Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Поезда дальнего следования из Новокузнецка в разные годы

После небольшого отвлечения на Владивосток возвращаемся к теме поездов. И сегодня у нас Новокузнецк. Как-то так сложилось, что из этого западно-сибирского города поездов всегда было много. Помню, как в советские годы мы достаточно часто ездили в Читу на поезде Новокузнецк-Владивосток. И вот самое интересное, что я не смог его найти в справочниках Таулина. Ни в 1980, ни в 1984, ни в 1987, ни в 1989... Нет ни в каком из источников тех лет. Но вот он точно был. То ли № 242, то ли 232. Точно не Новосибирск - Владивосток - это, конечно, же тоже был. Особенно в 90-00-е ходил по дням с "Россией". Нашел я поезд Новокузнецк-Владивосток лишь в источнике 2004 года. № 207/208, время в пути более 113 часов. Но там уже мы ездили на благовещенских в основном. Он был одним из тех немногих, на которые в Иркутске продавали билеты не в день отправления, а заранее. Вот и давайте посмотрим, куда далеко можно было отсюда уехать. А главное "экзотичных" маршрутов здесь всегда хватало. И сразу же первый же по
Оглавление

После небольшого отвлечения на Владивосток возвращаемся к теме поездов. И сегодня у нас Новокузнецк. Как-то так сложилось, что из этого западно-сибирского города поездов всегда было много. Помню, как в советские годы мы достаточно часто ездили в Читу на поезде Новокузнецк-Владивосток. И вот самое интересное, что я не смог его найти в справочниках Таулина. Ни в 1980, ни в 1984, ни в 1987, ни в 1989... Нет ни в каком из источников тех лет. Но вот он точно был. То ли № 242, то ли 232. Точно не Новосибирск - Владивосток - это, конечно, же тоже был. Особенно в 90-00-е ходил по дням с "Россией". Нашел я поезд Новокузнецк-Владивосток лишь в источнике 2004 года. № 207/208, время в пути более 113 часов. Но там уже мы ездили на благовещенских в основном.

Он был одним из тех немногих, на которые в Иркутске продавали билеты не в день отправления, а заранее. Вот и давайте посмотрим, куда далеко можно было отсюда уехать. А главное "экзотичных" маршрутов здесь всегда хватало.

1961 год

И сразу же первый же поезд очень интересный, связывающий два крупнейших металлургических центра - Новокузнецк и Магнитогорск. Ежедневный № 81. Причем шел он не по Транссибу, а через Барнаул, Павлодар и Целиноград. Время в пути у него было 64 часа 50 минут.

А вторым в этот год был поезд на Москву - № 89. В пути был 78 часов 40 минут. За столько в некоторые более поздние годы "Байкал" доезжал. Причем для поездов, идущих из Сибири, маршрут у него был тоже весьма редкий. Сначала он шел на Омск, а вот потом уходил на Куйбышев и Пензу.

Поезд № 47/48 связывал Новокузнецк и Кемерово. Время в пути было около 9 часов. Наверное, именно этот поезд и можно считать главным в Кемеровской области. Парадоксально, но даже не смотря на то обстоятельство, что одно время Новокузнецк назывался Сталинском, город так и не стал областным центром. Это второй-третий по численности населения после Тольятти город, который не является центром региона. Конкурент у Новокузнецка за второе место - Набережные Челны. И сзади их активно подпирает Балашиха. Причем, есть у меня подозрение, что еще пара лет, и Балашиха выйдет на чистое второе место.

А был еще и более дальний ;№ 45/46 сообщением Новокузнецк-Новосибирск.

Поезд № 67/68 имел сообщение Новокузнецк - Таштагол. И это уже самый юг Кемеровской области, Конечная станция на Южно-Кузбасской ветке. Время в пути у него было около 7 часов на 197 км.

И вот еще что интересно. Помните, я писал, что не мог найти поезда из Мариинска. И мне еще в комментариях писали, что точно был поезд Мариинск-Асино. И вот, когда стал писать про Новокузнецк, сразу же нашел и поезд из Мариинска - Новокузнецк-Мариинск - № 651/652.

В общем, для 1961 года результат очень достойный.

Новокузнецк. Вокзал. Фото с сайта https://transfer-luxe.com/novokuznetsk. Взято с Яндекс.Картинки
Новокузнецк. Вокзал. Фото с сайта https://transfer-luxe.com/novokuznetsk. Взято с Яндекс.Картинки

1969 год

В 1969 году ко всем имеющимся 8-ю годами ранее добавляется еще несколько сверхдальних маршрутов, с протяженностью несколько суток:

  • до Москвы теперь - 71:18 (через Татарскую, Челябинск и Ульяновск);
  • до Кисловодска - 91:01 (через Новосибирск, Челябинск, Куйбышев, Саратов, Волгоград);
  • до Магнитогорска время в пути стало 54 часа 48 минут;
  • до Симферополя - 103:12, причем сначала он следовал по одному маршруту с поездов на Кисловодск, а затем уходил на... Керченскую переправу.

