Найти в Дзене
Memento mori

Некрополь Знаменского монастыря, Иркутск

Я перехожу к циклу о кладбищах, посещенных во время своего сентябрьского путешествия в Иркутск. И в первых двух рассказах вновь частично коснусь темы декабристов.

Монастырь Знамения Божией Матери, Знаменский женский монастырь, был основан в 1689 году, это один из старейших сибирских монастырей. Он непривычно небольшой, — я привыкла к размахам Центральной России, а здесь буквально одна церковь с колокольней, несколько строений (кельи, трапезная, больница, ограда с воротами...) Изначально, конечно, обитель строилась из дерева, но потом постепенно возвели каменные здания. Знаменская церковь на месте обветшавшей деревянной была заложена в 1757 году на средства купца Ивана Степановича Бечевина (1704-1759) и достроена к 1762-му.

Напишу пару слов об этом интересном человеке.

Разбогатев на "питейном деле", к середине XVIII века он стал самым богатым купцом Иркутска. Кроме того, приказчики Бечевина привозили меха с Тихоокеанских островов, которыми он успешно торговал в России, а в Китай поставлял сукно. В общем, деньги у Ивана Степановича благодаря его деловой хватке водились. Поэтому в 1757 году Бечевин обратился к властям с просьбой организовать за свой счет экспедицию к востоку от Камчатки. И экспедиция к Алеутским островам состоялась. Сейчас открытые тем двухлетним путешествием территории, например остров Унга, относятся к Аляске. Но в память об Иване Степановиче на восточном побережье Камчатки есть Бечевинская бухта.

Кроме Знаменской церкви, он выстроил еще Благовещенскую и Тихвинскую церкви в Иркутске, возле последней и был похоронен после смерти. После революции обе эти церкви были разрушены, так что из строений, оплаченных Бечевиным, осталась лишь соборная церковь Знаменского монастыря. Захоронение его, естественно, тоже не сохранилось.

Знаменский монастырь в начале ХХ века
Знаменский монастырь в начале ХХ века

С 1934 территория монастыря была передана Иркутскому гидропорту, работники которого тут же начали строчить требования разобрать Знаменскую церковь, дабы построить что-то более подобающее. Против сноса начали выступать писатель Исаак Гольдберг и археолог Алексей Окладников, упирая на то, что на территории находятся исторически ценные захоронения декабристов, с которых и так Сибутилем было вывезено все ценное.

Так, полностью исчезли красивые кованые ограды, заказанные из Петербурга. Кроме того, могилы декабристов Бечаснова и Муханова были утеряны полностью, а иные надгробия существенно пострадали.

С началом войны гидропорт практически прекратил свою работу: все пилоты были призваны на фронт, так что в 1945 году территорию вернули верующим.

Знаменская церковь в начале ХХ века
Знаменская церковь в начале ХХ века

Детальной информации не нашла, но, судя по дореволюционным снимкам, какого-то существенного некрополя на территории не было. Может еще и поэтому те немногие сохранившиеся могилы не были слишком уж разгромлены: власти были заняты разорением более крупных объектов, например огромного Иерусалимского кладбища.

На территории в первую очередь видишь надгробие декабриста Владимира Александровича Бечаснова (1802-1859). Я уже выше написала, что его захоронение было утеряно, это кенотаф.

Бечаснов был из рязанских дворян, после обучения в 1821 году служил прапорщиком в 8-ю артиллерийской бригаде. Состоял в Обществе соединённых славян, вел активные агитации среди солдат. Как и для многих его соратников, после поражения восстания путь для осужденного Бечаснова в 1827 году лежал в Читинский острог, после был Петровский завод, после — поселение в Иркутской области. И только в 1856 году его амнистировали, но Владимир Александрович предпочел не возвращаться, дожил свои дни в Иркутске.

Надгробие В.А. Бечаснова
Надгробие В.А. Бечаснова

Рядом похоронены княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная Лаваль (1800-1854) и ее дети — Никита, Владимир и София. Именно Екатерину Ивановну описал Некрасов в своей поэме "Русские женщины" о женах декабристов, последовавших за ними в Сибирь.

