Михаил Юрьевич Лермонтов – фигура в русской литературе поистине колоссальная, которая часто ставится в один ряд с А.С.Пушкиным, вызывая нескончаемые споры о том, кто же из них лучший. В предлагаевом Вам материале изложены малоизвестные факты из его жизни , которые , надеюсь, позволят лучше узнать одного из самых известных русских поэтов.
Распространено мнение о происхождении Лермонтов от шотландского барда Томаса Лермонта, жившего в XIII веке, которому приписывают сверхъестественные способности, включая общение с королевой эльфов. Его поэзия, сохранившаяся в фрагментах, характеризуется как смесь иронических и лирических произведений, отражающих дух своего времени.
Род Лермонтов действительно ведёт свою родословную из Шотландии, и их фамилия происходит от названия местности, где они проживали, что подчеркивает их аристократическое происхождение. Лермонты получили свой дворянский титул за участие в исторических событиях, связанных с разгромом Макбета, что делает их историю ещё более захватывающей на фоне шекспировской трагедии.
Считалось, что польский поручик Георг Лермонт в начале XVII столетия отправился на войну в Россию, но попал в плен. Со временем он принял православие, поступил на государственную службу и стал русским дворянином Лермонтовым. Однако генетические исследования 2014 года опровергли прямое родство между потомками Томаса Лермонта и русскими Лермонтовыми.
Таким образом, красивая легенда о прямом происхождении от легендарного барда остаётся лишь интересным историческим анекдотом, побуждающим к более глубокому изучению генеалогии рода Лермонтовых. Самого М.Лермонтова очень интересовало происхождение семьи. Так, в частности, его стихотворение "Желание" посвящено именно далеким шотландским предкам. В юности Лермонтов также был очень увлечен легендой о другом Лермонте — воспетом сэром Вальтером Скоттом таинственном шотландском поэте, получившим от фей пророческий дар.
В юные годы поэт также ассоциировал свою фамилию с испанским госдеятелем Франсиско Лермой, приближенным короля Филиппа III в начале XVII столетия. Лерма вел все государственные дела, включая внешнюю и внутреннюю политику. Несмотря на такие полномочия и доверие короля, Лерма за несколько лет довел Испанию до банкротства. Фантазии Лермонтова по поводу родства с ним отразились в драме «Испанцы».
Именно бабушка поэта по материнской линии, Елизавета Алексеевна, настояла, чтобы внука назвали Михаилом в честь деда, а не Петром, как того хотел его отец. Она же стала крестной матерью маленького Миши. Елизавета Алексеевна не любила своего зятя, поэтому всеми силами пыталась поссорить свою дочь с мужем, но попытки не увенчались успехом. Когда Михаилу исполнилось 3 года, его мать умерла от чахотки, и бабушка вплотную занялась воспитанием любимого внука.
Михаил Лермонтов, чьи стихи пронизаны романтизмом и меланхолией, в юности обладал совершенно иным характером. Современники описывали его как человека вспыльчивого, насмешливого и склонного к хулиганству. Особенно ярко эти черты проявлялись в юные годы. И если в гимназии хулигана ещё как-то терпели, то вот из Московского университета его попросили забрать документы уже после 2 курса.
В 18-летнем возрасте поэт, поддавшись на уговоры знакомых, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где его прозвали «Маёшкой». В школе Лермонтов быстро стал заводилой и организатором различных шалостей. Он и его соратники не упускали возможности подшутить над новичками: поливали их водой во время сна, толкались в коридорах, кидались вареным картофелем и даже вставляли в нос спящим свернутые бумажки с табаком. Однако наиболее жестокими были словесные издевательства, в которых Лермонтов был непревзойденным мастером.
На портретах Лермонтов предстает красивым, гордым гусаром. Однако реальность, судя по свидетельствам современников, была другой. Действительный облик поэта был далек от классических канонов красоты. Его рост был невысок, около 170 см. Прибавим к этому заметную сутулость, приобретенную, возможно, из-за детской болезни, которая также повлияла на форму его ног, делая их кривыми.
Лысина начала появляться уже после 20 лет, а телосложение было плотным, что создавало дисгармонию пропорций. Сам Лермонтов, вероятно, остро осознавал свои внешние недостатки, что подкрепляло его склонность к сарказму и оскорблениям – своеобразная защита от негативного восприятия со стороны окружающих. Этот феномен психологической защиты является распространенным явлением, описываемым в психологии.
Однако, несмотря на все эти физические несовершенства, Лермонтов обладал одной поразительной чертой – его глазами. Описание их как больших, умных, черных, как уголь – это лишь малая часть правды. В них сочеталась пронзительность, способная заставить собеседника чувствовать себя неловко, и странная расслабленная томность, создающая эффект глубокого проникновения в душу. Этот взгляд, наполненный острой наблюдательностью и нескрываемой иронией, был мощным оружием в руках поэта.
Он использовал его мастерски, подкрепляя свои едкие замечания и саркастические выпады. Вглядываясь в собеседника, Лермонтов, словно просвечивал его насквозь, вызывая невольную конфузию и смущение. Это была не только способность к психологическому давлению, но и проявление его выдающихся интеллектуальных способностей.
Лермонтов был известен своими гастрономическими пристрастиями, которые отличались от общепринятых норм светского общества. Его сравнивали с Иваном Крыловым, известным своей любовью к еде, доходившей, как писал Пушкин, до ожирения. Сам же поэт упорно отрицал это, настаивая на своих высоких гастрономических притязаниях и утверждая, что он — гурман. Возможно, всеядность уже взрослого Лермонтова и его отменный аппетит связаны с ограничениями, которые он был вынужден терпеть в детстве. Не даром в одном из первых своих стихотворений "Булевар" (1830) поэт восклицал: "Глупец, кто жил, чтоб на диете быть".