Ну а из местных появился поезд до Бийска. Время в пути 11 часов 18 минут. Сохранялись и поезда на Кемерово, Новосибирск, Таштагол.

1980 год

За следующее десятилетие появилось еще несколько направлений:

  • Адлер - еще одно южно направление в дополнение к Симферополю и Кисловодску. Время в пути 103 часа 59 минут. маршрут ему проложили через Целиноград, Орск, Кандагач, Минеральные Воды;
  • Симферополь - он шел также через Керченскую переправу через Новосибирск, Сызрань, Волгоград;
  • Ташкент - время в пути 61 час 15 минут. Следовал он через Барнаул, Рубцовск, Алма-Ату;
  • Фрунзе - ходил по дням с ташкентским поездом;
  • Целиноград - (это, видимо, урезанный магнитогорский поезд)
  • Красноярск (это, видимо, как раз продленный Новокузнецк);
  • Абакан - в прошлые годы через Новокузнецк ходил кольцевой Абакан-Абакан. Теперь вот его разворачивали на этой станции. Время в пути около 12 часов.

До Москвы же теперь вообще был два поезда (правда, один сезонный). Но шли они разными дорогами, хоть и на один вокзал. Один через Челябинск, Куйбышев, Ряжск, а второй через Кулунду, Тюмень, Свердловск, Казань.

1989 год

И вот здесь я нашел № 173/174 сообщением Новокузнецк-Иркутск. Время в пути около 42 часов. Где он там собирал это время?! Сильно не быстро. И это при том, что до Симферополя теперь было 87 часов, до Кисловодска - 99 часов, А до Адлера- 106 часов. Но все маршруты разные - адлерский через Казахстан, кисловодский через Челябинск, Куйбышев, Волгоград,. А симферопольский теперь через Георгиу-Деж на Купянск. Фрунзе оставались только вагоны, а отдельный поезд следовал до Ташкента.

1995 год

А вот и год с самым медленным сообщением. До Москвы теперь 73-84 часа у двух разных поездов. Адлер - вообще 120 часов, Симферополь - 106 часов. Из южных лишь Кисловодск продолжал укладываться в 100 часов -97:35. Поезда в Среднюю Азию теперь по дням до Ташкента, Алма-Аты и отдельный до Акмолы. А вот поезд из Бишкека теперь было до Междуреченска. Ну и отдельный был теперь до Томска. То есть "местные" железнодорожные линии, соединяющие ближайшие регионы, это теперь Барнаул, Бийск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Томск, Абакан. Ну а на восток тот же № 173/174 теперь не до Иркутска, а до Хабаровска. Но не этот у меня отложился в памяти.

2004 год

В самом начале статьи я уже писал про Новокузнецк-Владивосток. Вместо Симферополя теперь Новокузнецк-Анапа - 93 часа 12 минут. А вот адлерский дольше - 98:03. Ну и до Москвы всего лишь 61 час 12 минут.
А из местных добавился еще Новокузнецк-Рубцовск.

2024 год

И вот здесь астрономические сутки сразу же начинаются экзотикой:

  • Новокузнецк - Нижневартовск - время в пути около 46 часов через Новосибирск, Омск Тюмень, Тобольск, Сургут;
  • Новокузнецк-Анапа и Новокузнецк-Имеретинский курорт - по дням. 91 и 101 час соответственно. Причем сначала по одному графику. Полез смотреть, где адлерский теряет 10 часов. А оказалось, что у них вообще маршрут одинаковый лишь до Челябинска. А далее пути расходятся;
  • Новокузнецк-Томск - меридианальный маршрут продолжительностью около 12 часов.
  • появился фирменный "Новокузнецк" на Санкт-Петербург. Время в пути около 67 часов;

Когда-то он еще успел походить в цветной раскраске:

Фирменный "Новокузнецк". Фото с сайта https://travelask.ru/railway/tyumen-omsk. Взято с Яндекс,Картинки
Фирменный "Новокузнецк". Фото с сайта https://travelask.ru/railway/tyumen-omsk. Взято с Яндекс,Картинки
  • есть поезд Новокузнецк-Славгород с 14 часовым маршрутом через Барнаул;
  • Новокузнецк - Москва теперь даже быстрее 60 часов - около 59 часов в пути;
  • и закрываются сутки поездом Новокузнецк-Кисловодск - 90 часов.

В общем, это реальный мощный железнодорожный центр в Западной Сибири. А если еще добавить несколько направлений пригородных - на Таштагол, Междуреченск, Прокопьевск, Карлык.

Да, он уступает Новосибирску (и то не радикально), но так тут и город в 2 с лишним раза меньше. Вот только на восток опять ничего нет. Убивается пассажирское железнодорожное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком. К сожалению (

Спасибо, что следите за каналом. До встречи!