После осуждения ее супруга, Сергея Петровича Трубецкого, она первой добилась разрешения уехать к нему. И поначалу прибыла в Иркутск, 16 сентября 1826 года, где и прожила несколько месяцев, написывая во все инстанции в попытках выяснить, где сейчас находится Сергей Петрович. Чуть позже к ней присоединилась Мария Николаевна Волконская, и свои поиски женщины уже вели вместе.

Только 10 февраля 1827 года Трубецкая увидела наконец своего мужа на Благодатском руднике. Для этого ей (и Волконской) пришлось подписать отказ от всех прав на имя и семейное состояние, согласиться спуститься по социальной лестнице на ступень "жена каторжника". После каторги и жизни на поселении Волконским и Трубецким разрешили жить в Иркутске, где вокруг их домов, по сути двух центров культурной образованной жизни, начали "группироваться" другие декабристы.

До ссылки Трубецкого в Сибирь у семейной пары не было детей. Уже там, в этих суровых условиях, Екатерина Ивановна родила 7 ребятишек, трое из которых умерли слишком рано, и были похоронены здесь, в Знаменском монастыре. В 1854 году вслед за ними от рака сгорела и сама княгиня. А Сергей Петрович в 1856 году получил амнистию и в 1860 году скончался в Москве. Могила его на кладбище Новодевичьего монастыря тоже сохранилась до наших дней.

Еще два захоронения, хотя имя Муханова и увековечено теперь на кенотафе:

— Петр Александрович Муханов (1799-1854) состоял в Союзе благоденствия, а после неудавшегося восстания, будучи на тот момент в Москве, активно обсуждал с товарищами убийство императора и помощь заточенным в Петропавловской крепости декабристам. Поехал в Сибирь уже знакомым нам маршрутом: Читинский острог, потом Петровский завод, потом поселение (Братский острог). Кстати, там он занимался изучением Ангары, и его работы были использованы строителями Братской ГЭС столетием позже.

— Николай Алексеевич Панов (1803-1850) состоял в Северном обществе и принял самое активное участие в восстании, так что был заключен в Петропавловскую крепость и первоначально приговорен к казни. Позже приговор сменили на "вечные каторжные работы". Еще позже срок сократили, потом еще сократили, в итоге с 1839 года Панов жил на поселении.

Кроме этой памяти о восстании декабристов, на территории монастыря сохранилось еще два старинных захоронения.

Василий Федотович Колыгин (1837-1903) был иркутским купцом 1й гильдии, занимался золотодобычей, торговлей чаем. Вместе со своей супругой они жертвовали огромные средства на благотворительность: помогали Девичьему институту, Иннокентьевской школе, приюту для малолетних преступников. Поучаствовали деньгами в строительстве иркутского театра. Жена Колыгина, Христина Яковлевна, участвовала в работе Иаково-Александрийской общины сестер милосердия и постоянно собирала средства на нужды Красного Креста.

Следующее захоронение является памятником истории федерального значения, а эпитафии, начертанные на надгробие, были написаны Г.Р. Державиным и И.И. Дмитриевым.

Григорий Иванович Шелихов (1749-1795) был исследователем, мореплавателем, купцом, основателем Северо-Восточной компании, будущей Российско-американской торговой компании. Пожалуй, главным его достижением стало основание в 1784 году первого поселения на североамериканском континенте (на острове Кадьяк), что положило начало колонизации Аляски.

Поселение Шелихова на острове Кадьяк
Поселение Шелихова на острове Кадьяк

Хотя лично у меня от героизма Шелихова двойственные впечатления, поскольку конечно же он прибыл туда, на Аляску, не на пустые безлюдные земли. Там уже жили местные племена, которые были недовольны вторжениями людей извне. Григория Ивановича местные торговцы пушниной, посещавшие те чужие берега, отговаривали от основания поселения, поскольку уже не раз и не два сталкивались с нападениями местных.

Шелихов прибыл и устроил массовую резню среди местных племен, не щадя ни женщин, ни детей. Усмирил так сказать. И получил, спустя 4 года, золотую медаль "за открытие островов в Восточном океане". И шпагу из серебра. И всяческие почет и уважение со стороны российского правительства. И было много громких слов о том, что русские наконец принесли цивилизацию на те дикие земли. Да и сейчас об этом пишут.

...По разным оценкам, там на Аляске во время резни погибло от 500 до 3000 местных, и еще около 1000 человек были взяты в плен.

