Найти в Дзене
Путь к свободе

Гараж VS автосервис. Компетенции и рост специалиста

Так уж получилось, что после института ни в один автосервис меня не брали. Образование никому не упиралось. Спрашивали конкретно: "Что ты умеешь делать?" И ответ "практически ничего, но готов учиться" представителей бизнеса не устраивал. "Мы вам перезвоним"... Человек, который нарушил эту систему, оказался гаражным мастером. После него я уже никогда не искал работу и в глаза не видел HR. Мы встретились на фаер-шоу. Жена бывшего начальника искала себе бизнес для души и хотела побыть промоутером клуба фаерщиков. А мы с Леной как раз в таком состояли. Эти люди случайно согласились нас подвести. - А где, - спрашивают, - работаешь? - Только вчера уволился и пока не знаю. На Авиационный ходил. Зарплату неплохую обещают, но через весь город ездить не хочется. - А образование? - Автосервис. - Вот тебе адрес гаража. Приходи завтра в 10... Первый начальник, который учил меня ремеслу 8 лет, был не просто очень хорошим специалистом, а лучшим в городе. Это я так считаю, ибо видел десятка два
Оглавление

Так уж получилось, что после института ни в один автосервис меня не брали. Образование никому не упиралось. Спрашивали конкретно: "Что ты умеешь делать?" И ответ "практически ничего, но готов учиться" представителей бизнеса не устраивал.

"Мы вам перезвоним"...

Человек, который нарушил эту систему, оказался гаражным мастером. После него я уже никогда не искал работу и в глаза не видел HR.

Мы встретились на фаер-шоу. Жена бывшего начальника искала себе бизнес для души и хотела побыть промоутером клуба фаерщиков. А мы с Леной как раз в таком состояли.

Эти люди случайно согласились нас подвести.

- А где, - спрашивают, - работаешь?

- Только вчера уволился и пока не знаю. На Авиационный ходил. Зарплату неплохую обещают, но через весь город ездить не хочется.

- А образование?

- Автосервис.

- Вот тебе адрес гаража. Приходи завтра в 10...

Первый начальник, который учил меня ремеслу 8 лет, был не просто очень хорошим специалистом, а лучшим в городе. Это я так считаю, ибо видел десятка два маляров, и никто из них даже близко не смог бы с ним конкурировать.

Человек был перфекционистом, занудой, душнилой. С ним было фантастически тяжело работать!

Стоило только взять в руки брусок и даже ещё не начать растирать шпатлёвку - ты тут же узнавал, что держишь его неправильно. И всё делаешь неправильно. И руки у тебя из задницы, и вообще отойди не мешай, хочешь сделать хорошо - сделай это сам!

Вы смеётесь, но я с ним не работаю уже лет 7, а мне до сих пор снится, что делаю машину неидеально, а бывший начальник смотрит, вздыхает и одного этого взгляда достаточно, чтобы заволноваться и начать жёстко косячить. И нет, я этим не страдаю. Мне всё равно обычно, кто смотрит. Но только не он!

При этом человек был хорош как минимум тем, что скрупулёзно платил обещанное, и ни разу за 8 лет я не мог сказать, что меня кинули на деньги. Когда же работы было мало - она делилась поровну, хотя начальник легко мог бы послать нас нафиг и сделать её сам.

Богатым он не был, потому что делал работу дольше и качественнее, чем большинство маляров. Жил экономно, по кафешкам не ходил. Вместо отпуска вечно что-то строил на даче. Дома в принципе появлялся редко - жил в основном работой. Вёл небольшой семейный бизнес - помимо покраски жена занималась химчисткой, племянник - полировкой. Иногда брал и обучал людей с улицы себе в помощь. Но немного. Это, - говорил, - геморрой.

Никогда в жизни человек не работал в крупном автосервисе, хотя звали его примерно во все, предлагали должность начальника. Один раз помню, с очень солидного автосервиса пригнали к нам Мерс:

"Клиент жёсткий, никто из наших не хочет браться, все боятся. Вот тебе денЯк в два раза выше рынка - выручай, скажем, что сделали мы."

В чём был такой секрет профессионального роста?

Он учился. Постоянно.

Всех блогеров на тему малярки знал, все форумы прочитал, все материалы перепробовал, чтобы выбрать идеальный по цене/качеству, на все презентации от магазинов спешил и внедрял любые новшества, которые только появлялись.

Почему у нас мало специалистов

На этот материал меня вдохновили рассуждения комментаторов под предыдущей статьёй, где я взялся менять прокладку ГБЦ на Четырке:

Чем закончилось сиё мероприятие - расскажу в конце.

Мне накидали кучу советов, более чем полезных, за что вам, друзья, спасибо огромное!

