Статья из цикла «рассказы сельского батюшки». По мотивам видео протоиерея Павла Балина.
Один хороший преподаватель, раб Божий Александр, пригласил меня как-то в школу:
— У молодежи, восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый класс, сейчас возраст такой, спрашивают о любви. Не могли бы вы прочитать лекцию или проповедь о любви?
Хорошо, договорились о времени, когда я приезжаю к ним в школу. Собрались, по-моему, два класса, классы небольшие, сейчас деревни вымирают. Полный класс народу, мальчишки, девчонки, сидят все. И вдруг преподаватель ставит меня возле доски и так лукаво вдруг представляет:
— Ребята! Вы меня спрашивали про секс. Вот вам сейчас батюшка все расскажет про любовь.
Это подстава. Я стою и думаю:
«Про секс рассказывать? Как-то возмутительно».
Ну, нехорошо так священника подставил и сам захихикал и ушел. Я остался один на один с ребятами. Они сидят, все хихикают, смотрят на меня, ждут, что сейчас буду говорить. Я успокоился немножко, думаю:
«Господи, дай мне мудрости, что ответить, что сказать».
— Ребята, вы немножко неправильно понимаете, немножко неправильно представил вам ваш преподаватель. Любовь — это для вас что? Это секс, да? А вот скажите, пожалуйста, если немножко на этот вопрос посмотреть побольше, пошире раздвинуть рамочки вот эти ваши узкие, скажите, пожалуйста, вы любите ваших папу и маму, ваших родителей?
Ребята хихикали, пальцем тыкали. Когда я спросил о любви к родителям, они замолчали, перестали смеяться.
— Вы любите своих родителей?
— Конечно, любим.
— Ребята, а вот можно любить ваши любимые игрушки? Собачку, кошечку? Любите?
— Ну, любим.
— Ребята, а вы любите свое село? Вы любите свою родину? Россию любите?
— Да, любим.
— Так любовь, это оказывается не только секс? Любовь-то гораздо больше понимания включает в себя.
И мы с ребятами разговорились. Говорил, конечно, я, но немножко по-другому стал.
— Вот смотрите, ребята, оказывается, как много понятий любви. И мы все этой любви хотим, и мы все в ней живем. А самое наивысшее проявление любви — это Господь Бог. Бог есть любовь. Есть такое определение в церкви. Как мы в этой любви живем и не замечаем?
Что у нас сегодня главное в нашей жизни? Это деньги. Родители с утра до вечера работают, кто-то не знает, как концы с концами свести, кто-то, наоборот, не знает, куда деньги девать. Всем трудно, и все живут ради денег.
Крестьяне пытаются выжить: скота много держат, по колено в навозе, чтобы хоть как-то выживать. Некоторые папы, мамы уезжают на север, там зарабатывают, бросают вас, чтобы там денег заработать. Получается, главное — деньги, да?
Представьте себе, заработал папа на севере денег, приехал домой, бросил пачку денег.
Вы: «Папочка, мы тебя не видели давно, мы по тебе соскучились».
– «Отстаньте от меня! Я целый месяц работал, я устал, хочу отдохнуть».
Появляется на пять минут, и все, заработался. Вот он показывает вам свою нелюбовь.
У вас деньги есть, подарков он навез или сами, какие хотите, подарки себе делаете, покупайте, папа денег дал. Но папе-то вы не нужны. Папа-то устал, он хочет отдохнуть. Любви нет. Он вас, конечно, любит, он это все ради вас делал.
А прижаться? А поговорить? А просто вас выслушать? Порой у родителей не хватает внимания на детей, а порой просто не хочется.
Я как-то вспоминаю: младший мой сынишка, когда маленький был, подбегает:
«Папа, давай побегаем, мне побегать хочется».
— «Побегать? Я устал, мне полежать надо».
И вдруг мне внутренний голос говорит:
«Побегать надо. У него же детство, ему любовь нужна твоя, внимание нужно».
Какой бы я ни был уставший, встал и начал бегать.
Пять минут мы с ним побегали, наверное. Он был счастлив, с ним папа побегал, поиграл. Потом я все:
«Сыночка, давай я сейчас сказку лучше расскажу».
И мы сели, я сказку рассказывал, и всё, я его просьбу, его любопытство удовлетворил.
Вас родители, конечно, любят. Но порой этой любви не хватает.
Они мне говорят:
— Да, нам хотелось бы, конечно, чтобы папа, мама нас любили, внимание нам побольше уделяли. Не только деньгами или компьютерами, телефончиками откупались от нас, а именно выслушать, поговорить, прижаться.
