Найти в Дзене
Эхо Победы

Кубань 1918г. Сражение за Майкоп

После оставления Екатеринодара Красная армия Северного Кавказа отступала в направлении Невыномысской. Деникин перебрасывал основные силы Добровольческой армии (2-я и 3-я пехотные дивизии) севернее Кубани с целью удара на Армавир и выхода в глубокий тыл советским войскам. В пространстве между рекой Кубанью и горами Кавказа наступала конная дивизия генерала Покровского и отдельные казачьи генерала Геймана и полковника Морозова. Силы эти были не представительные (до 5.000 чел.), так как направление главного удара находилось восточнее, поэтому на рубеже реки Белой части Красной армии смогли закрепиться и встать в оборону. Советские войска были сведены в Белореченский округ, который возглавил Г.А. Кочергин. Натиск белогвардейцев временно ослаб – по горам из Туапсе двигалась Таманская армия, с которой необходимо было считаться. В целом обстановку для генерала Покровского нельзя назвать благоприятной – воевать предстояло на два фронта – на восток и на юго-запад, но драйв победы под Екатеринод

После оставления Екатеринодара Красная армия Северного Кавказа отступала в направлении Невыномысской. Деникин перебрасывал основные силы Добровольческой армии (2-я и 3-я пехотные дивизии) севернее Кубани с целью удара на Армавир и выхода в глубокий тыл советским войскам. В пространстве между рекой Кубанью и горами Кавказа наступала конная дивизия генерала Покровского и отдельные казачьи генерала Геймана и полковника Морозова. Силы эти были не представительные (до 5.000 чел.), так как направление главного удара находилось восточнее, поэтому на рубеже реки Белой части Красной армии смогли закрепиться и встать в оборону. Советские войска были сведены в Белореченский округ, который возглавил Г.А. Кочергин.

Схема отступления КАСК. Изображение из открытых источников
Схема отступления КАСК. Изображение из открытых источников

Натиск белогвардейцев временно ослаб – по горам из Туапсе двигалась Таманская армия, с которой необходимо было считаться. В целом обстановку для генерала Покровского нельзя назвать благоприятной – воевать предстояло на два фронта – на восток и на юго-запад, но драйв победы под Екатеринодаром завышал возможности белогвардейцев в их же глазах.

В сентябре отступательные тенденции в Красной армии продолжились. Постоянные удары Добровольческой армии по Армавиру заставляли советское командование сокращать линию фронта и отводить войска на восток. 10.09.1918г. по приказу главкома Сорокина был без боя оставлен Майкоп. Гарнизон в составе 1-го и 2-го Майкопских революционных полков отступил на 20–25 км восточнее и занял позиции на Кужорских высотах. В город вступили белоказаки генерала Геймана.

12.09.1918г. дивизия Покровского потерпела поражение в боях, с выходившими из окружения таманцами в районе Белореченской. Отряд Геймана спешно убыл на помощь Покровскому, а в Майкопе остался небольшой гарнизон белоказаков. К этому времени во многих советских частях красноармейцы требовали прекратить отступление и двигаться назад – освобождать свои семьи в занятых добровольцами селах. Красные разведчики заметили уход белых на север, и решение освободить Майкоп, было принято единодушно.

18.09.1918г. 1-й Майкопский полк (командир Шрамков), 2-й Майкопский полк (командир Татарков) и кавалерийский эскадрон (командир Войцеховский) выступили с Кужорских высот и атаковали белых в Майкопе. Силы были несопоставимы и белый гарнизон был разбит, а красные заняли город. Севернее 2-й Ейский революционный полк с ходу занял Келермесскую.

Покровский, узнав о событиях под Майкопом, немедленно бросил к нему всю свою дивизию. К этому времени оперативная обстановка изменилась – Таманская армия из Белореченской проследовала на Дондуковскую и красным майкопским частям теперь предстояло в одиночку сражаться с конной группой Покровского. К сожалению майкопцы этого не знали, а командующий участком Кочергин был занят. вышедшими в его расположение таманцами, и подкреплений не прислал.

19.09.1918г. под Майкопом начался кровопролитный бой. Пользуясь численным превосходством и подвижностью казачьей конницы, белые охватили фланги 1-го и 2-го Майкопских полков, и атаковали их с тыла. К исходу дня 1-й и 2-й Майкопские полки были окружены белоказаками. Большая часть красноармейцев погибла. Лишь группе в 250 чел. удалось прорваться из окружения и отойти за реку Лаба.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

21.09.1918г. по приказу Покровского в Майкопе на жителей была наложена контрибуция в 1 млн. рублей и проведены массовые казни, сочувствующих Советской власти жителей, получившие название «Майкопской резни».