Но были и забавные мнения:

Всё понятно. Автор взялся за дело в котором некомпетентен, поэтому и денег берет мало. (с)
Зачем вообще делать дело в котором ты некомпетентен, и брать мало денЯк, если столько же можно заработать курьером Яндекс еды? (с)
А я вот к гаражным мастерам не обращаюсь, потому что специалисты есть только в крупных сервисах. (с)

Понимаете, в чём противоречие?

Когда ты ходишь в Яндекс еду курьером и говоришь, что это неплохая подработка, тебе пишут: "Аффтар, ты - лошара, бросай это дело и становись специалистом".

Но, когда ты берешься за дело сложное, находишь клиентов среди знакомых, делаешь им работу за полцены, набиваешь на личном опыте шишки и до 4 утра изучаешь по интернету устройство и принципы работы...

Те же самые люди говорят тебе: "Афтар, это же невыгодно. Ходи лучше курьером Яндекс еды!"

Наши люди как себе представляют процесс становления специалиста?

Думают, стоит устроиться в крупный автосервис, как мудрые учителя со знанием дела разложат тебе премудрости?

Ха-Ха-Ха.. Три раза Ха.

Автосервис

За 8 лет, меня пытались переманить раз пять.

Чаще всего я смотрел на малярку, знакомился со специалистами и понимал, что она изначально провальна, экономически нецелесообразна, что ЭТИХ людей, которые делают работу за ЭТИ деньги, банально скоро закроют.

Они делали хуже, чем мой начальник, брали с клиента больше денег, и имели дорогущее оборудование, которое, в Смоленске не окупалось.

У нас сложно заниматься маляркой. Город небольшой. Средний чек для клиента не поднимешь, а тех процесс, даже гаражный, безумно дорог.

Большинство малярок, в которые меня звали, несмотря на все радужные обещания, закрылись через год-два. Я это понимал еще сразу. Жёпью чувствовал.

Но один человек (начальник автосервиса) найти ко мне подход всё-таки сумел.

Пригласил через общих знакомых, показал свои владения и сказал: "Всё здесь есть, а автомалярки не хватает. Займешься - есть перспективы стать начальником направления."

Очень много пообещал, наврал в каждом слове, но наврал очень соблазнительно, и таким образом я оказался в коллективе.

Его подход к расширению бизнеса был гениален:

- Что тебе на первое время надо?

- Свет по периметру, тепло, вытяжка.

Начальник предложил металлолом каким-то бомжам, и они за день разобрали захламленный гараж, потом пригласил таджиков, и за день в лучших традициях "Нашей Раши" сварганили простенький ремонт, повесил лично лампы, притащил печку на дровах, которая обогревала батареи. На третий день мне дали денЯк и отправили за оборудованием в магазин.

- Я только подготовщиком в основном поработал. Краску и лак наносил редко, только, когда красил знакомым.

- Не переживай, ты - редко, а мы - вообще никогда. Поэтому, кроме тебя никто этой работы не сделает. Бери и тренируйся, пока не получится хорошо. Вот тебе тренировочные детали, мы в тебя верим. Если надо теория - наверху в бухгалтерии комп с интернетом.

Сам он тоже работал (был весьма неплохим кузовщиком) и тоже учился самостоятельно, набивал шишки, но в отличие от первого начальника не смотрел каждому под руки и не считал, что "хочешь сделать хорошо - сделай это сам", а набирал перспективных работников и делегировал, пока не сколотил вокруг себя автосервис с десятком разномастных специалистов.

Я делал очень много работы, машины шли потоком, косячил от души, но исправлял ошибки и получал тот самый бесценный опыт.

Мы с ним расстались после классического "Вот тебе штраф, не нравится - увольняйся". Штраф был по делу, но у меня уже сформировалась клиентская база, и такое отношение зацепило. Пришёл и при всех сказал: "Мол, я тут подумал, мне не нравится получать штрафы, доделываю машину и увольняюсь."

Шуму быыыыыылооооо....)))

Просто Саня

В том сервисе был товарищ, в обязанности которого входила разборка и сборка делателей после покраски. Но чаще всего разбирал я сам (не хотел терять время на ожидание), а этому товарищу (назовём его Саня) отправлял уже покрашенную машину в другой гараж, и брал на конвейер следующую.

Собирал он фантастически быстро. Работа, на которую у меня ушёл бы весь день, Саня делал за два часа.

Он был востребован настолько, что начальнику пришлось собрать всех на планерку и издать указ: "Саню без острой надобности не дергать! Штраф 500 р.". Каждый, кто сталкивался с проблемой, шёл спрашивать у Сани.

Только вот мужикам было лет по 40, а Сане, если не ошибаюсь, 23...

По сравнению с ним, они ничего о жизни и работе не знали.

А секрет прост. Саня учился. Шел наверх, открывал компьютер в бухгалтерии и изучал устройство и принцип действия очередной муторной фигни.

Так вот...

Не существует никакого "Свитка дракона", открывающегося только в крупных автосервисах. Там каких только людей нет! Но реально хорошими специалистами становятся единицы.

Это люди, которые:

а) открывают интернет, изучают теорию.

