одно выставочное пространство.

-12
В цистерне красивая подсветка, подчеркивающая выставленные экспонаты
В цистерне красивая подсветка, подчеркивающая выставленные экспонаты
Интересное сочетание древности и современного искусства
Интересное сочетание древности и современного искусства
Современные металлические изображения древних символов смотрятся в подземелье очень органично
Современные металлические изображения древних символов смотрятся в подземелье очень органично
Отверстие в потолке цистерны
Отверстие в потолке цистерны

Наверху можно изучить руины дворца, который раскопали над цистерной.

Думаю, что отверстие цистерны закрыто вот таким сооружением
Думаю, что отверстие цистерны закрыто вот таким сооружением

Дальше пара локаций из парка Гюльхане. Все в свободном доступе, можно не торопясь рассмотреть, а заодно погулять по парку.

№14 - руины дома Св. Павла - древнего приюта для убогих и сирот, причем не только ромеев.

Руины Св. Павла
Руины Св. Павла

Забираемся вверх по склону вдоль стены дворца Топкапы по направлению к №15 - Готской колонне. Это самая древняя колонна Константинополя, еще с довизантийских времен. Существует несколько версий ее основания - что ее поставил Помпей в честь победы над готами и взятия Византия, потом - что ее установил Виз, основатель Константинополя, или, что ее в 269 году водрузил Клавдий 2 в честь победы над теми же готами.

А еще есть версия, что ее поставил Константин - в 332 году, тоже победив готов.

-19

Как утверждает автор книги, стершаяся надпись в основании колонны только добавляет загадок о ее происхождении.

Одна надпись на месте другой, уже нечитаемой, более древней
Одна надпись на месте другой, уже нечитаемой, более древней

В парке, недалеко от Готской колонны, нашли еще вот такой артефакт, но в книге про него не нашла описания. Может эту капитель позже приволокли сюда, а может, она не имеет отношения к Византии (что вряд ли).

-21

Дальше выходим из парка Гюльхане на набережную, и через парк Сарайбурну двигаемся вдоль пролива и железной дороги к станции Кумкапы, чтобы поискать послания древности на византийских стенах.

Вид через Босфор на азиатскую часть города
Вид через Босфор на азиатскую часть города

На месте памятника Ататюрка ранее были ворота Св. Варвары и одноименная церковь.

-23

№ 16 - римская кладка под кафе в парке Гюльхане.

Вид с набережной
Вид с набережной

№17 - Босфорская стена Константинополя, общая ее длина до Золотых ворот - 8 км. Стены были построены в 439 году при императоре Феодосие II, так как пришлось защищаться со стороны Средиземного моря от вандалов, которые захватили Карфаген.

Ниже длинная надпись №18, едва читаемая сквозь строительные конструкции - "Благочестивый самодержец, господин Феофил, приобретя в твоем лице, о Христос, нерушимую стену, возвел эту стену от новых оснований. Храни ее Своей силой, о повелитель мира И сделай ее дл скончания веков неколебимой, несотрясаемой..." (Все переводы надписей взяты из книги).

На всем протяжении стена  закрыта строительными лесами, но прочитать древние тексты можно
На всем протяжении стена закрыта строительными лесами, но прочитать древние тексты можно

№19 - Башня 6 рядом с заложенными воротами с надписью "Башня Феофила, верного во Христе великого василевса самодержца".

-26

Вот дальше уже тяжело идентифицировать локации по номерам, потому что большая часть стены, и тем более византийские символы закрыты глухими баннерами. И башни на фото похожи друг на друга. Поэтому просто выложу несколько видов стены.

Думаю, это №20 - кусок надписи справа еле заметен
Думаю, это №20 - кусок надписи справа еле заметен
Скорее всего, это №24 с карнизом из мраморных балок
Скорее всего, это №24 с карнизом из мраморных балок
№22 - надпись на стене  императора Феофила, и есть дырочки от металлических букв.
№22 - надпись на стене императора Феофила, и есть дырочки от металлических букв.

Ниже фотография из предыдущей статьи про Вуколеон, но это не он. Это №23 справа - развалины Монастыря Манганского, а дальше баннерами закрыт фасад византийской церкви, №25.

№№ 23 и 25
№№ 23 и 25

На фоне турецкой стены закрыты баннерами все византийские объекты - №26-28 (целительный источник -айязма (может это он в центре?), мраморный карниз с крестом и калитка Михаила Протовестиария).

Турецкий павильон
Турецкий павильон

Дальше башня с надписью про того же Феофила - "Башня Феофила во Христе самодержца" - №29.

№29
№29

Дойдя до маяка у Архикапы, уже порядком устали и завершили рассматривание стены. Так что два последних номера остались без фото.

Маяк на набережной, к Константинополю отношения не имеет
Маяк на набережной, к Константинополю отношения не имеет

На этом первый день похода по двум главам книги Археологический парк и Акрополь был завершен. А еще в этот день мы посмотрели Ипподром и малую Ай Софию (храм Сергия и Вакха) из главы Юго-Восток. Но об этом в следующем обзоре).

Как вам маршрут, понравился? Статья была вам полезной? До встречи на новых маршрутах по следующим главам книги!