Найти в Дзене

Погружаемся в мир Жан-Мишель Жарра: как его методы помогут вам в создании музыки

Оглавление

Предлагаю подсмотреть как культовый музыкант создавал музыку. Какие фишки, методы и приемы он использовал. Ведь они могут дать нам ценные подсказки как для начинающих создателей музыки, так и профессионалам.

Жан Мишель Жарр играет на лазерной арфе
Жан Мишель Жарр играет на лазерной арфе

Жан-Мишель Жарр - пионер электронной музыки, и благодаря своим экспериментам с технологиями вывел её на новый уровень. Он оказал огромное влияние на целое поколение музыкантов, многих из которых вдохновил на работу с электронными музыкальными инструментами.

Что же он конкретно использовал, и что мы частично можем повторить сейчас, используя уже современные технологии и возможности?

Аналоговые синтезаторы, создающие теплый ламповый звук.

Известно, что именно аналоговые синтезаторы лучше передают красоту электронного звука. Многие цифровые синтезаторы могут уступать им в красоте звучания. Однако, этот факт сильно зависит от того, насколько у вас хорошая наслушенность в плане разницы звука от аналогового и цифрового синтезатора. Если вы еще не знаете, чем отличается понятие «аналогового синтезатора» от «цифрового синтезатора», то вот примерно, как их можно представить. Есть музыка, которая была сделана в музыкальных программах, с использованием цифровых электронных устройств. Ее записали в специальный цифровой файл, и затем это всё можно прослушивать, например, на вашем телефоне. Примерно так звучит цифровой синтезатор.

А есть живой концерт, который транслируется в прямом эфире через старое радио, либо звук концерта идет напрямую вам в зал через колонки, доходя до всех рядов этого зала. Примерно так по качеству может звучать аналоговый синтезатор.

Т.е. аналоговые синтезаторы фактически не используют цифровую обработку звука, либо обработка происходит в минимальном количестве. Люди с хорошим слухом отмечают, что звуки аналогового синтезатора звучат более богато, «теплее» и «лампово». Одним словом – круче, чем у цифрового синтезатора. Но по секрету скажу, 90% слушателей эту разницу не услышат ). Потому, почти вся современная музыка в огромном количестве делается преимущественно с использованием цифровых синтезаторов. И даже оркестровые музыкальные произведения! Вы об этом знали?

Так вот, Жан Мишель Жарр использовал в своей музыке именно запись с аналоговых синтезаторов. Потому его музыка звучит более богато и качественно с точки зрения ее создания. Среди любимых синтезаторов, он использовал ARP 2600, Moog и EMS Synthi AKS.

Однако, если у вас под рукой таких инструментов нет (ну мало ли, вдруг все-таки есть) ), тогда можно попробовать виртуальные аналоги, такие как Arturia и Korg. Также неплохим стартом для экспериментов может стать VCV Rack — бесплатная программа, которая эмулирует модулярные синтезаторы.

Полиритмы и многослойные текстуры: магия многослойности.

Еще одной интересной фишкой является многозвуковость и многослойность звучания его музыки. Где каждый слой в течение звучания постепенно менял свой характер, он как бы развивался и рос во что-то новое. И все эти слои звучали одновременно.

Жан Мишель Жарр использовал много звуков в своей музыке
Жан Мишель Жарр использовал много звуков в своей музыке

Что касается полиритма, то это также придавало его музыке особую изюминку. Полиритм - это когда несколько разных ритмов с разным пульсом накладываются друг на друга и возникает некий «усложнённый ритм», где отстукивается много ударов. Либо используются сложные ритмические размеры. Вместо стандартных и привычных для нас 4/4, которые чаще всего мы сейчас слышим в электронной музыке, в музыке Жарра можно встретить ритм 7/8, или 5/4.

Как мы можем поиграться с этими хитростями? Например, создайте простой ритм на одном треке и добавьте второй с другой ритмической структурой. Сделайте такое наложение и послушайте.

Еще очень полезным навыком будет практика создания треков и музыки при настройке ритма в вашей музыкальной программе на таких размерах как 5/4, 7/4, 5/8, 7/8.

Меняйте ритмический размер в ваших треках
Меняйте ритмический размер в ваших треках

Пробовали в таких ритмах сочинять?

Эффекты реверберации и эха: создаем пространство для композиции

Атмосферные треки, в которых много глубины, как правило, всегда используются с такими эффектами как reverb и delay. Именно за счет этих эффектов и создается глубина и пространственность в музыкальных треках Жан Мишель Жарра.

Например в его альбоме Oxygène можно услышать не просто музыку, а целый космос в ушах!

Обложка к альбому Oxygène
Обложка к альбому Oxygène

Его звуки будто растворяются в пространстве, а музыка будто звучит не в наушниках, а в каком-то большом пространстве. Попробуйте поэкспериментировать с эффектом реверберации в программе, или на своих электронных инструментах. Также можно поиграть и с эффектом эха (delay). Вы получите более объемный, более мистический звук.