б) начинают делать и не боятся косячить.

Большинство не становится хорошими специалистами, потому что им лень учиться. При возникновении трудностей они просто делегируют эти трудности кому-то более умному, чтобы трудности не мешали зарабатывать деньги.

И это я сейчас не только про машины. Попробуйте найти хорошего сантехника или зубного врача...

Четырка больше не греется

А теперь обещанное продолжение про Четырку.

Проблема оказалась в воздушной пробке:

-2

Выгнать пробку из ВАЗ 2104 - это особое извращение, настоящие танцы с бубном. Пришлось поставить машину в горку, причём, с хорошим уклоном (домкратом приподнять не сработало), открутить патрубок подогрева дроссельной заслонки, завести машину, газовать и жамкать трубу, подливая антифриз с другой стороны.

У меня одного это сделать не получить: справились втроём. Опытный товарищ подсказывал.

С разбором движка я тоже свои ошибки учёл. Всем, кто прокомментировал, огромнейшее спасибо! Болты нужно менять, саму голову обязательно отдавать на шлифовку, а прокладку не перетягивать второй раз, если уже затянул.

Второй раз я сделал бы эту работу легче и лучше. Впрочем, скоро на Десятке потренируюсь.

-3

Как я случайно устроил автосервис

Добавим кринжа...

-4

Прикол в том, что я совершенно не собирался оказывать автослесарные услуги клиентам. Я собирался восстанавливать СВОИ машины.

В смысле, покупать машину, восстанавливать её, продавать и покупать другую.

Та же Окушка поехала после того, как я собрал ГРМ, настроил карбюратор, поменял тормоза и ступичные подшипники.

Я ничего этого не умел. Открывал теорию, смотрел, как работает узел, а потом брал и делал. Иногда не с первого раза. Если не получалось - спрашивал у опытных.

Мне это интересно, как конструктор Лего для взрослых. О заработках не грезил, максимум надеялся на некоторую самоокупаемость и контент.

Но люди так старательно упражняются в доказательстве, что у меня не получится автосервис... Что я уже начинаю верить, что он вообще был задуман.

Да, маляркой занимаюсь профессионально. Покрасил за последние пару месяцев две тачки, жду, когда кузовщик доделает третью. Мне для этого не обязательно иметь свой устроенный гараж. Гараж найти куда проще, чем мастера. Тот же кузовщик без проблем пускает в свой, приплюсовывая к цене работы пятерку. Ему выгодно. Да и не только ему.

Клиентов на другие виды работ я не ищу, просто никому не отказываю.

Сначала тормоза прокачал. Человек попросил, сказал, что нигде не хотят брать его машину. А у меня получилось, уехал довольный. Я от удивления даже денег не взял. Да и не знал, сколько брать. Говорю ж, в автосервис не собирался.

Фары на Солярисе сделал, чтоб не потели. Товарищ просил. Нет, не бедный и не проблемный клиент - человек в IT на себя работает. Не знал даже, к кому с проблемой обращаться.

Спустил бампер, снял фары, просверлил отверстия и поставил клапана, предусмотренные конструкцией, но не установленные в его версии машины. Работают, не потеют. Второй благодарный клиент за пару недель.

Прокладка ГБЦ. Вы думаете, почему я взялся делать? Да заняты были все мастера, очередь на неделю, а машина девушке нужна сейчас - она на такси каждый день по полтора косаря выбрасывает.

-5

Её другая девушка привезла, на побитой жизнью Ауди.

Сначала спросила, почему у неё двигатель в масле. Глянули, оказалось, негерметичный щуп. Потом спросила, разбираюсь ли я в электрике, чтобы посмотреть фары?

Разве можно быть владельцем ВАЗа и не разбираться в электрике?

И вот, следующий клиент, которому я скоро верну свет в фару. Не будет там ничего сложного: или предохранитель, или минус почистить или поменять лампочку.

По кузовщине работы дофига. Я не особо умею, но что мешает учиться? Вот приеду скоро, будем на эту тему разговаривать.

Я не ищу этих клиентов, честно! Не собирался я делать автосервис. Они сами меня находят.

И причина здесь, на 99% уверен, в удорожании автопрома. Люди цепляются за старый хлам, пытаются привести его в чувство. Понимают, что купить новую машину сейчас проблема. Автосервисы перегружены.

Поэтому и обращаются ко мне. Да, у меня широкий круг знакомств. Не зря же по лесам бабушек спасаю.

Понятия на самом деле не имею, нужно ли становиться специалистом по автосервису? Но при желании стать им не очень сложно. И для этого можно, но не обязательно устраиваться работать крупный официальный сервис.

По факту нужны две вещи:

а). Изучать теорию. Понимать принципы работы механизмов и систем.

б). Делать сложные вещи и не бояться ошибок.

Клиенты попрут сами.

А не ошибается только тот, кто самоутверждается в интернете.

У меня всё.)