Найти в Дзене
3050_TI

Театральный центр на Дубровке - простой совесткий ДК с непростой судьбой

Дворцами культуры Москва не обделена, и это, безусловно хорошо, хоть некоторые из них, пережив 90-е, и превратились в нечто далекое от первоначального замысла своих создателей. Ещё с советских времен ДК являются центрами культурной жизни своих районов - в них проводятся концерты, организуются выставки и фестивали, работают детские кружки и студии. Некоторые ДК малы и неприметны, другие же наоборот, поражают масштабами и известны во всем городе, а иногда и за его пределами. Вот только причины этой известности разные, от выдающихся архитектурных особенностей до знаковых исторических событий, связанных с этими постройками.

Нашим сегодняшним героем станет ДК 1-го ГПЗ - один из известнейших в своем роде.

Проект Дворца культуры 1-го ГПЗ, начало 1970-х гг.
Проект Дворца культуры 1-го ГПЗ, начало 1970-х гг.

Весь юго-восток Москвы до сих пор ассоциируется у ее жителей (у коренных по крайней мере) с промышленностью. И оно немудрено: именно в ЮВАО располагались и располагаются такие гиганты как АЗЛК, Московский шинный завод, МНПЗ, Южный речной порт и ещё множество предприятий поменьше. Одним из таких предприятий до недавнего времени был и 1-й Государственный подшипниковый завод, основанный в 1932 году. ГПЗ-1 занимал территорию в Пролетарском районе столицы (ныне Южнопортовом) от 2-й улицы Машиностроения на юге до Новоостаповской улицы на севере и от Шарикоподшипниковской улицы на западе до Волгоградского проспекта на востоке. В 1986 году ГПЗ-1 вышел на пик выпуска продукции, подарив стране 124 млн подшипников, после чего начался спад, затем приватизация 90-х и покупка завода Европейской подшипниковой корпорацией. В данный момент предприятие не функционирует, а большая часть площадей превратилась в рынок "Дубровка" - одного из наследников знаменитого "черкизона".

Пустующая доска почёта на территории бывшего ГПЗ-1. Москва, сентябрь 2024 г. Фото автора
Пустующая доска почёта на территории бывшего ГПЗ-1. Москва, сентябрь 2024 г. Фото автора

Одной из особенностей советской промышленности было всеобъемлющее социальное сопровождение трудящихся. И речь не только о медицине и жилье, но и о досуге, причем как для самих рабочих, так и для членов их семей. Поэтому практически каждое предприятие страны имело свой дворец культуры - эдакий многофункциональный комплекс, где можно и на концерт сходить, и театральную постановку посмотреть и детей в кружок сводить. И ГПЗ-1 не стал исключением.

В 1967 году коллектив мастерской №13 "Моспроекта-1" в составе архитекторов Ю. В. Ранинского, И. Каменского, Ю. В. Юрова, конструкторов Н. Уманской, Н. Митина и Н. Осьминой преступил к работе над дворцом культуры для этого предприятия. Трехэтажное здание в типичном для той эпохи стиле модернизм со внутренним двором, двумя лестничными клетками, зрительным залом на 1000 мест и пристройкой-кинозалом на 500 мест возводило СУ-148 треста Мосстрой-24. Торжественный митинг заводчан по случаю закладки первого камня дворца культуры состоялся 3 августа 1968 г., а в эксплуатацию здание было сдано в 1974-м.

ДК 1-го ГПЗ, начало 80-х гг. Источник: https://pastvu.com/p/1629748
ДК 1-го ГПЗ, начало 80-х гг. Источник: https://pastvu.com/p/1629748

На тот момент здание являлось абсолютно индивидуальным объектом. Оно не было плодом "клонирования", столь распространенного в архитектурной среде позднего СССР, хотя в некоторых источниках я и встречал информацию о якобы типовом зрительном зале (как это возможно в отрыве от всей остальной конструкции сооружения - не ясно).

ДК 1-го ГПЗ, зима 1980-1981 гг. Источник: https://pastvu.com/p/40342
ДК 1-го ГПЗ, зима 1980-1981 гг. Источник: https://pastvu.com/p/40342

Огромное и очень современное для того времени здание быстро стало центром притяжения всех культурно-массовых мероприятий юго-востока Москвы. В ДК выступали знаменитые артисты, такие как Владимир Высоцкий и Евгений Петросян, проводились новогодние ёлки для детей и профсоюзные собрания (причём не только для работников материнского завода, но и для Московского часового, который свой ДК так и не заимел).

ДК 1-го ГПЗ. Кинозал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Кинозал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3

Одной из уникальных особенностей этого ДК стала пристройка-кинозал на 500 мест, соединённая с основным корпусом крытым переходом. Не смотря на довольно тривиальный вид (его экстерьер схож со многими общественными зданиями того времени, например ДК Мосгипротранса), кинозал весьма изящно дополнил строго вертикальный и монументальный главный корпус своими скошенными торцами стен и воздушным стеклянным фасадом.