Знакомый Лермонтова, писатель, общественный деятель, действительный статский советник князь А.И.Васильчиков, оставил воспоминания о кулинарных "подвигах" поэта: "Он был шалун в полном ребяческом смысле слова... когда к обеду подавали блюдо, которое он любил, то он с громким криком и смехом бросался на блюдо, вонзал свою вилку в лучшие куски, опустошал все кушанье и часто оставлял всех нас без обеда..."
Васильчиков оставил и еще один штрих к "кулинарному" портрету поэта. Однажды к Лермонтову, во время его пребывания на Кавказе, пришел стихотворец с намерением прочитать Михаилу Юрьевичу свои сочинения и вскользь упомянул о "бочонке свежепросольных огурцов" у себя на квартире. Лермонтов питал слабость к этой закуске, к тому же на Кавказе тогда соленые огурцы были большой редкостью.Нетрудно догадаться, что стихи заезжий пиит-любитель читал у себя на квартире, пока Михаил Юрьевич уплетал соленые огурцы. А все, что доесть не смог, распределил по карманам и "бежал без прощанья от неумолимого чтеца-стихотворца".
Рассказывали, как он не различал мясо птицы и телятины, что вызывало смех у его друзей. Однажды знакомые решили пошутить над Михаилом и положили ему на тарелку пирожки, внутри которых были опилки. Но поэт ничего не заподозрил и съел с аппетитом пирожок. Когда его рука потянулась за добавкой, друзья решили сознаться и остановили его.
В его судьбе было немало мистических совпадений и тайн, причем некоторые не раскрыты до сих пор.Существует легенда, что когда Михаил появился на свет, повитуха, принимавшая роды у его матери, предрекла новорожденному насильственную смерть в юные годы. Сам Лермонтов всю жизнь был фаталистом и везде видел знаки судьбы. Все важные решения поэт принимал лишь после разговора с гадалкой, ну или на крайний случай бросал монетку, полагаясь на счастливый случай.
Однажды Пушкин вместе с шумной компанией, приехал к известной петербургской гадалке Шарлотте Кирхгоф. Ее предсказание поразило не только поэта, но и его товарищей. Многие слышали, как старуха-немка посоветовала Александру Сергеевичу опасаться на 37-м году жизни «weisser ross, weisser kopf, weisser mensch» - белой лошади, белой головы и белого человека. Эти слова сбылись. Поэт погиб от руки светловолосого француза Дантеса на белой лошади.
Посетил салон Киргхоф и Лермонтов – он зашел к ней накануне последней своей кавказской ссылки. Поэт спросил гадалку о своей отставке, которую он очень ждал, и о скором возвращении в Петербург. Однако гадалка сообщила, что в город на Неве ему вернуться не суждено. Это оказалось правдой. Лермонтов видел Петербург в последний раз – спустя совсем немного времени в Пятигорске произошла роковая дуэль, оборвавшая его жизнь.
Лермонтов погиб на дуэли, на горе Машук, в 1841 году. По странному совпадению, он всю жизнь как будто стремился к месту своей смерти - на Кавказ. В первый раз маленький Миша приехал туда, когда ему было всего шесть лет. Бабушка привезла любимого внука на лечение в Пятигорск. Второй раз он посетил эти места подростком - в одиннадцать лет.
У поэта была противоречивая репутация человека, склонного к деструктивному поведению и манипуляциям. Он испытывал извращённое удовольствие от разрушения чужого счастья. Узнав о предстоящей свадьбе молодой особы, он с характерным для него цинизмом начинал активные действия, направленные на срыв торжества. Его визиты к невесте становились всё более частыми. Он посвящал ей стихи, дарил цветы, осыпал комплиментами. Несмотря на то, что некоторые современники описывали его как не слишком привлекательного внешне человека, он обладал редким даром убеждения и мог «уболтать» почти любую женщину.
Это, вероятно, ещё больше усиливало его чувство превосходства и желание манипулировать чувствами окружающих. Любые комплексы, если они и существовали, не мешали, а, напротив, подстёгивали его в этом деле, превращая процесс в своего рода игру, спортивный интерес. Если объект его внимания оказывался слишком равнодушным, Лермонтов переходил к более «тяжёлой артиллерии», угрожая самоубийством – крайне циничный и манипулятивный приём, рассчитанный на жалость и чувство вины.
Как только девушка влюблялась и была готова отказаться от свадьбы, поэт, как правило, исчезал, оставляя её в состоянии глубокого разочарования и душевной боли. В худшем случае он устраивал публичное разоблачение своей игры, собирая всех участников в одной комнате и издевательски смеясь над их разбитыми надеждами. Самым ярким примером подобного поведения стала история с Екатериной Сушковой.
Лермонтов, помня её прежнее равнодушие к нему, намеренно разрушил её предсвадебные планы, влюбив её в себя. Это стало для него своеобразной местью и демонстрацией власти над чувствами.
По словам Павла Вяземского, узнав о смерти М.Ю.Лермонтова, император Николай I произнес: «Собаке — собачья смерть». Современник поэта опирался на услышанные им рассказы. Правда, существовала версия и о совершенно иной реакции государя. В соответствии с ней император выразил сожаление о смерти человека, подававшего великие надежды.С точки зрения историка Петра Бартенева, государь с высокой долей вероятности произнес обе озвученные выше фразы. Просто каждая из них была адресована своей аудитории.
В статье использованы материалы из общедоступных источников.