Храм Литературы (Van Mieu, Quoc Tu Giam) - основан в 1070 году императором Ли Тхань Тонгом в Тханглонге и посвящен Конфуцию.
После переноса столицы в Тханглонг в 1010 году династия Ли сосредоточилась на построении могущественной нации. Для создания сильной страны нужны высокообразованные и знающие люди. Храм литературы был построен в 1070 году во время правления императора Ли Тхань Тонга (1054-1072 гг.). Через шесть лет император Ли Нян Тонг издал Указ построить Куоктыжам рядом с Храмом литературы как школу для членов королевской семьи и детей придворных чиновников.
После создания Храм литературы – Куоктыжам начал организовывать конфуцианские экзамены для отбора талантливых людей. Во времена династии Чан император Чан Тхай Тонг расширял деятельность Куоктыжам, в который могли поступить и дети простолюдинов с отличными учебными результатами. Куоктыжам стал колыбелью подготовки талантов для страны.
В храме проводились государственные экзамены на соискание ученой степени, дающей право занимать чиновничью должность. Система экзаменов была заимствована вьетнамцами в Китае. Получившие домашнее образование претенденты в указанный срок являлись в уездный город и сдавали экзамен на низшую ученую степень, примерно соответствовавшую европейскому «бакалавру».
Суть экзамена состояла в написании объемистого сочинения на заданную тему из области этики, истории или государственного управления. Победители, которые уже могли рассчитывать на пост в администрации уездного уровня, но не желали довольствоваться малым, отправлялись в провинциальный город, где испытание повторялось. На этот раз наградой была степень «магистра», дававшая, помимо прочего, право сдавать экзамен на высшем, столичном уровне. Победитель столичного экзамена становился «доктором» и мог рассчитывать на губернаторский или министерский пост.
Во время учебы студенты узнавали все о Конфуции, китайской литературе, истории и культуре. Всего студенты проходили 3 этапа проверки знаний: региональный экзамен (Huong), национальный экзамен (Hoi), королевский экзамен (Dinh). На этом экзамене вопросы задавал сам император. В случае, если кому-то не удавалось сдать экзамен с первого раза, ему приходилось ждать целых три года, чтобы вновь принять участие в экзамене. Всего студенты учились здесь от 3 до 7 лет.
Имена победителей вырезались на каменных стелах, украшавших храмовое подворье в назидание потомству. Это был успех, обеспечивавший славу и благополучие семьи на несколько поколений вперед. Формально в экзаменах мог участвовать любой человек, способный купить книги и сосредоточиться на подготовке к сочинению.
На первой стеле доктор Тхан Нян Чунг написал: «Талантливые люди – жизненная энергия нации. Если жизненная энергия сильна – страна сильна, а если она слаба – страна слаба».
Территория Храма состоит из 5 дворов, разделенных внутренними стенами, но соединенных анфиладой ворот. Первый и второй дворы предназначались для прогулок и ожидания. Ворота, ведущие во второй двор, украшает изящный двухъярусный павильон Кхюе Ван. Наряду с Башней Черепахи и пагодой Мот Кот, это строение является символом Ханоя. Третий двор занимает Галерея стел. Здесь высятся 82 памятника, увековечивших имена 1307 лауреатов 82 столичных экзаменов, проводившихся с 1442 по 1779 г. — по одной стеле на каждый экзамен. В четвертом и главном дворе находится храм Конфуция — Дай Тхань. Его центральный алтарь посвящен самому Учителю, а боковые — его главным ученикам Янь Хуэю (вьет. Нянь Уен), Цзэн Шэню (вьетн. Тан Шэм), Цзы- ся (вьетн. Кхонг Ты) и Мэн-цзы (вьетн. Мань Ты). Кроме того, в храме воздвигнуты статуи самого любимого ученика философа — Цзы Гуна (вьетн. Чы Конг) и 72 выдающихся конфуцианских теоретиков.
Архитектура Кхюэваекака состоит из 4 кирпичных колонн внизу, поддерживающих верхний этаж. Верхний этаж представляет собой квадратный этаж с восемью крышами, во всех четырех его стенах имеются круглые окна в форме солнца, излучающего лучи света. Несмотря на то, что Кхюэванкак был построен поздно, при династии Нгуен, благодаря своему значению и изысканной красоте он был выбран символом Ханоя.
Проходя через Кхюэванкак, посетители попадают к озеру Тхиенкуанг (т.е колодец, сияющий на солнце), по обеим сторонам которого расположены докторские стелы. Каждая стела сделана из камня, на ней выгравированы имена тех, кто получил высокие баллы на госэкзаменах. Стелы помещены на спины каменных черепах.
Четвертый двор с потрясающим Домом церемоний и святилищем Конфуция выделяется в комплексе своими красными колоннами и старинными фонарями, свисающими под крышей.
Прямо посреди святилища есть типичный алтарь, существующий в каждой вьетнамской семье. Алтарь всегда ставится в центре и в самом священном месте дома. В алтаре должно быть 5 основных элементов (Металл, Дерево, Вода, Огонь и Земля), наполненных подношениями и благовониями.
Пятый двор состоит из 2 этажей. На первом этаже установлена статуя Чу Ван Ана, великого учителя и первого ректора Императорской Академии, посвятившего всю свою жизнь служению науке. На втором этаже люди поклонялись трем королям, которые внесли больший вклад в создание храма и академии. Ли Тхань Тонг — основал Храм Литературы в 1070 году Ли Нхан Тонг — основал Императорскую Академию Ле Тхань Тонг — приказал установить каменных черепах и стелы в 1484 году.
Сейчас Храм Литературы – знаковая достопримечательность Ханоя. Важный центр культурной и духовной жизни страны. Здесь проводятся выпускные мероприятия для школьников, экскурсии.