Вероятно, многие из вас уже знают, что несколько дней назад по решению рижской городской думы был демонтирован памятник знаменитому российскому полководцу М.Б. Барклаю де Толли. Человеку, который более многих других составил славу России в годы войн с Наполеоном.
Знаете, очень трудно как-то по-новому прокомментировать это событие. Вряд ли подобная борьба с памятниками российской истории в республиках бывшего СССР может нас серьёзно удивить в свете последних лет. В этом смысле лимит удивления давным-давно исчерпан.
Интересно, а понимают ли латышские законодатели, что своими несуразными действиями они борются не только с российской, но и с европейской историей как таковой? И я имею в виду даже не тот факт, что Михаил Богданович внёс существенный вклад в европейскую военную историю. Тут скорее дело в том, что история семьи Барклая де Толли — это просто какой-то памятник человеческому интернационализму.
Обычно у нас для упрощения говорят, что Михаил Богданович по происхождению был шотландцем. Однако это лишь доля истины. Действительно, российский фельдмаршал происходил из влиятельного шотландского клана Баркли (а вернее, из его немецкой ганзейской ветви). Но вот то, что было до этого, зачастую упускается из виду: основателем клана Баркли был... нормандский рыцарь Рожер де Бершеле, который прибыл в Англию в 1066 году и сражался в битве при Гастингсе вместе с Вильгельмом Завоевателем.
За годы своего правления Вильгельм фактически перевернул Англию вверх дном. Тогда старая англосаксонская знать была физически выбита и заменена пришлой, нормандской знатью. Что поделать, время было тяжелое: как-никак излет эпохи викингов. Вот к числу таких примечательных господ и принадлежит далекий предок русского полководца. А мы помним, что Вильгельм и его банда были теми ещё французами. Воистину, ни один голливудский сценарист не придумает такой закрученный сюжет, какой смогла реальная история. И лишь в 1664 году прадед полководца переселяется в Ригу, а уже в XVIII столетии семья принимает российское подданство.
Что можно сказать в заключении?
Как бы кому ни хотелось, но отделить российскую историю от европейской физически невозможно. Если наука нас хоть чему-нибудь да учит, так это тому, что исторический процесс — это единое и неделимое полотно. По факту отдельных национальных историй просто не существует. Мы не в XIX веке живем, чтобы мыслить узконациональными категориями. Существует только история человечества, где абсолютно все элементы взаимосвязаны. Ещё в бронзовом веке... Да чего уж там, даже в неолите человеческие сообщества были тесно связаны даже на огромных расстояниях.
Хотите взять, да и вырезать российскую историю из общеисторического процесса? Ну попытайтесь... Вот интересно, а как на снос памятника своему предку отреагируют нынешние потомки Барклая де Толли, которые, насколько я знаю, являются гражданами Евросоюза...