Найти в Дзене
Записки у изголовья

Загадочный Микунь. Или загадочнАЯ?

Почему загадочный? Ну, хотя бы потому, что не очень понятно, какого рода это название... Современные справочники указывают, что Микунь – мужского рода. А я вот привыкла, что – женского. Видимо, в моём сознании Микунь – прежде всего железнодорожная станция. И, как я заметила, многие мыслят так же. К тому же Микунь, как и Котлас, долгое время был для меня лишь привычным пунктом по дороге из Воркуты и в Воркуту. Здесь поезда стоят долго. Отсюда ведёт железнодорожная ветка и автомобильная дорога на Сыктывкар. Выйти на перрон, купить пирожков или ягод, сфотографироваться возле стакана в подстаканнике и указателя – и всё... А в этот раз пришлось мне в Микуне провести несколько часов между поездами. Наскоро прочитала несколько статей в интернете – и пошла знакомиться с небольшим, но по-своему интересным городком... К сожалению, мне не удалось узнать, с каких пор существовала здесь деревенька с коми названием Микунь – от имени Миколай, Микула. В конце 1930-х гг. здесь возникла железнодорожна

Почему загадочный? Ну, хотя бы потому, что не очень понятно, какого рода это название... Современные справочники указывают, что Микунь – мужского рода. А я вот привыкла, что – женского. Видимо, в моём сознании Микунь – прежде всего железнодорожная станция. И, как я заметила, многие мыслят так же.

К тому же Микунь, как и Котлас, долгое время был для меня лишь привычным пунктом по дороге из Воркуты и в Воркуту. Здесь поезда стоят долго. Отсюда ведёт железнодорожная ветка и автомобильная дорога на Сыктывкар. Выйти на перрон, купить пирожков или ягод, сфотографироваться возле стакана в подстаканнике и указателя – и всё...

А в этот раз пришлось мне в Микуне провести несколько часов между поездами. Наскоро прочитала несколько статей в интернете – и пошла знакомиться с небольшим, но по-своему интересным городком...

К сожалению, мне не удалось узнать, с каких пор существовала здесь деревенька с коми названием Микунь – от имени Миколай, Микула. В конце 1930-х гг. здесь возникла железнодорожная станция на строившейся Северо-Печорской железной дороге, а в 1945 г. при ней образовался рабочий посёлок.

В 1959 г., когда от станции Микунь протянулись ветки на Сыктывкар и Удору, посёлок стал городом – седьмым по счёту в Коми АССР.

Максимум населения в Микуне был в 1989 г. – 12 507 человек; с тех пор численность местных жителей только снижалась и в 2024 г. составила всего 8288 человек.

От вокзала идёт тихая и зелёная улица Советская. По-моему, на ней нет даже тротуаров. По крайней мере, я шла по обочине.

-2

Старые, но подремонтированные дома прячутся за стеной берёз.

-3
-4
-5

И прямо с обочины сворачиваешь на дорожку, выложенную плиткой. Это сквер, кажется, даже не имеющий названия.

-6

В нём мемориал Содружества тыла и фронта. Я думала, он старый, но, оказывается, нет: открыт то ли в 2002, то ли в 2005, то ли в 2006 г. – да, вот так, в интернете и сведений точных нет.

-7

Автор памятника Игорь Валентинович Пылаев.

-8

Во время Великой Отечественной войны через станцию Микунь шли эшелоны с воркутинским углём и ухтинской нефтью. Но, как видим, на памятнике нашлось место и для крестьянки...

-9

Мемориальный комплекс включает в себя 18 мемориальных плит с фамилиями жителей города Микунь, защищавших Отечество.

-10
-11

Отсюда совсем недалеко до Дома культуры, который виднелся в перспективе улицы. Дом культуры был построен в 1951 г. по проекту художника Бориса Старчикова (1921-1999). В Микуне он отбывал срок в 1945-1953 гг.

-12

Внимание к деталям...

-13
-14

-15

Эта скульптура, видимо, тоже работы Б.Старчикова: среди его произведений упоминается "Женщина с ребёнком и голубем". Для человека советской эпохи – легко читаемая аллегория стремления к миру.

-16

А вот про эту ничего не знаю. В руке у мужчины остатки факела. Опять же символика той эпохи – движение вперёд, борьба за социальный прогресс.

-17

Слева виден вход в парк. Если вам доведётся провести несколько часов в Микуне в жаркий летний день, то, наверное, приятно будет там побродить...

-18

А я свернула направо – и была просто сражена этим зданием, напоминающим дворянскую усадьбу 19 века!

-19

Разумеется, никаких дворянских усадеб в Микуне никогда не было (дворяне – бывали...).

-20

Здание на улице Пионерской, 38 значится как многоквартирный жилой дом. Но мне кажется, что здесь было какое-то учреждение... Может, железнодорожное или лагерное управление?

-21

И, надеюсь, что-то ещё будет. Может быть, его отдадут музею?

-22

Ибо музей истории г.Микунь располагается (не хочу сказать – ютится) на первом этаже обычного жилого дома по улице Комсомольской, 2 (вход – неприметная дверь с торца).

Фото с сайта музея.
Фото с сайта музея.

В музее всего два зала, но, наверное, есть интересные экспонаты. Кроме того, я надеялась спросить у работников музея о заинтересовавшем меня "дворянском гнезде".

Но увы! Там ожидали детскую группу на запланированную экскурсию, а мне предложили зайти часа через два. Я этого позволить себе не могла.

Поэтому я просто пошла не спеша в сторону вокзала.

Вот такая композиция, напоминающая о том, что железная дорога в Микуне – начало начал. И, кажется, немного о лагерном прошлом...

-24

А это весёленькое и наивное позднесоветское творчество...

-25

Да, в Микуне есть ещё такие дома (некоторые из них уже нежилые).

-26

А рядом совсем другие.

-27

На Яндекс-панорамах это место выглядит унылым и заброшенным, а оно вот какое.

-28

Замкнув круг, я вернулась к вокзалу. Попила чаю с очень вкусными блинами в кафе "Брусника". Рекомендую!

И скоро я уже сидела в вагоне, а передо мной мелькали такие родные и милые сердцу пейзажи Коми земли...

-29
-30
-31
-32

А наутро мы подъезжали к Воркуте. Это было 26 июня...

-33

***

Уважаемые читатели! Хочу принести извинения за то, что запустила свой канал, и, ясное дело, не в космос... Пишу редко, даже комментарии не успеваю просматривать. И спасибо всем тем, кто про меня не забывает!

Просто затягивают какие-то повседневные дела. Новых ярких впечатлений, которыми хотелось бы поделиться, совсем нет.

Поэтому пока маленькая статейка о летних впечатлениях.