Всю эту историю можно рассматривать как средневековый политический миф, однако он, в конечном итоге, укоренился в эфиопском чувстве государственности и даже нашел отражение в конституции Эфиопии 1955 года, где говорилось, что император «непрерывно происходит от династии Менелика I, сына царицы Савской и иерусалимского царя Соломона».
Менелик II, а позже его дочь Заудиту (амх. ዘውዲቱ), были последними эфиопскими монархами, которые могли претендовать на непрерывное прямое мужское происхождение от царя Израильского Соломона и царицы Савской (а Хайле Селассие I – по линии своей бабушки по отцовской линии). Рас (амх.: ራስ) (принц) Тэфэри Мэконнын принял титул Негуса (ነጉሥ) еще при жизни императрицы Заудиту в 1928 году и стал королем Эфиопской империи, а после ее смерти в 1930 году был коронован как Негусе Негест (ንጉሠ ነገሥት) и стал «Царем царей» под именем Хайле Селассие I (амх.: ቀዳማዊ ኀይለ ሥላሴ).
В лице Хайле Селассие I Соломонова династия продолжала править Эфиопией вплоть до 1974 года, когда пришедшим в ходе революции к власти временным военным правительством Лев-победитель из колена Иудина, Царь царей, Избранный Богом –император Эфиопии был смещен. Члены императорской семьи были заключены в тюрьму, некоторые, в том числе и сам император Хайле Селассие I, казнены, а другие сосланы. Женщины императорской семьи были освобождены режимом из тюрьмы в 1989 году, а мужчины – в 1990 году. После падения в 1991 году «прокоммунистического» режима Менгисту Хайле Мариама многие представители императорского дома покинули страну.
С тех пор прошло тридцать три года, и бóльшая часть членов императорской семьи вернулась на родину в Эфиопию. Естественно, императорская семья в настоящее время не является правящей.
С 1995 года Эфиопия – Федеративная Демократическая Республика, которую возглавляет избираемый демократическим путем президент. А эфиопский императорский дом с 17 февраля 1997 года возглавляет внук последнего Царя царей – наследный принц Зера Якоб Амха Селассие (амх.: ዘርአ ያዕቆብ አምሃ ሥላሴ).
Между тем Лев Иуда продолжает присутствовать в жизни народа и эфиопского государства. Его изображение можно увидеть в многочисленных храмах, на всевозможных тематических выставках, в программных буклетах самых различных организаций и движений, наподобие монархического движения «Мо’а Анбесса» (амх.: ሞዓ አንበሳ), на современных денежных купюрах Национального банка Эфиопии (правда, лев тут лишен атрибутов императорской власти).
Абиссинского льва можно встретить и на улицах городов страны в виде памятников и барельефов.Так, на площади железнодорожного вокзала Аддис-Абебы, где заканчивается улица Гамбии, являющаяся продолжением одной из главных артерий города – проспекта Черчилля (ቸርችል ጎዳና), на пьедестале из черного гранита, украшенном рельефными портретами императоров Менелика II и Хайле Селассие I, императрицы Заудиту и Раса Мэконнына Вольде Микаэля (отца Хайле Селассие I), установлена скульптура Льва Иуды из позолоченной бронзы.
Исполненный в 1930 году французским скульптором Жоржем Гардэ по случаю коронации императора Хайле Селассие Iпамятник даже не смогли снести руководители режима, пришедшего к власти в результате революции 1974 года. А на западной стороне площади Единства рядом с Национальным театром, как раз там, где улица Гамбии и переходит в проспект Черчилля, находится еще один весьма примечательный резной памятник Абиссинскому льву из черного камня, посвященный серебряному юбилею императора Хайле Селассие I, отмечавшемуся в 1955 году.
Этот памятник до сих пор служит для нынешнего министерства культуры и туризма рекламным символом, продвигающим развитие туризма в Эфиопии – «стране тринадцати месяцев солнца».
Лев, по сути, продолжает оставаться символом Эфиопии. В мифах и поверьях народов этой страны он наделен всеми человеческими добродетелями. Интересный случай произошел на юго-западе Эфиопии в 2005 году, когда трое львов спасли 12-летнюю девочку от похитителей, пытавшихся принудить ее к браку с одним из них. Девочку-подростка со следами побоев полиция смогла обнаружить в безлюдном месте через неделю активных поисков. Рядом с ней находилось несколько львов, которые при появлении полицейских горделиво и с чувством исполненного долга удалились в близлежащее редколесье.
