Дворцами культуры Москва не обделена, и это, безусловно хорошо, хоть некоторые из них, пережив 90-е, и превратились в нечто далекое от первоначального замысла своих создателей. Ещё с советских времен ДК являются центрами культурной жизни своих районов - в них проводятся концерты, организуются выставки и фестивали, работают детские кружки и студии. Некоторые ДК малы и неприметны, другие же наоборот, поражают масштабами и известны во всем городе, а иногда и за его пределами. Вот только причины этой известности разные, от выдающихся архитектурных особенностей до знаковых исторических событий, связанных с этими постройками.
Нашим сегодняшним героем станет ДК 1-го ГПЗ - один из известнейших в своем роде.
Весь юго-восток Москвы до сих пор ассоциируется у ее жителей (у коренных по крайней мере) с промышленностью. И оно немудрено: именно в ЮВАО располагались и располагаются такие гиганты как АЗЛК, Московский шинный завод, МНПЗ, Южный речной порт и ещё множество предприятий поменьше. Одним из таких предприятий до недавнего времени был и 1-й Государственный подшипниковый завод, основанный в 1932 году. ГПЗ-1 занимал территорию в Пролетарском районе столицы (ныне Южнопортовом) от 2-й улицы Машиностроения на юге до Новоостаповской улицы на севере и от Шарикоподшипниковской улицы на западе до Волгоградского проспекта на востоке. В 1986 году ГПЗ-1 вышел на пик выпуска продукции, подарив стране 124 млн подшипников, после чего начался спад, затем приватизация 90-х и покупка завода Европейской подшипниковой корпорацией. В данный момент предприятие не функционирует, а большая часть площадей превратилась в рынок "Дубровка" - одного из наследников знаменитого "черкизона".
Одной из особенностей советской промышленности было всеобъемлющее социальное сопровождение трудящихся. И речь не только о медицине и жилье, но и о досуге, причем как для самих рабочих, так и для членов их семей. Поэтому практически каждое предприятие страны имело свой дворец культуры - эдакий многофункциональный комплекс, где можно и на концерт сходить, и театральную постановку посмотреть и детей в кружок сводить. И ГПЗ-1 не стал исключением.
В 1967 году коллектив мастерской №13 "Моспроекта-1" в составе архитекторов Ю. В. Ранинского, И. Каменского, Ю. В. Юрова, конструкторов Н. Уманской, Н. Митина и Н. Осьминой преступил к работе над дворцом культуры для этого предприятия. Трехэтажное здание в типичном для той эпохи стиле модернизм со внутренним двором, двумя лестничными клетками, зрительным залом на 1000 мест и пристройкой-кинозалом на 500 мест возводило СУ-148 треста Мосстрой-24. Торжественный митинг заводчан по случаю закладки первого камня дворца культуры состоялся 3 августа 1968 г., а в эксплуатацию здание было сдано в 1974-м.
На тот момент здание являлось абсолютно индивидуальным объектом. Оно не было плодом "клонирования", столь распространенного в архитектурной среде позднего СССР, хотя в некоторых источниках я и встречал информацию о якобы типовом зрительном зале (как это возможно в отрыве от всей остальной конструкции сооружения - не ясно).
Огромное и очень современное для того времени здание быстро стало центром притяжения всех культурно-массовых мероприятий юго-востока Москвы. В ДК выступали знаменитые артисты, такие как Владимир Высоцкий и Евгений Петросян, проводились новогодние ёлки для детей и профсоюзные собрания (причём не только для работников материнского завода, но и для Московского часового, который свой ДК так и не заимел).
Одной из уникальных особенностей этого ДК стала пристройка-кинозал на 500 мест, соединённая с основным корпусом крытым переходом. Не смотря на довольно тривиальный вид (его экстерьер схож со многими общественными зданиями того времени, например ДК Мосгипротранса), кинозал весьма изящно дополнил строго вертикальный и монументальный главный корпус своими скошенными торцами стен и воздушным стеклянным фасадом.
Внутреннее убранство здания было простым и аскетичным, практически ничем не выделяясь из общей массы аналогичных построек своей эпохи. Чёткие геометрические формы снаружи находили полный отклик внутри, а отделка сводилась к мраморным колоннам и деревянному паркету на полу. Глаз мог уцепиться только за разноцветные мозаичные панно на стенах. Очевидным достоинством внутренних пространств стало обилие естественного освещения, которого архитекторам удалось добиться с помощью больших прямоугольных окон.
Одной из интереснейших и самых запоминающихся деталей этого замечательного здания был и остаётся огромный стальной робот из подшипников, установленный на первом этаже рядом с гардеробом.