— Ребята, так что главное-то все-таки? Деньги или любовь? Что для вас главное? Вы сейчас сумели определить, что главное.
Сейчас смотрите, как нас Бог любит. Вот вас учительница за что-нибудь отругала. Она вас любит, она старается вас научить. Но бывает, наругалась, наворчала на вас, двойку поставила. Идете вы с плохим настроением.
И обязательно ваш взгляд упадет на красивый подсолнух или воробьи начнут драться, или просто кошка, собачка подойдет к вам, начнет хвостиком вилять, заигрывать с вами. Обратите на это внимание. Ведь Господь всегда посылает какое-то утешение.
Как Бог людей любит, вы это не замечаете. Вы закройте свои обиды. Обратите внимание, как воробьи дерутся, как кошка, собачка, как животное, как вот этот мир живет. Как-то Господь все равно какое-то утешение пошлет. И уже скорбь не такая, уже не так давит. Бог любит, посылает какие-то утешения.
Приходят скорби, они обязательно должны приходить.
И всегда Господь в тяжелые моменты посылает утешение, либо человека, который придет, утешит. Вот у тебя скорбь на сердце, душа болит, а придет соседка, разговорится, или друг, подруга прибежит и начнет разговаривать. Их Господь послал, чтобы грусть-печаль сменить на утешение какое-то.
Я как священник в больнице служу. И были такие моменты, когда прихожу в палату, а меня там ждут. Я заблудился в больнице, в какое отделение прийти, не знаю. Захожу там в травму, прихожу в палату, а там женщина сидит:
«Батюшка, у меня завтра операция, я так молилась сегодня. Меня такие страхи одолевают. Как хорошо, что вы пришли. Благословите на операцию. Все у меня хорошо будет?»
— «Да, конечно, конечно, у вас все будет хорошо. Меня Господь прислал, Он вас любит, у вас все будет хорошо, поправитесь, все нормально будет».
Порой добрым словом человека исцелить можно. Врачи свое дело делают, но исцеляет Бог и много очень делает именно для того, чтобы просто поддержать людей.
У меня был случай такой. Захожу в палату, травма, мужская палата. Лежат четверо мужчин: трое русских, один татарин. И татарин молчаливый был, зажатый в себе, просто неразговорчивый человек. Я зашел, с русскими поговорил, помазал маслицем. Пришел раз, пришел второй, пришел третий. Они там все тяжелые лежат, все после аварии.
Хотел уже уходить, и тут ко мне обращается Раис, татарин:
«Батюшка, помажь меня тоже маслом».
А я только начинал, я еще не знал, как мне обращаться с татарами. Я крестики рисовал освященным маслом на лбу, на больных местах. А мусульманину как?
— Я не знаю, как тебя помазать, Раис.
— Как можешь. У меня завтра операция. И операция очень сложная, вообще непонятно, выживу я или нет. Помажь. Бог один.
— Хорошо, Раис.
Я мусульманину поставил крестик на лбу и на ногах, где у него перелом был. Я немного заволновался: им же надо Луну рисовать, но я Луну не буду рисовать. Ладно, что нарисовал, то нарисовал. Мне проще крестики.
Поставил я ему крестики, ушел, через неделю прихожу. Раис этот лежит бледный. У него капельница капает, и он еле живой. Я думаю:
«Вот я поставил мусульманину крестик, ему из-за этого плохо стало».
Раис говорит:
— Батюшка, спасибо тебе. Я выжил. Я остался живой. Было две операции. Сделали первую операцию. Все, я умираю. Буквально через день делают вторую операцию. Я только молился:
«Господи Иисусе Христе, священник Твой приходил, помазал меня маслом. Помоги, помоги, чтобы мне живым остаться».
Вот этого Раиса я на всю жизнь запомнил. Он выжил, он остался живой. Но для меня было как бы открытие: Бог — не только Бог православных, Он Бог над всеми, и Он всех любит. И вот эта любовь Божья должна быть и в родителях, и в детях, и во всех нас.
Если мы будем замечать, как Бог людей любит, и какую посылает нам поддержку, чтобы трудности все преодолеть, мы будем не только относиться с агрессией, с обидами, мы будем замечать и любовь Бога, в себя её вселять и делиться этой любовью с другими.
Пусть вот такая вот солнечная радость окружает вас почаще.
Понравился рассказ? Читайте другие истории сельского батюшки в подборке👇