Найти в Дзене
ЯГа

Покаянное письмо

Разбирая ящик с бумагами отложенными на потом, я нашла жёлтый листочек бумаги в линейку из блокнота, исписанный маминым почерком. По своему содержанию, это покаянное письмо. Не знаю, когда мама его написала. Но очевидно, когда уже по старости переехала жить ко мне. "Почему я решила написать хотя бы кратко, воспоминания о своей жизни и о предках, о которых мне мало что известно? Почему я раньше не интересовалась своими «корнями»? Наверное, потому что меня не было известных предков или хотя бы таких, жизнь которых была интересна. Мои предки были из крестьян, и мне казалось, что ничего интересного в их жизни быть не могло. НЕ могло быть такого, что заинтересовало бы потомков. Простые люди генеалогических древ не имеют. Однако, каждая жизнь неповторима. Я очень жалею, что в своё время, когда были ивы мои дедушки и бабушки, и даже мои родители, я не интересовалась и жизнью, их воспоминаниями. Мама сама что-то рассказывала мне о себе и своих родителях. Что-то из этих рассказов я запомнила, а
Моя бабушка, Губанова (Ермакова) Мария Петровна, мой отец и дочка Ника в 1981 г
Моя бабушка, Губанова (Ермакова) Мария Петровна, мой отец и дочка Ника в 1981 г

Разбирая ящик с бумагами отложенными на потом, я нашла жёлтый листочек бумаги в линейку из блокнота, исписанный маминым почерком. По своему содержанию, это покаянное письмо. Не знаю, когда мама его написала. Но очевидно, когда уже по старости переехала жить ко мне.

"Почему я решила написать хотя бы кратко, воспоминания о своей жизни и о предках, о которых мне мало что известно? Почему я раньше не интересовалась своими «корнями»? Наверное, потому что меня не было известных предков или хотя бы таких, жизнь которых была интересна.

Мои предки были из крестьян, и мне казалось, что ничего интересного в их жизни быть не могло. НЕ могло быть такого, что заинтересовало бы потомков. Простые люди генеалогических древ не имеют.

Однако, каждая жизнь неповторима. Я очень жалею, что в своё время, когда были ивы мои дедушки и бабушки, и даже мои родители, я не интересовалась и жизнью, их воспоминаниями.

Мама сама что-то рассказывала мне о себе и своих родителях. Что-то из этих рассказов я запомнила, а что-то забыла.

Галя расспрашивала бабушку и что-то записывала. Когда маме было 90 лет, она попросила её написать хоть что-нибудь лично. Мамы уже была почти слепой, но пыталась писать.

Я даже тогда её записи не читала и не предложила записывать под её диктовку, не задавала вопросов, и она видел, что мне не интересно.

Я думала, что она проживёт до 99 лет, как нагадала ей в юности цыганка, что прочитаю потом, когда она допишет до конца свои воспоминания, но мама умерла в 91 год, для меня – неожиданно. Перед смертью мама порвала свои записи".

Мама, Губанова Нина Александровна, с внуком Владиславом в 2022 году.
Мама, Губанова Нина Александровна, с внуком Владиславом в 2022 году.

Мама о многом сожалела. Жалела, что не была внимательна к своей матери, что не ухаживала за ней в последний год, когда та болела. Этим занимался её муж. В то время я жила отдельно и у меня был маленький сынишка, Владик, поэтому я навещала родителей и бабушку по воскресеньям, когда муж оставался с сыном. По субботам я работала. Я разговаривала с бабушкой. Последний месяц она не не могла говорить, но всё понимала. Я спрашивала её о чём ей рассказать и перечисляла темы. Обычно, она хотела, чтобы я рассказала о том, что ожидает её после того, как она покинет тело, и я рассказывала. Она улыбалась.

Шёл июнь. в вечером в субботу я поехала на дачу не надолго, собираясь, после дачи навестить бабушку. Проснулась очень рано, и мне захотелось посмотреть на портрет бабушки, который висел на стене во флигеле, где летом жили родители. Пришла туда, смотрела и разговаривала с бабушкой, обещая, что всё у неё после перехода будет хорошо, что оковы тела исчезнут, и она вновь будет свободна. Слёзы текли по щекам.

Я ещё не знала, что рано утром её не стало.

Маруся Губанова в 1932 году
Маруся Губанова в 1932 году

Провожая любимую бабушку, я очень сожалела, что когда мы разменивали квартиру, чтобы старший сын с женой и внуком могли жить отдельно, бабушку отселила к родителям. Я исходила из того, что родители вдвоём живут в двухкомнатной квартире, что у неё будет большая комната, в то время, а если она поедет со мной, то придётся жить в 8-метровой комнатке, потому что в двух больших комнатах будем жить мы с мужем, дочь и младший сын. Я не подумала о том, что вся её жизнь была в детях. Она растила меня, потом старшего внука, потом дочку.

Она уже очень плохо, но всё равно стремилась помочь с малышами. Когда мы разъезжались, правнуку было полтора года, а младшему внука полгода.

Оказавшись в родительском доме, она, скорее всего, чувствовала себя одинокой. С зятем близких отношений не была, как понимаю, с дочерью тоже.

Надо было забрать бабушку в нашу квартиру. Чувствую себя виноватой, не додавшей чего-то важного бабушке.

Поэтому тщательно ухаживала за мамой, разговаривала с ней, расспрашивала. И когда мама ушла, чувство вины не возникло.