Как выяснилось, группа львов вышла на похитителей девочки случайно, когда те перемещались по сельской дороге. По всей видимости, внимание львов привлекли крики и плач избиваемой преступниками жертвы, которые звери приняли за издаваемые детенышами кошачьих и, в частности, львятами звуки, и у зверей «сработал» инстинкт, связанный с защитой потомства. Завидев львов, преступники моментально скрылись, оставив девочку одну наедине с дикими зверями. На протяжении нескольких часов львы не отходили от напуганной девочки, находясь поблизости, и ушли лишь когда к ней подоспела помощь. Местные жители восприняли случившееся как чудо, поскольку обычно львы ведут себя довольно агрессивно в отношении фермеров, которые своими действиями за последние десятилетия разрушили естественную среду обитания диких животных и привели фактически к грани их исчезновения.
Уважение к мудрому льву в народе настолько велико, что его изображения до сих пор можно увидеть на улицах городов во время государственных и религиозных праздников и фестивалей. Есть в эфиопских святцах пара святых, изображаемых на иконах вместе со львами и другими дикими зверями. Изображения этих святых можно также часто увидеть на религиозных праздниках в Эфиопии.
Первый – это абуне Гебре Менфес Кидус (геэз: አቡነ ገብረ መንፈስ ቅዱስ), основатель монастыря Зукалла. По преданию, Гебре Менфес Кидус жил среди львов и леопардов, а также путешествовал на крылатой колеснице в сопровождении данных животных. Ему посвящен официальный праздник, открывающий в Эфиопии календарный цикл. Второй – это Самуил из Вальдеббы (геэз: ሳሙኤል ዘሀገረ ወልድባ) был эфиопским святым конца XIV - начала XV веков. Он считается основателем монастыря Вальдебба на севере Эфиопии и является одним из самых выдающихся святых Эфиопии. Он приручал львов и творил много чудес. На иконах он всегда изображен верхом на льве.
Нельзя не отметить, что сама по себе внешность эфиопов весьма живописна. Особый колорит внешности эфиопов, а эфиопок – в еще большей степени, придают их прически. Как мы уже поняли, Эфиопия – это страна с очень красивой культурой и традициями, а эфиопские женщины известны своей красотой и прекрасными прическами под идентичным названием «хабеша» («абиссинец, абиссинка» – с амхарского).
Зачастую пышные прически, особенно на головах прекрасной половины эфиопского населения, можно сравнить с черными гривами благородных абиссинских львов. Великолепие и многообразие стилей, форм и видов причесок, кроме всего прочего, дополняются всевозможными аксессуарами, подчеркивающими природную красоту их обладательниц.
И последнее. Несмотря на противоречивость самогó Хайле Селассие I, последнего императора Эфиопии, многие исследователи считают его определяющей фигурой в современной истории Эфиопии. Ведь это именно он возглавил борьбу эфиопов против итальянских захватчиков во время итало-эфиопской войны 1935—1936 гг. и был одним из инициаторов создания в 1963 году Организации африканского единства (с 2002 года она переименована в Африканский союз).
В растафарианстве, относительно молодой авраамической религии, возникшей в 1930-х годах в христианской культуре на Ямайке, Расу Тэфэри Мэконныну (как звали императора до коронации) придается божественное значение. От его имени и происходит слово «растафари». Приверженцы этой религии считают Хайле Селассие I одним из воплощений Бога (Джа) на земле.
Для растафарианства характерно наличие в этой религии христианской ветви и пророчеств ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви о том, что нужно ожидать знамения: пришествия и коронации «черного» царя в Африке. «Предсказание сбылось!» – решили многие, когда в 1930 году Рас Тэфэри, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. В 1970-х годах идеи растафари распространились по всему миру благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на той же Ямайке.
Культового представителя этого музыкального жанра Боба Марли некоторые последователи растафарианства считают пророком. Кстати, на одной из площадей Аддис-Абебы имеется памятник Бобу Марли, а в 1992 году музыкант был посмертно награжден главой Эфиопского Императорского дома орденом Хайле Селассие I за заслуги перед Африканским континентом.
И еще. В культуре растафари часто встречается религиозная символика, в частности, лев и звезда Давида, а регги сам по себе является религиозно мотивированной музыкой. Растафарианцы и музыканты регги широко используют на своих мероприятиях и концертах эфиопский триколор либо похожий на него флаг с золотым или серебряным львом.
Дреды, которые они носят, растафари сравнивают с гривой льва и считают, что эта древняя прическа должна придавать носителю силу и мужество.
Вот такая, дорогие читатели, в самом кратком изложении история Льва Иуды. Эфиопская история. Жду ваших комментариев…