Дополнительно к эффектам пространства Жарр добавлял звуки природы. Пение птиц, шум воды, шелест листвы - это все создавало ещё больше живости и реалистичности происходящего в его музыке. Такие звуки природы также легко найти в специальных звуковых библиотеках, либо на просторах интернета. Также вы можете их сами записать в своем окружении. Главное помнить о такой прекрасной фишке, но не переусердствовать в этом. Достаточно добавить один или два фрагмента, и они отлично создадут подходящую атмосферу.

Минимализм и мелодизм: простота и запоминаемость

При таком большом количестве технических приемов, Жарр придерживался несложных мелодических партий. В его работах вы не найдёте слишком сложных аранжировок или переполненных звуком треков. Важно не усложнять музыку, тогда можно дать каждому звуку отдельное место в общей структуре трека.

Если используются усложнения в ритме (полиритм), усложнения в звуках (многослойность), тогда остается «меньше места» для мелодии. Потому упрощение мелодических партий в музыке Жан Мишель Жарра имеют свою логику.

Например, в Oxygène и Equinoxe он использует простые, но яркие мелодии, они повторяются и завораживают слушателя своей гипнотичной простотой.

Обложки к музыкальным альбомам Жан Мишель Жарра
Обложки к музыкальным альбомам Жан Мишель Жарра

Вы тоже можете придерживаться такого правила. Если ваш трек заполнен до краев звуками и эффектами, то усложнять мелодию, делая в ней много нот – не имеет смысла. Иногда достаточно одного простого звука или простой мелодии, и они создадут больше эмоций, чем сложная композиция. Оставляйте в своих треках больше пространства для нот и отработки эффектов после их отыгрывания. Тогда можно будет насладиться каждой отдельно взятой нотой, и насладиться всеми красками звуков.

Амбициозные световые шоу и концерты на открытых площадках

Конечно у нас первая ассоциация с этим прекрасным музыкантом – это яркие световые шоу на его концертах. Использование таких интересных музыкальных инструментов как лазерная арфа.

Кстати про нее я рассказываю в этом видео.

Он умудрялся проводить свои световые выступления в самых неожиданных местах - например, в пустынях или исторических площадях.

Для Жарра было важно не только то, что люди слышат, но и то, что они видят. Он умудрился превратить музыку в визуальное искусство, чем вдохновил огромное количество музыкантов и артистов на новые уровни концертного шоу. К тому же Жарр сам активно создавал свои музыкальные инструменты и экспериментировал с их модификациями. В том числе и со светомузыкой.

Вы прекрасно понимаете, что такие световые эффекты очень сильно стимулируют наше воображение, и усиливают эффект от прослушивания подобных композиций.

Вы также можете попробовать добавить световые эффекты для вашего творчества. Создайте простую анимацию, которая отразит вашу музыку. Можно использовать специализированные плееры со световым эффектом, которые будут располагаться где-то в углу вашего экрана, добавляя нужное настроение во время работы. При желании можно приобрести недорогие светильники со сменой цветов, либо даже лазерные светильники, у которых могут быть несколько режимов работы. Такая анимация будет усиливать ваши творческие идеи, и как бы поддерживать подходящий настрой во время вашей работы в музыкальной программе или при создании музыки на музыкальных инструментах.

Акцент на психоакустические эффекты

В его музыке часто можно встретить психоакустическин эффекты. Они вызывают у слушателя ощущение присутствия в другом пространстве или даже измененные состояния сознания. Благодаря такому эффекту, он стал популярным среди любителей медитативной и атмосферной музыки.

Вы можете попробовать некоторые из этих эффектов, чтобы усилить атмосферу. Например, включите в композицию мягкие реверберации, синусоидальные волны или эмбиентные звуки, чтобы вызвать у слушателя определенные эмоции и состояния. Пробуйте изучить создание бинауральных ритмов и звук 3D (5D, 8D).

Жан-Мишель Жарр знаменит благодаря смелым звуковым экспериментам, глубоким атмосферным эффектам и незабываемым визуальным шоу. Его альбомы, такие как Oxygene, Equinoxe, и Magnetic Fields, стали классикой электронной музыки.

Он повлиял на такие жанры в музыке как техно, хаус, эмбиент, и даже в современная поп-музыка.

Жан-Мишель Жарр оказал огромное влияние на целое поколение электронных музыкантов.

Что Вы любите в творчестве Жан Мишель Жарра? Как вдохновил он вас?

Авторские пресеты для популярных плагинов от 👉 Bellatrix Audio 👈

Читайте другие мои статьи 👇

Полезные ресурсы | Risha Manis | Музыкальные уроки | Дзен
Про аранжировку | Risha Manis | Музыкальные уроки | Дзен
Создаю трек | Risha Manis | Музыкальные уроки | Дзен

■□■□■□■□■□■□■□■□■□

🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог

Об авторе https://www.rishamanis.com/

Видеокурсы 👉 https://musatlas.ru/courses

Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi

■□■□■□■□■□■□■□■□■□

Способы связи со мной:

Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus

ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus

Рутуб 👉 https://rutube.ru/u/rishamanis/

Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis

Почта 👉 rishamanis@yahoo.com

Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/

■□■□■□■□■□■□■□■□■□