ДК 1-го ГПЗ. Главный вестибюль. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Главный вестибюль. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3

ДК 1-го ГПЗ, главное фойе. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ, главное фойе. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3

Внутреннее убранство здания было простым и аскетичным, практически ничем не выделяясь из общей массы аналогичных построек своей эпохи. Чёткие геометрические формы снаружи находили полный отклик внутри, а отделка сводилась к мраморным колоннам и деревянному паркету на полу. Глаз мог уцепиться только за разноцветные мозаичные панно на стенах. Очевидным достоинством внутренних пространств стало обилие естественного освещения, которого архитекторам удалось добиться с помощью больших прямоугольных окон.

Одной из интереснейших и самых запоминающихся деталей этого замечательного здания был и остаётся огромный стальной робот из подшипников, установленный на первом этаже рядом с гардеробом.

Робот на первом этаже ДК. Источник: https://pastvu.com/p/1298622
Робот на первом этаже ДК. Источник: https://pastvu.com/p/1298622

Вместимость зрительного зала составляла около 1000 чел. Но помимо него в ДК был предусмотрен и малый лекционный зал.

ДК 1-го ГПЗ, зрительный зал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ, зрительный зал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ, лекционный зал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ, лекционный зал. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Переход из фойе в клубную часть. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Переход из фойе в клубную часть. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Лестница, ведущая в фойе. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3
ДК 1-го ГПЗ. Лестница, ведущая в фойе. Фото из журнала "Строительство и архитектура Москвы". Март 1975 года. Выпуск №3

В советский период ДК 1-го ГПЗ даже успел стать небольшой кинозвездой - он засветился в одной из серий х/ф "Каникулы Кроша".

-14

Спокойная и размеренная жизнь ДК (или 85-го цеха ГПЗ-1, как он числился при выплате зарплат сотрудникам) закончилась вместе с советской властью. Начались 90-е, заводу стало тяжело держаться на плаву в резко изменившихся экономических условиях, а дворец культуры превратился в убыточный актив, на содержание которого просто не было денег.

Тем временем Россию покорял новый вид развлечений - мюзиклы. Такие хиты как Phantom of the Opera и Cats быстро обрели популярность в нашей стране, что сподвигло в 1998 году продюсеров Георгия Васильева и Алексея Иващенко начать работу над своим собственным мюзиклом. Цель стояла амбициозная - создать шоу мирового уровня, способное составить конкуренцию бродвейским постановкам. За основу был взят известный каждому россиянину роман "Два капитана" Вениамина Каверина, сценической версии которого дали название "Норд-Ост". Осталось найти площадку. Этой площадкой и стал бывший ДК 1-го ГПЗ.

В 2000 году здание было выкуплено и получило новое имя - Театральный центр на Дубровке. Оно превратилось в театр одного спектакля - специально под мюзикл была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой декорации "Норд-Оста" вмонтировали прямо в фундамент сооружения. Западный принцип "действо должно быть сверхзрелищным" был перенесён на российскую почву. Впервые в истории отечественного театра шоу шло каждый вечер, подобно бродвейским мюзиклам.

Увы, в радужные планы прокатчиков вмешался форс-мажор. 23 октября 2002 года более 900 зрителей "Норд-Оста", а также актеры, музыканты и вспомогательный персонал мюзикла стали заложниками чеченских боевиков. Спустя три дня группы спецназа "Альфа" и "Вымпел" ЦСН ФСБ провели штурм, успешно ликвидировав всех боевиков и смертниц. К сожалению, 130 человек спасти не удалось - перед штурмом по вентиляции здания в зал был пущен нервно-паралетический газ, усыпивший находившихся внутри. Основной массой погибших стали люди со слабым здоровьем.

Театральный центр на Дубровке во время захвата заложников. Октябрь 2002 года. Фото из свободных источников.
Театральный центр на Дубровке во время захвата заложников. Октябрь 2002 года. Фото из свободных источников.
Фойе второго этажа Театрального центра после штурма. Источник: https://www.warchechnya.ru/bwg_gallery/nord-ost-posle-shturma/?format=application/ld+json#bwg39/2803
Фойе второго этажа Театрального центра после штурма. Источник: https://www.warchechnya.ru/bwg_gallery/nord-ost-posle-shturma/?format=application/ld+json#bwg39/2803

Трагедия стала прочно ассоциироваться с мюзиклом, поэтому последующее восстановление спектакля на прежнем месте не привело к успеху. Здание не получило серьезных повреждений, но все равно было отремонтировано, и уже в феврале 2003-го показ "Норд-Оста" возобновили чтобы снова свернуть уже в мае.

Очередь на входе в Театральный центр после восстановления показа "Норд-Оста". Весна 2003 года.
Очередь на входе в Театральный центр после восстановления показа "Норд-Оста". Весна 2003 года.

В след за "Норд-Остом" последовали другие крупные мюзиклы - "Вий" и "Обыкновенное чудо". Различные помещения бывшего ДК занимали танцевальные коллективы, детские секции и даже гей-клуб (для Москвы начала нулевых вполне обыденное явление).

