Последние годы споры вокруг темы патриотизма ведутся не по либеральному сценарию, а по патриотическому. Просто напомню, что раньше либералы пытались убедить всех, что патриотизм, как явление, устарел и сейчас модно быть “страной для всех”. Кроме русских, естественно. Но с некоторых пор данный дискурс в обществе остановлен и задвинут на десятый план. Любой же, кто начнет говорить, что он против патриотизма неизбежно окажется низведен на уровень маргинала. И это хорошо.
Хорошо, безусловно, но опасно. В чем опасность? А в том, что дискуссия ушла от явных врагов (либералов), начисто отрицающих патриотизм в сторону дискуссии внутри патриотического лагеря: да те же красно-белые споры. Где патриотические граждане готовы цеплять друг друга любыми словами, доказывая что именно они патриоты, а вторая сторона — нет.
Беда только в том, что в такой дискуссии оба лагеря думают, что патриотичны и в основном такими патриотами являются. Сейчас популярен такой лозунг, которым пытаются соединить патриотов всех стран и народов, звучит он так: Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация — все это одна моя родина и другой я не знаю. Те же, кто очерняет Советский Союз — это враги. Как и те, кто очерняет Российскую империю.
Хотя об Империи часто забывают даже те, кто вроде бы как придерживается этого на первый взгляд правильного (а на деле драного чуть более, чем полностью) лозунга. Буквально на днях у меня состоялась жаркая дискуссия с адептом этой идеи и тоже патриотическим человеком, которого заочно по блогосфере я знаю давно. В итоге в мою сторону посыпались маты и дискуссия так ни к чему не пришла, красную логику человек не отпустил.
Если суммировать его тезисы, то получается что нельзя выкидывать какие-либо периоды истории и гадить на них. Естественно, человек защищал Советский Союз, рассказывая стандартную историю о том, что были хорошие и плохие времена. Деликатно опуская то, кто плохие времена создал. Но это ладно, со всем этим можно согласиться. Ответить мне не смогли вот на какой вопрос и в итоге обвинили в том, что я хочу развала страны. А звучал вопрос вот как:
Что делать, если Советский Союз все годы своего существования гадил на Российскую империю?
Простой вопрос: что делать с этим? Вы никогда не задумывались? А стоило бы. Никто не спорит с тем, что ругать родителей (даже если они алкаши) — плохо, ругать свою историю — плохо. Но что делать, когда часть истории гадит на другую ее часть? Или кто-то будет отрицать, что в СССР период Российской империи принижался и преподавался в качестве темного, отсталого времени и только прогрессивный советский строй вывел страну в лидеры? Хотя сейчас вполне известны имена ученых и конструкторов, творивших изобретения в царское время, но вынужденных эмигрировать после 1917 года. Как и известны имена тех, кто остался, а в последующем был расстрелян под надуманными предлогами.
Вот что делать в таком случае? Каким образом решать вопрос так, чтобы не нагадить на одну часть истории, когда неизбежно раскапывая одно мы закапываем другое? Нельзя же обличить преступника, при этом не разрушив его репутацию. И это при том, что абсолютно злых людей в мире нет. Вообще. Даже простой пример приведем, скажем с поиском участников бандподполья на Северном Кавказе. Многие давно уже раскаялись и разочаровались в том, что в 20 лет дурили и сейчас имеют семьи, уважение среди друзей и соседей, а потом бац...и МВД нагрянуло в дом и в браслеты. Пришла расплата за грехи молодости. Даже выражение есть, что совершает ошибку юнец, а расплачивается за нее уже состоявшийся муж.
Я не хочу сейчас сравнивать одно с другим, просто показываю на разных примерах как бывает. Вопрос ведь никуда не девается: как быть с историей Российской империи и Руси, когда СССР все годы своего существования на нее гадил? Прятал историю, вымарывал ее, представлял русских, как оккупантов и колонизаторов: Царское правительство. Проводил коренизацию, делил русские земли на национальные республики, называл русский народ держимордой.
Сколько городов в СССР было названо в честь революционных деятелей? Да почти все переименовали, начиная с Санкт-Петербурга (Петрограда) и Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Царицыно и тысяч других. Про улицы и памятники я вообще молчу, счету нет. Как и кладбища, где лежали люди умершие давным-давно и служившие поколениями стране. Или неужели план по сдаче чугуна был так важен, чтобы выбросить из гроба останки Багратиона, а для свинарника не нашлось другого места, кроме могилы сподвижника Петра Великого Христофора Миниха?
Ради какой великой цели надо было на могиле ставить свинарник? А это было. И было сделано Союзом Советских Социалистических Республик. Стоит ли замалчивать этот факт? Хочется этот вопрос задать. Или сказать, что этого ничего не было и автор все врет? Можно, конечно, и так сделать, только вот факты от этого не изменятся и даже не изменится цена того образования, которое общество (якобы) получило при СССР. Цена образования - свинарник на могиле государственного деятеля, который уж точно никому зла, кроме врагов русского государства, не причинил.
