Найти в Дзене

В поисках идеального ракурса: как меня приняли за коллекционера ковров в Мадурае

Замечательный древний индийский город Мадурай находится в штате Тамил Наду. Его главная достопримечательность -- храм богини Минакши, построенный в семнадцатом веке. В поисках удачных ракурсов для фотографий я решил прогуляться вокруг храма. Этому мешала слишком частотная современная застройка. Даже с крыши расположенного поблизости 5-этажного отеля "Temple View" ("Вид на храм") получается увидеть не так много, несмотря даже на то, что "хороший вид на храм" -- это визитная карточка отеля. Посреди "базарной" суеты, царящей вокруг храма, я набрел на "общественное здание" с окнами-витринами. Это был "антикварный магазин", то есть место, где продаются недешёвые сувениры. Меня радостно пустили внутрь. Такие магазины напоминают кладовки-запасники исторических музеев, но без научной систематизации. Однако более всего меня интересовал возможный хороший ракурс на храм, и я начал подниматься на самый верхний этаж здания. Сотрудники не были против, один из них даже вызвался меня сопровождать и л

Замечательный древний индийский город Мадурай находится в штате Тамил Наду. Его главная достопримечательность -- храм богини Минакши, построенный в семнадцатом веке.

В поисках удачных ракурсов для фотографий я решил прогуляться вокруг храма. Этому мешала слишком частотная современная застройка. Даже с крыши расположенного поблизости 5-этажного отеля "Temple View" ("Вид на храм") получается увидеть не так много, несмотря даже на то, что "хороший вид на храм" -- это визитная карточка отеля.

Мадурай. Вид на храм Минакши с крыши отеля "Temple View" ("Вид на храм"). Июль 2023 г.
Мадурай. Вид на храм Минакши с крыши отеля "Temple View" ("Вид на храм"). Июль 2023 г.

Посреди "базарной" суеты, царящей вокруг храма, я набрел на "общественное здание" с окнами-витринами. Это был "антикварный магазин", то есть место, где продаются недешёвые сувениры. Меня радостно пустили внутрь.

Такие магазины напоминают кладовки-запасники исторических музеев, но без научной систематизации. Однако более всего меня интересовал возможный хороший ракурс на храм, и я начал подниматься на самый верхний этаж здания. Сотрудники не были против, один из них даже вызвался меня сопровождать и любезно согласился сфотографировать (в храм Минакши с телефонами и фотоаппаратами не пускают, поэтому у меня с собой не было ни телефона, ни фотоаппарата).

Мадурай. Вид на храм Минакши с крыши антикварного магазина. Июль 2023 г.
Мадурай. Вид на храм Минакши с крыши антикварного магазина. Июль 2023 г.

Казалось бы, вся история моего посещения антикварного магазина должна была на этом и закончиться. Но всё оказалось иначе. Самое интересное началось дальше.

После фотосессии сопровождавший меня сотрудник (не помню его имени; меня он называл "брат", и я его так же) спросил, интересуют ли меня ковры. Из вежливости я сказал, что "мог бы их посмотреть". И вот тут он буквально "схватил" меня и "потащил" смотреть ковры. А их у них, как оказалось, несколько залов...

Я сказал, что хочу увидеть лучшее. "Лучшее" оказалось в самой дальней комнате без окон. "Брат" расстилал передо мной прекрасные ковры северного индийского производства, в том числе раритетные вещи. Разрешал (даже уговаривал) потрогать их ворс, объяснял различия между коврами по технике, показывал шёлковые ковры, давал полежать на самых дорогих коврах (я уже довольно утомился от пешей прогулки и боялся как бы не уснуть на этих коврах, глаза прямо сами собой закрывались), наконец, показал ткацкий станок и дал попробовать "поработать" на нём.

Моё любопытство было удовлетворено, я сказал "хватит". Продавец, однако, не отпускал меня. Я пытался уйти, он же меня обратно "тащил" смотреть ковры. Но теперь также появился вопрос, в какую сумму я могу оценить эти ковры.

Я сказал, что не знаю, сколько может стоить ковёр.

Тогда "брат" стал задавать вопросы по другому: "Для чего нужны мне эти ковры?". Я призадумался (у меня дома ковры лежат на полу), но, вспомнив реакцию сотрудника отеля в Турции, когда я попросил себе в номер ковер на пол, ответил: "Повешу на стену". Продавец растаял в улыбке.

Он продолжил свой "допрос": "Отличная идея повесить ковёр на стену! Отличная идея положить ковёр на кровать! Превосходно! Но для чего он просто на стене? Для чего он просто на кровати? Для чего нужны ковры? Это же искусство. Для чего нужны предметы искусства? Для чего люди вкладывают деньги во что-либо? Для чего покупают недвижимость? Для чего покупают драгоценности?".

Я подустал от его вопросов. Он подвёл меня к тому, что покупка ковра -- это инвестиция (он так и сказал) в будущее себя и своей семьи. В ответ я спросил: "Сколько?". Он ответил, что "отдаст" мне небольшой ковёр за 250 тысяч рупий (примерно 250 тысяч рублей).

Тогда я сказал: "Считаю, что ковры -- это произведения высокого искусства, и, следовательно, они должны храниться в музеях и быть общедоступными". И в подтверждение своих слов нашёл в Интернете и показал ему (всё по его телефону, который он любезно предоставил мне в пользование: своего-то телефона у меня с собой не было) ковры из кургана Пазырык в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Вот тут он совсем уверился в том, что я коллекционер ковров.

Без чаепития он меня не отпускал. Пришлось согласиться. О коврах мне было уже не интересно разговаривать. Я стал его расспрашивать о нём самом. Оказалось, что ему 27 лет, он женат и имеет несколько детей, по образованию психолог, продает антикварные вещи в государственном магазине (этот "антикварный" магазин действительно оказался государственным (об этом же говорила и табличка на входе)), выходец из северной Индии, зарабатывает около 60 тысяч рупий в месяц.

Мне пришлось его обмануть, что я зайду чуть позже (я уж и так слишком много времени провёл в их магазине), да и он уж слишком был настойчив.

Напоследок сфотографировались.

Мадурай. Антикварный магазин. Фото на память.
Мадурай. Антикварный магазин. Фото на память.

Позже он мне написал по телефону: "Давай заключим сделку. Поверь, ты всегда будешь меня помнить благодаря этой сделке". В конце добавил: "Друзья навсегда".