Приказ Покровского. Изображение из открытых источников
Приказ Покровского. Изображение из открытых источников

Лишнего миллиона у жителей города не оказалось, и запылали дома, а на тополях и телеграфных столбах закачались тела повешенных. Свидетельства террора в Майкопе: «Прибежавший в Сочи крестьянин села Измайловка Волченко рассказывал ещё более кошмарные сцены, разыгравшиеся у него на глазах при занятии Майкопа отрядом генерала Покровского. Покровский приказал казнить всех не успевших бежать из Майкопа членов местного совета и остальных пленных. Для устрашения населения казнь была публичной. Сначала предполагалось повесить всех приговоренных к смерти, но потом оказалось, что виселиц не хватит. Тогда пировавшие всю ночь и изрядно подвыпившие казаки обратились к генералу с просьбой разрешить им рубить головы осужденным. Генерал разрешил. На базаре около виселиц, на которых болтались казненные уже большевики, поставили несколько деревянных плах, и охмелевшие от вина и крови казаки начали топорами и шашками рубить головы рабочим и красноармейцам. Очень немногих приканчивали сразу, большинство же казнимых после первого удара шашки вскакивали с зияющими ранами на голове, их снова валили на плаху и вторично принимались дорубливать…

Волченко, молодой 25-летний парень, стал совершенно седым от пережитого в Майкопе. Никто не сомневался в правдивости его рассказа, ибо сочинские обыватели едва сами не стали свидетелями таких же бессудных казней». (Н.В. Воронович «Меж двух огней. Архив русской революции»).

Из воспоминаний иеромонаха Илиодора (Сергея Труфанова): «Пришел генерал и отдал приказ. Советских городских работников и «товарищей» солдат туда, туда, туда!.. Этот приказ означал взять всех и вести на вокзальную площадь, вешать и рубить головы. Перед казнью над несчастными издевались, сдирали платье. Председателя Майкопского исполкома тов. Саватеева раздели догола и повесили. Утром 21 сентября при выходе из сарая я увидел около вокзала со стороны полей массу изрубленных трупов. После мне объяснили, что за одну ночь было зарублено 1600 большевиков, захваченных в городском лесу и сдавшихся в плен. На вокзальной площади со стороны города я увидел виселицы. На них были повешены 29 граждан, некоторые из них были в белье, а многие были в полной наготе. По пути в сад я увидел на полях городских массу большевистских трупов, головы этих трупов были изрублены на несколько частей, так что трудно было разобрать, кому, какой личности принадлежали останки большевиков, с целью, чтобы родные убитого не могли опознать труп».

Всего в Майкопе за две недели будет расстреляно по разным данным от 800 (Е.И. Ковтюх) до 2.500 чел. (А.И. Деникин). Из материалов контрразведывательных органов Добровольческой армии: «Копия агентурного донесения в Особое отделение контрразведки Отдела Генерального штаба при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России. Ноябрь 1918 года. Вх. №…

Основанием для наложения на жителей окраин г. Майкопа контрибуции и жестокой с ними расправы для ген. Покровского послужили слухи о стрельбе жителей по отступающим войскам генерала Геймана 20 сентября при обратном взятии большевиками г. Майкопа.

По обследовании этого вопроса выяснено, что последним из города от дубильного завода (Николаевский район) отступил четвертый взвод офицерской роты, ведя непосредственную перестрелку с цепями наступавшего с восточной части города противника. Таким образом, в этом случае является весьма трудным установить прямое участие жителей Николаевского района в стрельбе по войскам генерала Геймана.

Покровский район настолько удален от пути отступления войск, что физически по своему местоположению не мог принять участие в обстреле войск, не исключая, конечно, возможность случаев единичной стрельбы во время начала наступления на улицах города.

Со стороны Троицкого края, вернее, так называемого «Низа», с островов реки и берегов установлены случаи стрельбы по переходящим через реку бегущим жителям г. Майкопа, но убитых и раненых не было. Это до некоторой степени указывает, что стрельба не была интенсивной и носила случайный характер.

