Найти в Дзене
Башкирский гамбит

О Дне народного единства и роли Башкирии в укреплении российской государственности

Сегодня все мы празднуем День народного единства, который в сознании жителей России ассоциируется с единением народа и завершением смутного времени 1612 году.

Напомним, что герои Отечества – земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский в сложное для страны время возглавили народное ополчение, освободили Москву от польских захватчиков и отстояли российскую государственность.

Причем в составе всех ополчений были самые широкие слои населения, представляющие различные этнические группы.

Наши эксперты постарались объяснить отличие России от стран Европы, ответить на вопрос почему Башкирия уменьшенная модель самой России и чем важен воинский праздник для нашей республики.

Государства-цивилизации и государства-нации: почему Россия не Европа

Сегодня во всех новых концепциях и программах наша страна провозглашается как Россия – цивилизация.

Вспомним, что на Западе доминирует представление об организации общества как государстве - нации или национальном государстве. Например, в Германии путем завоеваний из мелких княжеств возникла единая страна, или во Франции жили бургунды, фламандцы и гасконцы, а в определённый исторический момент произошла их ассимиляция и появилась единая нация. В лексиконе французов нация означает гражданство.

Государства – цивилизации Европы в понимание западных ученых эти те, кто несет цивилизацию (политическое устройство, экономическое развитие, социальную структуру и духовно-нравственные ценности), искореняя, преодолевая так сказать безграмотность, варварство как прошлый этап развития. Правда после такой реализации руками колониальных империй Англии и Франции над теми же африканскими народами, через их закабаление, лишение свобод и прав, ограбления, последние испытав все прелести быть рабами воспринимают такие цивилизации в отрицательном смысле.

В России же подавления, ассимиляции или других форм насильственного обращения в свою «цивилизацию» одних народов другими не происходило. К примеру, в конфессиональном плане в православие народы, исповедующие ислам, не обращали, как и иудеи могли не скрывая жить со своими религиозными убеждениями.

Российский социолог и культуролог Николай Данилевский разработал концепцию локальных цивилизаций. Такая цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа, считает ученый.

В нашей стране всегда было и остается многообразие этносов, их местных традиций и обычаев, а не национальное государство, основанное на юридическом отношении к государству. Даже в период СССР, следует разграничить, что все жители страны, ее союзных республик с одной стороны были советскими гражданами, с другой относили себя и к отдельным этносам. При этом независимо от национальности они были носителями и российской культуры, а общий язык обеспечивающий общение между народами в стране оставался русским.

В новых территориях России, например, на Донбассе, также языком межкультурного общения для всех народов, населения территорий является русский. Хоть на отдельном историческом этапе России, в советское время территория Донбасса искусственно и была присоединена к Украине, прошлые попытки киевского режима навязать языковую среду не увенчались для них успехом.

Роль Башкирии в укреплении российской государственности

В начале 2001 года Президент России Владимир Путин произнес фразу, которая стала крылатой в народе: «...В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов». Этими словами президент подчеркнул, что Башкирия представляет собой уменьшенную модель самой России.

И действительно в нашей республике проживают более 110 других народов и ее точно можно считать полиэтническим (многонациональным) регионом, как и Россия является родным домом для множества народов.

А символом единения жителей нашей республики – Монумент Дружбы в Уфе, сооружённый в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России.

На протяжении веков башкирские воины плечом к плечу с другими братскими народами служили интересам общего государства – России.

Вспомним исторические факты Смутного времени. В составе войска под управлением нижегородского воеводы А. С. Алябьева башкиры участвовали в бою против сторонников Лжедмитрия II. Кроме того, башкирские отряды вошли в Первое ополчение под руководством князя Трубецкого, а с прибытием Второго ополчения, под началом Дмитрия Пожарского, участвовали в боях с польско-литовской конницей. О роли башкир в освобождении Москвы от польских интервентов свидетельствует упоминание в грамоте царя Алексея Михайловича уфимскому воеводе Алябьеву.

Мир и согласие в обществе были скреплены кровью предков.

Сегодня некоторые забывают, что даже во времена Крестьянской войны с двух сторон сражались полиэтничные войска. Полковник, а затем бригадир армии Емельяна Пугачева Салават Юлаев командовал войском, состоящим из башкир, марийцев, мишарей, татар, отставных казаков и драгунов, русских крестьян. Характер того военного конфликта был предвестником грянувшей через полтора столетия Гражданской войны.

Внутренний мир и согласие в стране и республике были выкованы в полях сражений против внешних врагов государства и скреплены кровью наших предков, отдавших жизнь во внутренних междусобицах.

Внутренний мир во имя Победы и будущего

Наша задача – сохранить этот мир и передать его нашим потомкам. День народного единства напоминает всем нам, что наши предки, несмотря на межкультурные особенности, верования и социальное положение, вместе преодолевали все вызовы и испытания времени, отстаивали государственность общего Отечества и справедливость.

Сегодня представители разных народов России, в условиях проведения специальной военной операции, сплотились за сохранение независимости нашей страны. Плечом к плечу они сражаются за будущее наших детей, внуков и правнуков. Сплоченность важна и внутри нашего общества, когда ежедневно предпринимаются попытки расколоть нас изнутри.

Мы вместе, беҙ бергә! Байрам менән ватандаштар! С Праздником, соотечественники!