В декабре 1951 года произошло значительное событие в истории мировых отношений между СССР и Польшей – договор об обмене государственными землями. Согласно заключенному в Москве соглашению, Советский союз передавал Польше примерно 480 квадратных километров территорий, взамен получив аналогичную по площади.
Это соглашение привело к пересмотру границ между двумя странами и вызвало масштабное переселение, затронув более чем 50 000 человек с обеих сторон.
Данный обмен территориями имел значимые последствия для обеих сторон. Польша получила дополнительные участки земли, что способствовало расширению ее территории и возможностей для развития. СССР, в свою очередь, тоже смогло расширить свои границы и обеспечить себя дополнительными пространствами.
Когда появился вопрос об обмене территориями
Решение возникших вопросов началось осенью 1944 года, когда был опубликован соответствующий документ. Обе страны хотели обмена территориями, поэтому его подписали как представители Украинской ССР, так и сотрудники Польского комитета национального освобождения.
После окончания Великой Отечественной войны в свою силу вступил новый документ. Согласно ему, Польша получала в свое распоряжение 17 районов Белостокской и три района Брестской области Белорусской ССР, а Советский союз - более низкую стоимость на уголь при импорте. К такому решению власти стран пришли исходя из того, что на вышеуказанных землях в большей степени проживали люди, имеющие польские корни.
Но самый большой резонанс вызвал договор между СССР и Польшей об обмене своими землями. Он официально был заключён 15 февраля 1951 года. В пунктах данного соглашения говорилось, что обмен должен был осуществляться в абсолютно равных пропорциях. Правительствам стран было важно соблюсти правило "километр на километр". Историки утверждают, что это был самый крупный обмен землями в послевоенной жизни.
Какими землями обменялись государства
Польша получила определенную часть Дрогобычской области, а Советский Союз - аналогичный по пощади участок, расположенный в Люблинском воеводстве. Помимо земель, страны менялись и всей недвижимостью. Отдельно отмечается, что власти договорились отказаться от уплаты обязательных компенсаций.
Собственностью Польши стали: неработающий нефтеперерабатывающий завод, предприятие по обработке древесины, лесопильная фабрика, электростанции, мощность которых составляла 400 кВт, 76 километров дорог и 17 километров ж/д путей, несколько станций, примерно 7 200 частных домов, и административных зданий, пять госпиталей, более 35 школ и телефонная станция.
В рамках соглашения, Советский союз при во время обмена получил значительные активы на земле, отданной Польше. Из общего объема 48 тысяч гектаров земель, примерно половина гектаров представляли собой пахотные земли, около 2 тысяч гектаров предназначались для пастбищных угодий, чуть менее 15 гектаров составляли лесные массивы, а 9 000 гектаров земли отводились под сады и сельскохозяйственные земли.
Но, помимо земельных ресурсов, правительство СССР приобрело значимые промышленные и инфраструктурные объекты. В числе них был передан спиртзавод, способный каждый день производить примерно 80 декалитров алкогольной продукции.
Также соглашение позволило заполучить около 80 километров дорог и 65 километров железнодорожного полотна, и землю протяженностью в 44 километра, оснащенную высоковольтными линиями электропередачи.
Помимо этого, в ходе обмена СССР получил примерно 8 500 жилых домов и административных построек, которые находились на переданных польской стороной территориях. Также приобретены два функционирующих завода, производящих кирпичи.
Годовая мощность предприятий составляла чуть менее 1 миллиона единиц. Кроме того, в рамках обмена переданы такие социальные объекты, как склады, госпитали, амбулатории, отделение почты, а также несколько школ и библиотек.
Подписание данного договора между СССР и Польшей имел значительные последствия и принес советскому правительству как экономические, так и промышленные преимущества. Полученные активы дали возможность развивать различные сферы жизни на новых территориях и принести благо для местных жителей.
Главная причина такого решения
С таким предложением выступили представители Польши. Они хотели заполучить нефть, добываемую в Нижне-Устрицком районе Украинской ССР. В обмен на это СССР мог рассчитывать на более комфортное железнодорожное сообщение, которое значительно сокращало дорогу и тем самым предоставляя возможность экономить как на грузовых, так и пассажирских перевозках.
Есть и другая версия, почему власти СССР оказались заинтересованы в данном соглашении. Как оказалось, их интересовало не железнодорожное сообщение, а месторождение каменного угля, расположенное в Львовско-Волынске. По неофициальной информации советское правительство именно по этой причине выступало за подписание соответствующего соглашения.