Найти в Дзене
киНоНостальгия

Рецидивист Делон с партнерами вступают в "Красный круг" фатализма и игры со смертью.

Рецидивист Коре досрочно освобожден после пяти лет отсидки за хорошее поведение. Перед выходом из заключения Коре получает наводку на выгодное дело - ограбление знаменитого ювелирного дома. Свобода не приносит Коре особой радости: любимая женщина ушла к более успешному подельнику, который когда-то подставил Коре, а теперь пытается устранить нежеланного гостя из прошлого. Уголовник Фогель совершает дерзкий побег из поезда, в котором его перевозит полицейский комиссар Маттеи. Цепи жандармов прочесывают местность, пытаясь затравить Фогеля, будто зверя на охоте. Фогель добирается до шоссе и прячется в багажнике машины, припаркованной у придорожного бистро. Машина принадлежит Коре. Что это - случайное совпадение или перст судьбы? Новоявленные напарники решают сыграть по-крупному и сорвать большой куш. Им нужен отменный стрелок, чтобы нейтрализовать сигнализацию ювелирного дома. Кори привлекает отставного полицейского, а ныне запойного алкоголика Янсена. Янсен показывает себя пусть и бывш

Рецидивист Коре досрочно освобожден после пяти лет отсидки за хорошее поведение. Перед выходом из заключения Коре получает наводку на выгодное дело - ограбление знаменитого ювелирного дома. Свобода не приносит Коре особой радости: любимая женщина ушла к более успешному подельнику, который когда-то подставил Коре, а теперь пытается устранить нежеланного гостя из прошлого.

Уголовник Фогель совершает дерзкий побег из поезда, в котором его перевозит полицейский комиссар Маттеи. Цепи жандармов прочесывают местность, пытаясь затравить Фогеля, будто зверя на охоте. Фогель добирается до шоссе и прячется в багажнике машины, припаркованной у придорожного бистро. Машина принадлежит Коре. Что это - случайное совпадение или перст судьбы?

Новоявленные напарники решают сыграть по-крупному и сорвать большой куш. Им нужен отменный стрелок, чтобы нейтрализовать сигнализацию ювелирного дома. Кори привлекает отставного полицейского, а ныне запойного алкоголика Янсена. Янсен показывает себя пусть и бывшим, но профессионалом экстра-класса. Узнав, что его навыки нужны в реальном деле, он прерывает адский запой и быстро приводит себя в порядок.

Впереди - вроде бы идеально спланированное преступление и возможность скрыться на покое обеспеченными людьми. За спиной - методичный, упорный, неумолимый комиссар Маттеи.

Режиссер "Красного круга" (La Cercle Rouge, 1970) Жан-Пьер Мельвиль - одна из выдающихся, культовых фигур мирового криминального кино. Мельвиля часто называют мастером экзистенциальной триллера, близкого по тематике и стилистике к классическому фильму noir 40-х годов. Главные темы его творчества - фатализм, тщетность предпринимаемых усилий, бесплодность мечтаний, неосуществимость самых совершенных планов, пессимизм и меланхолия. Герои Мельвиля - аутсайдеры, живущие вне правил почтенного буржуазного общества и неизменно обреченные на проигрыш в попытках выйти за пределы "красного круга", очерченного им жестокой судьбой.

"Красный круг" - самый кассово успешный фильм и вершина творчества Мельвиля наравне с легендарным "Самураем", меланхоличный рассказ о том, как три изгоя решают сыграть с судьбой. Что ждет их в жизни? Очередная отсидка или расправа мстительных подельников для Коре? Полицейская пуля, гильотина или пожизненный срок для Фогеля? Жалкая смерть от цирроза или остановки сердца в очередном запое для Янсена? Аутсайдерам нечего терять - и они ставят на кон все, включая жизни.

Авторское видение Мельвиля воплощает первоклассный актерский состав:

Ален Делон... Я столько раз писал о любимом актере, что много слов тратить не буду, да и Делон в представлении не нуждается. Отмечу только, что его фантастически органичная, сдержанная манера игры на все сто процентов совпадает с холодноватым, нарочито отстраненным режиссерами стилем Мельвиля. Коре-Делону не нужно много слов - достаточно одного взгляда.

Джан-Мария Волонте (Фогель) - один из ведущих итальянских актеров 60-70-х. Мировой зритель впервые узнал его в знаменитых спагетти-вестернах Серджо Леоне. В СССР времен моего детства был популярен отменный параноидальный триллер "Я боюсь" (1977) Дамиано Дамиани, где Волонте блестяще сыграл главную роль.

