Премьера сериала "Преступление и наказание" на "Кинопоиске" состоялась "тихо": 2 ноября в онлайн-кинотеатре стали доступны для просмотра первые четыре эпизода.
Ожидалось, что сериал покажут 29 октября. Однако, премьеру неожиданно отложили. Некоторые телеграм-каналы со ссылкой на свои источники сообщили, что в проект вмешались чиновники, которым не понравились три вещи:
- мрачная правда о нашем времени;
- бубенцы внука Янковского;
- дети, качающиеся на качелях на фоне Ходячего.
Якобы они потребовали переснять многосерийный фильм. Для этого подключили Жору Крыжовникова - отца "Слово пацана".
Удалось ли цензорам испортить кинопродукт? Давайте разбираться!
Осторожно: впереди небольшие спойлеры!
Антураж, арт-хаус и бубенцы...
Первое что бросилось в глаза - стилистика романа Федора Достоевского "Преступление и наказание", которая умело вписана в нашу повседневность.
Герои разговаривают на языке классического произведения. Нет "уау", "краш", "пруфы" и прочего. В современных интерьерах звучит старый, добрый литературный язык . Это немного выбивает из колеи. Минут пять не можешь поверить своим ушам, а затем привыкаешь.
Молодежь, которая, надеюсь, посмотрит сериал из-за "краша" Ивана Янковского, внука великого актера, наконец-то приобщится к русскому языку - без обсценной лексики на каждом шагу и американизмов.
Второе достоинство сериала - музыка. Классика перемешана с современными битами: создается ощущение иллюзорности всего происходящего. Это всё происходит на самом деле или всё это в голове Раскольникова?
Третье, что приятно удивляет, - визуальный ряд: мрачный Петербург контрастирует с поместьем Свидригайловых в Западной Сибири. Возможно, пейзажи северной столицы сделали менее мрачными и депрессивными - не знаю, но ужаса и тоски они не вызывают. Всего в меру.
Еще один приятный бонус - игра актеров. Лучше всех, на мой взгляд, сыграла Юлия Снигирь - Маргарита из нового фильма "Мастер и Маргарита".
Актриса роскошна в интерьерах особняка Свидригайловых, которые "вкусно" "продает" оператор. Гуляя по ним, слышу голос Миранды Пристли из "Дьявол носит Прада":
"Все хотят быть на нашем месте".
Те, кто не читали роман Достоевского, вряд ли поверили в искренность намерений Марфы Петровны, жены Свидригайлова, которую сыграла Снигирь. Все это часть большой и странной игры паучихи? Возможно.
В общем, визуально, музыкально и стилистически сериал снят "вкусно". Смотреть - одно удовольствие. И да, нам показали бубенцы Ивана Янковского. Желающие могут разглядеть их во время танца на столе - они затенены солнечным светом.
Но, если дамы (а может и некоторые диванные генералы) сделают скриншот, немного его подредактируют в Фотошопе, то разглядят все прелести внука великого актера.
Также осталась в сериале и скандальная сцена с качелями: дети смотрят на то, как призрак Мэри качается - мертвая девушка живее всех живых. На зомби она не похожа, ужаса не вызывает.
Смыслы...отсылки...
Получается, что разговоры о злых цензорах-чиновниках это все враки? Все скандальные эпизоды оставили. Даже пятую точку актера Никиты Тарасова показали, который сыграл Петра Лужина.
Она - точка - отливает солнечным светом в бассейне на миллион рублей. Думаю, дамы будут в восторге.
Поэтому забываем, что писали "тележки" про злых чиновников из Минкульта и окунаемся в этот бушующих океан страстей.
Первый уровень - тема с персональным дьяволом. Вы в него может и не верите, но он в вас верит. Цель у него благородная - из грешника сделать праведника. По его мнению, Раскольников на эту роль подходит идеально. Поэтому он толкает его на преступление с топором.
Его - преступление - в самом начале сериала "обеляют" два друга: старушка все деньги завещала на вечное "отмоление" (придумал глагол) своего имени. Где это видано, чтобы в наше время попам такие деньжища отдавали? Нужно бабушку по-тихому убрать и осчастливить молодежь. Дьявол, он же Тень, такую житейскую философию одобрямс.
А вы готовы совершить преступление ради улыбок молодежи? Пишите в комментариях, обсудим.
Второй уровень - Раскольников. В первых эпизодах он мечется между тенью и светом, между голодом и топором, между богатыми друзьями и Тенью. Он вроде-как готов и в тоже время не готов взять в руки топор и разобраться со старухой-микрокредиторшей (Ёла Санько), которая верует в бога, но при этом обирает бедных людей, нуждающихся в хлебе.
Мы знаем, что грешник совершит преступление... В кадре уже промелькнула белая лошадь - предвестница смерти. Ранее она появлялась в сериале "Твин Пикс" - Сара Палмер видела белую лошадь перед гибелью дочери Лоры. Арья Старк ускакала на ней прочь из сожжённой дотла столицы в "Игре престолов".
Смерть идет параллельно с Тенью - как ни странно, единственным положительным героем сериала. Она просто делает свою работу и не в ответе за создания, созданные Создателем. В том нет её вины, что они поступают так, а не иначе.
Повторюсь: Тень хочет превратить грешника в праведника, философа нашего времени. Зачем ей это нужно? Скоро узнаем.
Кстати, диалог спор с Тенью взят из "Братьев Карамазовых". Не читали? Прочтите аннотацию перед просмотром, чтобы понимать откуда ветер дует.
Уровень третий - Тень. Она (он) - главный герой сериала. Тень появляется в разных местах, что-то нашептывает и т.д. Раскольников - актер второго плана.
Уровень четвертый - бедность. Нам показали, на что она толкает людей. Нищета самые светлые души делает падшими. Ими - падшими - становятся даже яжматери, которые в "грустных" интерьерах "коммуналки" заставляют девочек терпеть, учить французский язык, чтобы они смогли удачно выйти замуж.
Как шутят в соцсетях мужчины, которым от таких красоток не перепало:
"Она поняла, что у нее между ног щель для банковской карты и использует ее по полной".
Грубо? Скажите об этом мужчинам, которые считают что женщины стали меркантильными. Виноваты ли в этом женщины? Нет, виноваты мужчины, которые не могут вырвать их из лап бедности. А раз так, то дамы берут жизнь в свои руки и сами выкупают, если надо, мужчин.
Понятно, что такая смысловая подача не нравится мужчинам. Они ругают сериал за примитивизм, за выпячивание "клубничных" сцен (признавать свою несостоятельность не каждый может). Их даже яркая сцена с "хрясь" по старушке не впечатлила. Мужчин в сериале унизили. Поэтому они берут в руки топор и совершают свое преступление против сериала, творчества и арт-хауса.
Повторюсь: новый сериал не для ценителей "Улицы разбитых фонарей", "Сваты". Эта история на подумать: каждая серия проглатывается, пережевывается, осмысливается.
К чему приведут эти смыслы? Пока неизвестно. Финальные эпизоды выйдут 30 ноября. А пока смотреть рекомендуется. Почему? Слишком странно и непонятно для одних, слишком смело для других и слишком гениально для третьих.
"Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить..." @Родион Раскольников.