Найти в Дзене
Живой Космос

Ракета «Дейтрон». Нужно быть проще

Привет. Когда-то на просторах этой планеты существовала удивительная страна - Советский Союз. Инженерам этой чудесной страны удалось разработать и воплотить «в железе» две из самых мощных среди четырёх систем космических запусков, когда-либо созданных человеком, — ракеты-носители «Н-1» и «Энергия». Эти ракеты использовали в качестве окислителя жидкий кислород. Однако на самом деле СССР относительно поздно приступил к разработке мощных криогенных двигателей. Эти типы двигателей используют жидкий водород и кислород, и среди используемых жидких видов топлива они наиболее эффективны. И дело тут было вовсе не в том, что Советский Союз не придавал серьёзного значения развитию криогенных технологий. Напротив, в конце 1950-х годов исследования двигательных установок подобного типа стартовали одновременно в нескольких конструкторских бюро. Однако все эти исследования велись относительно использования криогенного топлива в верхних ступенях ракет. Про первые ступени никто даже и не заикался. Дел

Привет. Когда-то на просторах этой планеты существовала удивительная страна - Советский Союз. Инженерам этой чудесной страны удалось разработать и воплотить «в железе» две из самых мощных среди четырёх систем космических запусков, когда-либо созданных человеком, — ракеты-носители «Н-1» и «Энергия».

Эти ракеты использовали в качестве окислителя жидкий кислород.

Однако на самом деле СССР относительно поздно приступил к разработке мощных криогенных двигателей. Эти типы двигателей используют жидкий водород и кислород, и среди используемых жидких видов топлива они наиболее эффективны.

И дело тут было вовсе не в том, что Советский Союз не придавал серьёзного значения развитию криогенных технологий. Напротив, в конце 1950-х годов исследования двигательных установок подобного типа стартовали одновременно в нескольких конструкторских бюро. Однако все эти исследования велись относительно использования криогенного топлива в верхних ступенях ракет. Про первые ступени никто даже и не заикался.

Дело в том, что советские инженеры считали использование жидкого водорода очень проблематичным вопросом. Мало того, что он требует поддержания низких температур, -253°C, он создаёт уйму и других технологических проблем. Например, может спокойно просачиваться через все соединения и уплотнения двигательной установки. Минусом также является огромный объем, который занимает такое топливо.

Всё это в совокупности совсем не благоприятствовало использованию жидкого водорода на первых ступенях ракет-носителей. Именно поэтому советские инженеры предпочитали использовать привычное топливо, хотя оно и менее эффективно — керосин.

Изменения в подходах к разработке ракетных двигателей произошли только в 70-е годы в ходе реализации программы «Энергия-Буран».

«Энергия» стала первой советской ракетой с криогенными двигателями на первой ступени РД-0120 разработки КБХА («Конструкторское Бюро Химавтоматики») эквивалентными двигателям RS-25 космического корабля «Шаттл», и с очень похожими характеристиками (хотя они не были многоразовыми).

«Энергия» представляла собой мощнейшую ракету, которая могла выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) более ста тонн полезной нагрузки. Она идеально подходила для запуска космических кораблей «Буран» или гигантских космических станций. Ракета явно опередила своё время, и была слишком мощный для большинства космических применений тех лет.

По этой причине в конце 1980-х годов появилось несколько предложений по использованию технологий, разработанных в ходе реализации программы «Энергия» для создания ракеты попроще.

В 1989 году конструкторское бюро ЦСКБ «Прогресс», отвечавшее за интеграцию двигателей РД-0120 в РН «Энергия», предложило проект под названием «Дейтрон». Это был концепт полностью криогенной ракеты с грузоподъемностью на НОО 30-40 тонн полезной нагрузки.

Советская ракета «Дейтрон». Из открытых источников.
Советская ракета «Дейтрон». Из открытых источников.

Ракета «Дейтрон» была названа так потому, что её грузоподъёмность вдвое превышала грузоподъёмность легендарной ракеты-носителя «Протон». Я думаю вы понимаете связь между этими вещами.

Предполагалось, что РН «Дейтрон» может быть использована для запуска на орбиту тяжёлых спутников связи, модулей для космических станций или АМС для изучения других планет.

Было представлено несколько возможных вариантов ракеты «Дейтрон», но основная версия был предложена в 1990 году. Она имела стартовую массу 513 тонн и размеры 7,7 х 58 метров. На первой ступени ракеты должны были работать четыре двигателя РД-0120.

Для обеспечения отделения первой ступени ракеты предполагалось использовать от 4 до 6 небольших твёрдотопливных двигателей.

Инженеры ЦСКБ «Прогресс» считали, что производственные мощности завода позволяют стоить от шести до десяти «Дейтронов» в год. Стоимость одного запуска оценивалась в 12 миллионов советских рублей.

Юрий Семенов, главный инженер НПО «Энергия», очень благосклонно отнёсся к проекту.

Однако «Дейтрону» пришлось столкнуться с рядом политических проблем. И в конце концов было решено включить в конструкцию ускорители, аналогичные ускорителям «Энергии», производные от аналогичных устройств ракеты «Зенит», которая производилась не в России.

Что её и погубило.

Эта версия «Дейтрона» получила название «Дейтрон-21», и она была практически идентична конструкции «Энергии-М» образца 1991 года, уменьшенной версии «Энергии», первоначально называвшейся 217ГК «Нейтрон», грузоподъемностью 37–40 тонн на НОО. Которая, к сожалению, также не смогла пережить лихие 1990-е годы.

В 1991 году «Дейтрон» превратился в «Энергию-МТ», версию грузоподъемностью 30 тонн, которую постигла та же участь, что и «Энергию-М».

«Дейтрон» мог бы стать первой полностью криогенной тяжёлой ракетой-носителем в истории, но почти пятнадцать лет спустя североамериканская «Дельта IV Хэви» украла у неё эту победу.

Всем добра.

Рекомендую прекрасный подарок👇

ММ14409 Моя модель 1/144 Ракета-носитель энергия — купить в интернет-магазине Я-Моделист на Яндекс Маркете

Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543