А вот такие стихи начертаны на надгробии Шелихова:

Колумб здесь Росский погребен:

Преплыл моря, открыл страны безвестны;

И зря, что всё на свете тлен,

Направил паруса во океан небесный,

Искать сокровищ горных, не земных,

Сокровище благих!

Его Ты душу, Боже, упокой!

(Гавриил Державин)

Как царства падали к стопам Екатерины,

Росс Шелихов, без войск, без громоносных сил,

Притёк в Америку чрез бурные пучины,

И нову область ей и Богу покорил,

Не забывай, потомок,

Что Росс твой предок был и на Востоке громок!

(Иван Дмитриев)

Но надгробие красивое, что есть то есть. Я залюбовалась.

Нам осталось совсем недолго исследовать монастырскую территорию. В 2001 году сюда был перенесен для перезахоронения прах епископа Иннокентия (ок.1690-1747). В 1732 году он был назначен епископом Иркутским, и развел в регионе максимально бурную деятельность, направо и налево приобщая к христианству якутов и бурят.

Для ускорения миссионерских процессов Иннокентий (в миру Иван Нерунович) настаивал на проведении проповедей на местных языках, открывал для детей новообращенных многочисленных школы, строил церкви, предоставлял различные льготы тем, кто уверовал. Энергичный был владыка, как ни крути.

И прах его после смерти тоже никак не обретет тихого пристанища. Иннокентий скончался в процессе поездки в Петербург и был сначала похоронен в Спасопустынском монастыре. Потом, уже в 1960е, его перезахоронили в Иркутске на Радищевском кладбище. И вот в 2001 году перенесли сюда. Выскажу надежду, что это был последний переезд.

На переднем плане надгробие епископа Иннокентия
На переднем плане надгробие епископа Иннокентия

В 2015 году на монастырской территории был похоронен Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015), писатель и публицист, автор повестей "Живи и помни", "Деньги для Марии", "Последний срок", "Прощание с Матерой".

По его произведениям было снято с десяток фильмов.

Надгробие В.Г. Распутина
Надгробие В.Г. Распутина

В завершение истории о Знаменском монастыре хочу показать прекрасный памятник адмиралу Колчаку, установленный перед входом в обитель. Скульптура была установлена в 2004 году, автором стал Вячеслав Михайлович Клыков. Говорят, что в последнее время выдвигались идеи памятник снести, но местные власти отказали. Мол, это тоже часть нашей истории, и нечего туда-сюда ставить и сносить памятники из-за каких-то изменений в политической повестке.

На постаменте изображены красноармеец и белогвардеец, скрестившие свои ружья. Очень символический и красивый памятник... И именно здесь он был установлен отнюдь не случайно.

Александр Васильевич Колчак (1874-1920) и бывший председатель Совета Министров Виктор Николаевич Пепеляев (1885-1920) были расстреляны 7 февраля 1920 года на берегу притока Ангары, реки Ушаковки, как раз около Знаменского монастыря. Тела их были сброшены в прорубь и унесены течением. Там на берегу еще установлен крест над символической могилой, и вот, перед монастырскими воротами, установлен памятник на месте предполагаемого расстрела.

Я не буду перечислять здесь все факты биографии Колчака, получится слишком длинно и никто не дочитает. Мы все его знаем прежде всего как лидера Белого движения, но до революции он проявил себя и как талантливый исследователь и ученый-океанограф, в том числе и полярных областей России, и как активный участник Русско-японской и Первой мировой войны, в итоге дослужившись до командования Черноморским флотом.

В раздираемые гражданской войной годы Колчак 18 ноября 1918 года был провозглашен Верховным правителем России, чтобы придать смысл объединению сотен тысяч людей вокруг него. Он так и остался, по сути, единственным Верховным правителем в нашей истории. Но сухопутные войны были не для него: взращенный на море, Колчак не успел научиться воевать на суше. Так что судьба его армий была предрешена: с одной стороны наседали большевики, а в тылу начались многочисленные мятежи.

Все это привело адмирала сюда, к Знаменскому монастырю.

Адмирал Колчак
Адмирал Колчак

Засим позвольте попрощаться с вами до следующего рассказа.

Благодарю за внимание.