Найти в Дзене
r.smirnof

Десять дней ездить без полиса ОСАГО уже нельзя? Верховный Суд передумал и занял новую позицию

Так бывает, что высшая судебная инстанция принимает решения, противоречащие друг другу. В этой публикации я разбираю новое постановление Верховного Суда, которое полностью изменяет сложившуюся судебную практику, и суть которого очень полезно знать автомобилистам. Особенно тем из них, кто ездит на автомобиле без полиса ОСАГО под предлогом "разрешенных десяти дней". 1 июля 2003 года в России вступил в силу федеральный закон, устанавливающий для автомобилистов обязанность страховать свою гражданскую ответственность, то есть, проще говоря, покупать полис ОСАГО. Но далеко не все автомобилисты были готовы раскошеливаться на приобретение полиса - "удовольствие" это не было дешёвым с самого начала действия закона: усреднено полис стоил около 2 тысяч рублей при цене 1 литра бензина АИ-92 около 10 рублей, и с каждым годом только дорожал: Самые внимательные быстро обнаружили лазейку в новом законе. Формулировка 4-й его статьи как бы намекала: ездить без полиса можно 5 дней после покупки автомоби
Оглавление

Так бывает, что высшая судебная инстанция принимает решения, противоречащие друг другу. В этой публикации я разбираю новое постановление Верховного Суда, которое полностью изменяет сложившуюся судебную практику, и суть которого очень полезно знать автомобилистам. Особенно тем из них, кто ездит на автомобиле без полиса ОСАГО под предлогом "разрешенных десяти дней".

Как было раньше

1 июля 2003 года в России вступил в силу федеральный закон, устанавливающий для автомобилистов обязанность страховать свою гражданскую ответственность, то есть, проще говоря, покупать полис ОСАГО.

Но далеко не все автомобилисты были готовы раскошеливаться на приобретение полиса - "удовольствие" это не было дешёвым с самого начала действия закона: усреднено полис стоил около 2 тысяч рублей при цене 1 литра бензина АИ-92 около 10 рублей, и с каждым годом только дорожал:

график заимствован у kommersant.ru
график заимствован у kommersant.ru

Самые внимательные быстро обнаружили лазейку в новом законе. Формулировка 4-й его статьи как бы намекала: ездить без полиса можно 5 дней после покупки автомобиля:

При возникновении права владения транспортным средством владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им,

- говорилось в законе.

В 2012 году 5-дневный срок изменился на 10-дневный.

Водители такую формулировку толковали по-своему: после приобретения автомобиля без полиса ОСАГО ездить можно до 10 дней, и только после их истечения могут штрафовать; но кто узнает, когда именно я приобрел автомобиль?

Тогда одни автомобилисты, желая сэкономить на полисе, после приобретения автомобиля стали ездить с договором купли-продажи, не имеющим даты заключения, другие каждые 10 дней обновляли такой договор или вообще возили с собой несколько экземпляров, будучи готовыми доказывать дорожному инспектору, что "отсрочка" с даты покупки ещё не истекла.

Но инспекторы ГИБДД не были готовы закрывать глаза, и водителей всё же штрафовали по статье 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 300-800 (а позднее - на 500-800) рублей за отсутствие оформленного полиса.

Позиция Госавтоинспекции была иной: ездить без полиса ОСАГО нельзя ни единого дня.

Споры с переменным успехом продолжались несколько лет, пока один из них не дошёл до Верховного Суда.

Рассмотрев дело автолюбителя, в январе 2014 года Верховный Суд решил, что закон об ОСАГО, действительно, позволяет управлять автомобилем 10 дней, считая с даты приобретения, без полиса ОСАГО:

фрагмент постановления по делу № 12-АД13-3 от 21.01.2014
фрагмент постановления по делу № 12-АД13-3 от 21.01.2014

Так автомобилисты победили: теперь в споре с инспектором на дороге гораздо проще было доказать право ездить 10 дней без полиса ОСАГО, сославшись на постановление Верховного Суда.

Принятое высшей судебной инстанцией решение вошло в обзор судебной практики, что означало поддержку позиции автомобилиста со стороны всех судов, обратись он с жалобой на штраф.

Что изменилось?

Однако правоприменительная практика не стоит на месте. В следующие 5 лет Госавтоинспекция продолжила наказывать водителей за управление автомобилем без полиса, отстаивая свою позицию.

И в 2019 году Верховный Суд, пусть не прямо, но подтвердил обоснованность позиции ГИБДД: в постановлении Пленума появилась формулировка, касающаяся управления автомобилем без полиса:

неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности... подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ

- значилось в пункте 5.

А совсем недавно новая, отличная от сформулированной в 2014 году, позиция Верховного Суда была закреплена в постановлении по делу одного автомобилиста.

Этот автомобилист прошел тот же путь, что и его "коллега" за 10 лет до того. Обжалуя штраф, автолюбитель был не согласен с привлечением к ответственности. Правда, он до остановки инспектором возил с собой не договор купли-продажи, а договор безвозмездного пользования автомобилем с актом приёма-передачи, но сути это не меняет.

Судья Верховного Суда, изучив дело, указал:

фрагмент постановления по делу № 5-АД24-93-К2 от 16.09.2024
фрагмент постановления по делу № 5-АД24-93-К2 от 16.09.2024
...положения означенной нормы в совокупности с приведенными выше требованиями законодательства не предоставляют возможность бесконтрольного участия в дорожном движении транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых не застрахована,

- заключил судья.

Полный текст постановления Верховного Суда доступен по этой ссылке

Вывод

Теперь, полагаю, Верховный Суд поставил точку в многолетних спорах о том, можно или нельзя хоть сколько-то долго ездить на автомобиле без полиса ОСАГО - полис нужно приобретать сразу после получения автомобиля во владение.

Более того, с 1 марта 2025 года утрачивает силу тот самый пункт 2 (статьи 4) федерального закона об ОСАГО, и дальнейшие разговоры о десяти днях вовсе перестанут иметь всякий смысл.

Надеюсь, мой труд по написанию обзора изменения практики вы сочтёте полезным, и если так, прошу поставить лайк к этой публикации.

В следующих публикациях выйдет полезная инструкция о том, как обжаловать судебные постановления о штрафе или лишении прав, а также выйдет большой обзор дела одного из моих клиентов - спор об ОСАГО дошёл до Верховного Суда.

Если вам нужна моя консультация - мне можно написать Вконтакте и в Telegram. Консультации платные

До скорого