Вместимость зрительного зала составляла около 1000 чел. Но помимо него в ДК был предусмотрен и малый лекционный зал.
В советский период ДК 1-го ГПЗ даже успел стать небольшой кинозвездой - он засветился в одной из серий х/ф "Каникулы Кроша".
Спокойная и размеренная жизнь ДК (или 85-го цеха ГПЗ-1, как он числился при выплате зарплат сотрудникам) закончилась вместе с советской властью. Начались 90-е, заводу стало тяжело держаться на плаву в резко изменившихся экономических условиях, а дворец культуры превратился в убыточный актив, на содержание которого просто не было денег.
Тем временем Россию покорял новый вид развлечений - мюзиклы. Такие хиты как Phantom of the Opera и Cats быстро обрели популярность в нашей стране, что сподвигло в 1998 году продюсеров Георгия Васильева и Алексея Иващенко начать работу над своим собственным мюзиклом. Цель стояла амбициозная - создать шоу мирового уровня, способное составить конкуренцию бродвейским постановкам. За основу был взят известный каждому россиянину роман "Два капитана" Вениамина Каверина, сценической версии которого дали название "Норд-Ост". Осталось найти площадку. Этой площадкой и стал бывший ДК 1-го ГПЗ.
В 2000 году здание было выкуплено и получило новое имя - Театральный центр на Дубровке. Оно превратилось в театр одного спектакля - специально под мюзикл была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой декорации "Норд-Оста" вмонтировали прямо в фундамент сооружения. Западный принцип "действо должно быть сверхзрелищным" был перенесён на российскую почву. Впервые в истории отечественного театра шоу шло каждый вечер, подобно бродвейским мюзиклам.
Увы, в радужные планы прокатчиков вмешался форс-мажор. 23 октября 2002 года более 900 зрителей "Норд-Оста", а также актеры, музыканты и вспомогательный персонал мюзикла стали заложниками чеченских боевиков. Спустя три дня группы спецназа "Альфа" и "Вымпел" ЦСН ФСБ провели штурм, успешно ликвидировав всех боевиков и смертниц. К сожалению, 130 человек спасти не удалось - перед штурмом по вентиляции здания в зал был пущен нервно-паралетический газ, усыпивший находившихся внутри. Основной массой погибших стали люди со слабым здоровьем.
Трагедия стала прочно ассоциироваться с мюзиклом, поэтому последующее восстановление спектакля на прежнем месте не привело к успеху. Здание не получило серьезных повреждений, но все равно было отремонтировано, и уже в феврале 2003-го показ "Норд-Оста" возобновили чтобы снова свернуть уже в мае.
В след за "Норд-Остом" последовали другие крупные мюзиклы - "Вий" и "Обыкновенное чудо". Различные помещения бывшего ДК занимали танцевальные коллективы, детские секции и даже гей-клуб (для Москвы начала нулевых вполне обыденное явление).
Необычная судьба постигла и кинозал дворца культуры, но его профиль сменился ещё круче. Он стал центром псевдомедицины, хотя над входом красовалось громкое название - "Институт человека".
Очередной этап в жизни многострадального ДК начался в 2009 году, когда в здание въехал цирк танцующих фонтанов "Аквамарин", чья зазывающая реклама быстро появилась на каждом билетном ларьке города.
Здесь нужно отметить, что в современной истории здания именно "Аквамарин" был самым долгоиграющим и успешным проектом. Он просуществовал 11 лет, пока его не подкосила пандемия коронавируса в 2020-м году.
В 2023-м на Авито можно было увидеть объявление о сдаче зала Театрального центра в аренду, а сейчас, похоже, оно обрело нового собственника, который в очередной раз произвел ребрендинг, по видимому решив отказаться от названия, вызывающего в народе не самые приятные ассоциации. Теперь это "Театр на Мельникова".
И вот мы подобрались к актуальному положению дел. Совсем недавно мне посчастливилось побывать внутри бывшего ДК 1-го ГПЗ, что сподвигло меня полноценно отфотографировать как его внешнее, так и внутреннее убранство.
Перед написанием статьи я изучил множество источников, в том числе и отзывы на Яндексе. Что меня удивило - так это число негативных высказываний о состоянии здания. Многие люди пишут, что оно чуть ли не разваливается, хотя это совершенно не так. И снаружи и внутри всё очень ухожено и чисто, по крайней мере не хуже, чем в других московских ДК, которые я посещал. Будем надеяться, что у этого замечательного дворца культуры впереди еще много интересных мероприятий и довольных посетителей, а новые владельцы будут как следует следить за его состоянием.