Перед уходом большевиков из Майкопа окраины неоднократно подвергались повальным (Афипским полком Воронова), единичным (Ейский полк Абрамова) обыскам. Обыскивались окраины и по занятии Майкопа отрядом генерала Геймана.

Все это указывает на то, что население окраин, как таковое, не могло иметь оружия, и таковое могло находиться лишь у отдельных лиц. Кроме того, и большевиками, и генералом Гейманом предлагалось населению сдать имеющееся оружие, каковое и было снесено в значительном количестве.

Между тем, при занятии гор. Майкопа в первые дни непосредственно по занятии было вырублено 2500 майкопских обывателей, каковую цифру назвал сам генерал Покровский на публичном обеде.

Подлежащие казни выстраивались на коленях, казаки, проходя по шеренге, рубили шашками головы и шеи. Указывают многие случаи казни лиц, совершенно непричастных к большевистскому движению. Не помогало в некоторых случаях даже удостоверение и ходатайство учреждения.

Так, например, ходатайство учительского совета технического училища за одного рабочего и учительского института за студента Сивоконя. Между тем рядовое казачество беспощадно грабило население окраин, забирая все, что только могло.

Прилагаемый список взятого казаками в садах (смотри показания Божкова) и копия жалобы атаману области редактора газеты Рогачева в достаточной степени указывают на характер «обысков», чинимых казаками дивизии ген. Покровского.

Ужасней всего то, что обыски сопровождались поголовным насилием женщин и девушек. Не щадили даже старух. Насилия сопровождались издевательствами и побоями.

Наудачу опрошенные жители, живущие в конце Гоголевской улицы, приблизительно два квартала по улице, показали об изнасиловании 17 лиц, из них девушек, одна старуха и одна беременная (показания Езерской).

Насилия производились обыкновенно «коллективно» по нескольку человек одну. Двое держат за ноги, а остальные пользуются. Опросом лиц, живущих на Полевой улице, массовый характер насилия подтверждается. Число жертв считают в городе сотнями. Любопытно отметить, что казаки, учиняя грабежи и насилия, были убеждены в своей правоте и безнаказанности и говорили, что «им все позволено».

Влияние генерала Покровского на жизнь города Майкопа не прекращается, несмотря на то, что штаб его и дивизия давно ушли из города. До сих пор еще чины дивизии генерала Покровского производят в Майкопе самостоятельные аресты и увозят в штаб дивизии арестованных.

Увезены из тюрьмы, как передают, 16 человек арестованных. Увезен, содержавшийся в майкопской тюрьме, принудительно мобилизованный большевикам врач Георгиевский. Медицинский союз, обеспокоенный его судьбой, принял участие в этом деле и наводил справки. Оказалось, что он увезен в Лабинскую и там след его пропал. Утверждают, что врач Георгиевский повешен.

Из майкопской больницы разновременно были увезены двое находившихся там на излечении больных. На одного из них, увезшим его офицером, была дана врачу расписка. Любопытно, что аресты эти были произведены по особому списку на 22 человека, на котором имеется надпись Покровского: «Кровью своей должны искупить свой грех перед родиной». Прибывший в г. Майкоп адъютант дивизии для подыскания помещения для зимовки штаба генерала Покровского в частной беседе говорил, что «они еще основательно почистят Майкоп, для чего у них ведется разведка». (Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России).

Попробуем разобраться в количестве пленных красноармейцев. Бои за Майкоп вели 1-й, 2-й Майкопские полки и кавэскадрон. Полки были немногочислены и оценочно силы красных до 1.500 чел. 18.09.1918г. Майкопские полки отбили у белых Майкоп, а Покровский начал собирать силы для реванша. 19.09.1918г. под Майкопом начался бой. Пользуясь численным превосходством и подвижностью казачьей конницы, белые охватили фланги 1-го и 2-го Майкопских полков, и атаковали с тыла. К исходу дня 1-й и 2-й Майкопские полки были окружены и большая часть бойцов погибла. Лишь небольшой группе в 250 чел. удалось прорваться из окружения и отойти за реку Лаба. Таким образом, в плен попало несколько сотен красноармейцев. Остальные пострадавшие были местные жители.

Памятник жертвам майкопской резни. Изображение из открытых источников
Памятник жертвам майкопской резни. Изображение из открытых источников

Продолжение:

Кубань 1918г. Армавирское сражение. Ковтюх против Дроздовского

По теме:

«Железный поток» Таманской армии

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.