Ив Монтан - безумно популярный (в том числе в СССР) певец и актер 50-60-х убедительно перевоплотился в опустившегося алкоголика Янсена. Впервые мы видим его на экране во время приступа белой горячки, когда в забитую бутылками комнату пробираются ящерицы, заползает змея, забегают крысы. Не каждый кумир решится изобразить настолько жалкого персонажа. Тем более впечатляет обратное перевоплощение Янсена, когда, взяв себя в руки, он волевым усилием вновь превращается в элегантного джентльмена.

В роли одного из сообщников без труда узнается замечательный Франсуа Перье, завоевавший невероятную популярность в СССР после демонстрации на ТВ сериала "Спрут". Словосочетание "адвокат Терразини" стало в 80-х чуть ли не именем нарицательным.

Но самый большой сюрприз и какое-то буквально "озарение" создателей фильма - выбор Андре Бурвиля на роль комиссара Маттеи. Дело в том, что Бурвиль (в титрах обычно простецки указывавшийся без имени) - один из самых популярных комиков французского кино. Мы, мальчишки 70-80-х обожали его дуэт с Луи де Фюнесом в "Разине" и "Большой прогулке", его комических слуг, оттеняющих рыцарственность Жана Маре в "Горбуне" и "Капитане". Представить себе простака Бурвиля в роли хладнокровной, как будто лишенной человеческих эмоций и слабостей "ищейки", что упорно, без устали идет по следу, очень сложно. Тем не менее Бурвиль блестяще справился с ролью - его комиссар, при всей внешности рядового обывателя, производит леденящее, пугающее впечатление.

Замечательное свойство "Красного круга" - органичное сосуществование на экране звезд первой величины. Знаменитые актеры полностью растворяются в своих персонажах, забывая о личном звёздном статусе. Они безупречно чувствуют замысел и творческий почерк Мельвиля и точно следуют мастеру. Супер-звезда Делон не тянет на себя одеяло. Любимец публики Монтан без колебаний предстает в образе конченого алкоголика. Экспансивный, выразительный Волонте сдерживает эмоции и легко вписывается в общую минималистическую манеру игры. Популярнейший в народе комик Бурвиль даже самым мельчайшим намеком не пытается "подмигнуть" зрителю. Это высший класс того, что называют актёрским ансамблем.

"Красный круг" часто именуют визуальным шедевром - и делают это с полным правом. Великий оператор Анри Декаэ в очередной раз поражает виртуозным мастерством. Невозможно поверить, что тот же Декаэ снимал фантастическую по насыщенным южным цветам ленту "На ярком солнце" и роскошную красочность "Черного Тюльпана". "Красный круг" - совершенство кинематографического минимализма в создании гнетущей атмосферы noir.

Мир героев-аутсайдеров в принципе лишен ярких красок, в нем никогда не светит солнце, в кадре преобладает идеально выверенное сочетание темных оттенков, даже в блестяще поставленных эпизодах в ночном клубе отсутствуют типичные для таких заведений кричащие цветовые пятна. Не случайно про Мельвиля шутили - у него даже в цвете все noir (черное).

Если вы не смотрели фильмы Мельвиля и планируете начать знакомство, должен предупредить: его творческая манера - не на каждый вкус. Его герои - энигматичные одиночки со скупым проявлением эмоций. В его лентах сильно выражено мужское начало, романтическая линия почти всегда отсутствует, а женщины чаще всего играют роль фоновых деталей. Атмосфера, создаваемая режиссером - безнадежная (в хорошем, высоком смысле) , крайне пессимистическая, наполненная горьким фатализмом. Мельвиля интересуют характеры в "пограничных", экзистенциальных ситуациях - его в принципе не сильно заботит "увлекательность" сюжета, в его лентах сведены к минимуму традиционные элементы полицейского триллера или боевика: броские убийства, автомобильные погони, потасовки и перестрелки. Ритм повествования - замедленный, неторопливый, созерцательный, режиссер дает возможность зрителю разглядеть персонажей, буквально "кожей" почувствовать настроение обреченности одиночек-аутсайдеров.

Я бы рискнул назвать Мельвиля Ингмаром Бергманом в мире триллера - сложные человеческие драмы для него важнее занимательности. Если такое представление одного из важных авторов криминального жанра вас не смущает - добро пожаловать в пределы рокового "красного круга"!

-12