Ладно, вопрос в любом случае остался прежним:
Что делать, если Советский Союз все годы своего существования гадил на Российскую империю?
Рассказывая правду о Российской империи, мы неизбежно будем попадать в ложь СССР о предыдущем периоде истории Отечества. И это не выбор мой или кого-то еще, а факт. Что с этим делать? Молчать, чтобы не поколебать веру людей в светлое советское прошлое или признать, что над СССР были зловещие пятна? Тогда надо пересматривать лозунг, которым часто пытаются тыкать, еще раз повторю его, — Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация — все это одна моя родина и другой я не знаю. Те же, кто очерняет Советский Союз — это враги. Как и те, кто очерняет Российскую империю.
Как быть, когда один период очерняет другой, при условии что мы уже живем в другом периоде. Оставить все как есть вариант хороший, но имеет свои изъяны. За себя могу сказать, что проблема даже не в том, что кто-то пытается очернить периоды русской истории. В конце концов это пытаются делать на протяжении веков, а Россия лупит своих недругов, как тогда, так и сейчас. Нет, проблема не в этом. Истинная беда и даже катастрофа в том, что мы пользуемся разной логикой описывая разные периоды истории, и разными требованиями.
Люди, требующие не трогать СССР, проклинают царское время и считают это нормой. Требующие не трогать красных мертвых “львов” готовы ставить нужник на могилах тех, чьи взгляды им не близки. Голод в СССР - враги постарались, голод в царское время - злое правительство специально морит крестьян голодом. Проорали битву в СССР - ничего страшного, бывает и поражение. Проиграли в России - все катастрофа, надо менять власти. Предать СССР? - Да вы враг Родины! Расстрелять, а родных в лагерь детей врагов народа! Предать Российскую империю в годы Русско-японской войны или Первой мировой? - Так надо! Устроить стачку на заводе в годы войны? А какой именно? Если Первой мировой — это борьба за права трудящихся! Если в годы Второй мировой - саботажники и враги! Как, впрочем, и сейчас выходить с лозунгами за мир тоже нормально, если вы только в Москве живете. А вот если в Европе, то тут дать кому-то помощь. Увы, Дзен не даст мне тут прямо сказать, что я имел в виду, но вы меня поняли. Но вы поняли вопрос: чем нормальное Отечество хуже социалистического? Почему одно надо предать, а другое защищать?
Самое плохое и страшное, что я ничего из вышеперечисленного не придумал, а лишь пробежался по комментариям под любой такой темой. Стрелять в чиновника Империи — это за свободу! А если в советского партийного босса — это преступление! Как так?!
Истинная катастрофа — это использование разной логики к разным периодам истории. Нельзя такого делать и тем более нельзя этого делать патриотам. Потому, что тогда непонятно чем такой “патриот” отличается от открытого врага, когда призывает к одному и тому же. Измена — это измена, терр-изм это терр-изм. Чем ветераны русско-турецкой войны из Финляндского полка уб_иые Халтуриным в Зимнем дворце хуже ветеранов Второй мировой? А в честь Халтурина у нас улицы названы. Между прочим. Даже пара бюстов где-то стоит.
Нужна одна логика, потому что получается максимально странно, когда по словам всех Отечество у нас одно, но при этом отдельные периоды истории равнее других. И в определенных отношениях, временах допустимо даже предательство, если оно осуществляется во имя благой цели. Но тут уж тогда странно ругать советскую номенклатуру предавшую (по словам многих людей) советскую родину. Раз можно было предать тогда, почему бы не предать снова? Этот вывод прямо следует из положения, когда одни периоды хуже других. Но ведь именно так и выходит, когда к разным периодам времени применяется разная логическая конструкция.
Собственно, это и создает самую большую опасность для нашей современности. Мы можем многое сделать, но с 1917 года наше общество больно такой вот логической раздробленностью и это может сыграть злую шутку с нашей новой победой. Логика должна быть одна и применяться одна ко всем периодам истории, где она объективно применима. И, конечно, предательство должно оставаться предательством, а доблесть доблестью. Никак не варьироваться в зависимости от цвета шерсти. Иначе чаяния отдельных людей окажутся бесполезны, а в лозунге:
Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация — все это одна моя родина и другой я не знаю. Те же, кто очерняет Советский Союз — это враги. Как и те, кто очерняет Российскую империю.
Всегда будет присутствовать ущербность: как быть с тем, что СССР гадил на Российскую империю? И если ему можно было гадить на своего предшественника тогда, почему нельзя нам гадить на него сейчас? Что же это за такой особый иммунитет у революции, позволяющий ей обгаживать всех вокруг, но делающий ее единственной в белом пальто красивой? Видимо я чего-то в этой жизни не понимаю. Но я во всех смыслах Белый и привык в жизни пользоваться только одной логикой - логикой белого человека, основанной на Христианстве в вопросах духовности и морали, и капитализме в вопросах материи.
Потому-то у меня и возникает вопрос: почему там можно, а тут нельзя?