Необычная судьба постигла и кинозал дворца культуры, но его профиль сменился ещё круче. Он стал центром псевдомедицины, хотя над входом красовалось громкое название - "Институт человека".

Персонал так называемого "института" у входа в бывший кинозал
Персонал так называемого "института" у входа в бывший кинозал

Очередной этап в жизни многострадального ДК начался в 2009 году, когда в здание въехал цирк танцующих фонтанов "Аквамарин", чья зазывающая реклама быстро появилась на каждом билетном ларьке города.

Баннер цирка "Аквамарин" на главном фасаде Театрального центра на Дубровке. Начало 2010-х гг. Фото из Википедии.
Баннер цирка "Аквамарин" на главном фасаде Театрального центра на Дубровке. Начало 2010-х гг. Фото из Википедии.

Здесь нужно отметить, что в современной истории здания именно "Аквамарин" был самым долгоиграющим и успешным проектом. Он просуществовал 11 лет, пока его не подкосила пандемия коронавируса в 2020-м году.

В 2023-м на Авито можно было увидеть объявление о сдаче зала Театрального центра в аренду, а сейчас, похоже, оно обрело нового собственника, который в очередной раз произвел ребрендинг, по видимому решив отказаться от названия, вызывающего в народе не самые приятные ассоциации. Теперь это "Театр на Мельникова".

И вот мы подобрались к актуальному положению дел. Совсем недавно мне посчастливилось побывать внутри бывшего ДК 1-го ГПЗ, что сподвигло меня полноценно отфотографировать как его внешнее, так и внутреннее убранство.

Общий вид здания со стороны улицы Мельникова. Долгие годы площадь перед ним была одной большой парковкой, но теперь она закрыта шлагбаумом.
Общий вид здания со стороны улицы Мельникова. Долгие годы площадь перед ним была одной большой парковкой, но теперь она закрыта шлагбаумом.
Главный фасад, вид со стороны 1-й Дубровской улицы
Главный фасад, вид со стороны 1-й Дубровской улицы
Максимально, как мог, попытался сделать общий план вместе с кинозалом, но сделать это качественно не позволяет церковь, построенная рядом в 2015 году в память о жертвах теракта.
Максимально, как мог, попытался сделать общий план вместе с кинозалом, но сделать это качественно не позволяет церковь, построенная рядом в 2015 году в память о жертвах теракта.
Входная группа. Раньше окон на первом этаже по сторонам от входа не было, вместо них был сквозной проход во внутренний двор. Перепланировку провели примерно 10 лет назад.
Входная группа. Раньше окон на первом этаже по сторонам от входа не было, вместо них был сквозной проход во внутренний двор. Перепланировку провели примерно 10 лет назад.
Пустота и тишина на площади перед Театральным центром.
Пустота и тишина на площади перед Театральным центром.
Один из моих любимых ракурсов
Один из моих любимых ракурсов
Ныне пустующая пристройка. Вот бы вернуть туда кинозал...
Ныне пустующая пристройка. Вот бы вернуть туда кинозал...
После "Института человека" в пристройке некоторое время действовал фитнес-клуб, но и он в итоге съехал. На память остались куски баннеров за стеклом.
После "Института человека" в пристройке некоторое время действовал фитнес-клуб, но и он в итоге съехал. На память остались куски баннеров за стеклом.
Редкий ракурс - вид с тыльной части здания. Отсюда неброский, казалось бы, совмодернистский ДК смотрится как монстр в стиле брутализма.
Редкий ракурс - вид с тыльной части здания. Отсюда неброский, казалось бы, совмодернистский ДК смотрится как монстр в стиле брутализма.
Фойе первого этажа. Ничего не изменилось не только с нулевых, но даже с 70-х. И на мой взгляд это хорошо.
Фойе первого этажа. Ничего не изменилось не только с нулевых, но даже с 70-х. И на мой взгляд это хорошо.
Тот самый легендарный робот, известный каждому ребенку, выросшему в округе
Тот самый легендарный робот, известный каждому ребенку, выросшему в округе
Второй этаж. Есть у меня подозрение, что панно на потолке - наследие "Норд-Оста". Но это только предположение.
Второй этаж. Есть у меня подозрение, что панно на потолке - наследие "Норд-Оста". Но это только предположение.
И, наконец, зрительный зал. Синие кресла (чудовищно неудобные между прочим) появились после ремонта в 2003 году. До этого были красные.
И, наконец, зрительный зал. Синие кресла (чудовищно неудобные между прочим) появились после ремонта в 2003 году. До этого были красные.

Перед написанием статьи я изучил множество источников, в том числе и отзывы на Яндексе. Что меня удивило - так это число негативных высказываний о состоянии здания. Многие люди пишут, что оно чуть ли не разваливается, хотя это совершенно не так. И снаружи и внутри всё очень ухожено и чисто, по крайней мере не хуже, чем в других московских ДК, которые я посещал. Будем надеяться, что у этого замечательного дворца культуры впереди еще много интересных мероприятий и довольных посетителей, а новые владельцы будут как следует следить за его состоянием.