Американцы всегда обожали всяческие лотереи. Заплатить один доллар и получить миллион или даже миллиард — чуть ли не главная мечта и единственный способ в одночасье изменить жизнь к лучшему каждого второго гражданина страны. Однако одна из лотерей была названа «кровавой», никто не стремился в нее играть и уж тем более не хотел выигрывать.
Но давайте по порядку. Сразу после начала войны во Вьетнаме все были уверены, что она пройдет легко и быстро, ибо навороченные американские вооруженные силы даже помыслить не могли, что какие-то партизаны-аборигены с палками и ножами, самым серьезным оружием которых мог быть автомат Калашникова, да и тот один на отделение, окажут хоть сколько-нибудь серьезное сопротивление.
В 1963 году требовалось всего-то несколько тысяч человек для отправки в зону боевых действий, поэтому генерал Льюис Блейн Херши, который руководил системой отбора призывников на военную службу, считал, что нужно брать только добровольцев и тех, кто совсем уже никак не подходил под отсрочку. Первую волну мобилизации мало кто заметил. Отсрочки давали всем подряд. Все женатые, студенты, хоть сколько-нибудь ценные работники и прочие получили бумажку легко и просто.
Но уже к 1966 году оказалось, что потребности возросли в несколько раз. Вьетнамцы и не думали сдаваться, а американцы в своем высокомерии сделали большое количество серьезных ошибок, которые поставили крест на хоть каких-то перспективах получить в союзники хотя бы часть воюющих на их стороне солдат Южного Вьетнама.
Если поначалу всех отправляемых во Вьетнам солдат тщательно инструктировали, объясняли им правила поведения в местной среде, адаптировали к местному менталитету и тщательно пытались интегрировать в местную среду, то когда посылать через океан стали сотни тысяч солдат, никто, конечно, этим уже не занимался.
В итоге, наглые американцы просто смеялись вьетнамским офицерам в лицо и говорили: «Отойди с дороги, младший желтолицый брат. Хорошие парни уже здесь, „кавалерия“ прибыла, сейчас мы отправимся за город и разгромим „индейцев“, так что ты просто отойди». После такого обращения неудивительно, что даже самые лояльные к США прежде офицеры стали тайно или явно переходить на другую сторону и помогать своим вчерашним врагам, потому что это были все же родные вьетнамцы, а не нахальные янки.
Через пару лет потребность в новобранцах выросла так, что пришлось отменить почти все отсрочки. В армию стали грести всех подряд, отменив подавляющее большинство «белых билетов».
Но желающих воевать на другом конце света непонятно за какие идеалы (а главной целью было, как всегда, ослабление СССР и Китая руками местных аборигенов) особо не было. В одну неделю 46 мужчин получили предписание явиться в военкомат и буквально все 46 неожиданно стали женатыми именно в эти дни. Когда подтвердили отсрочку для учителей, работающих полный день, сами понимаете, таких учителей стало 86% за пару недель. И все в таком духе.
Те, кто не смог получить отсрочку, считали последним шансом медицинскую комиссию и вытворяли такое, что нормальному человеку и в голову не придет. К примеру, одним из способов закосить являлось употребление минимум трех пицц ежедневно, что через несколько месяцев приводило к крайней степени ожирения. Молодые люди каждый день тыкали себе в вены булавки, чтобы создать реалистичную картину героинового наркомана.
Прямо перед призывной комиссией несчастные съедали и выпивали что угодно, чтобы драматически ухудшить анализы. К примеру, 60 яиц за один прием приводили к резкому скачку альбумина, а употребление собственной крови внутрь вызывало кровавую рвоту при членах комиссии. Кто-то использовал «непроизвольное» мочеиспускание прямо на стол врача.
О многочисленных случаях само- и взаимопомощи в процессе инвалидизации и говорить не стоит. Люди отрезали себе фаланги пальцев, стреляли из дробовика в ногу, удаляли зубы, выбивали глаза и т.д. и т.п.
Преподаватели в вузах ставили студентам высокие оценки, даже если те не могли сложить дважды два, чтобы уберечь несчастных. А некоторые, наоборот, ставили низкие оценки, чтобы свести счеты с неугодными людьми. Как-то 35 студентов поучаствовали в пикете против войны, так на следующий же день они все были отчислены и немедленно призваны в армию.
Если помните, светлолицые американцы еще вчера советовали своим шестеркам всячески осуждать практику призыва на СВО заключенных. Это, дескать антиморально, негуманно и много-много других глупых доводов. Хочется напомнить, что эта практика еще в прошлом веке вовсю использовалась в США, где суды направо и налево предлагали подозреваемым даже в самых мелких преступлениях подписать контракт и идти на войну во Вьетнам, угрожая применить самые верхние планки наказания в случае отказа и устроить ад в тюрьме. Коротка память-то!
Но и это уже не помогало. В период с 1965 под 1967 год численность военнослужащих во Вьетнаме выросла со 190 до 500 тысяч человек, а санитарные потери стали очень высокими! Нужно было срочно изобретать новые способы пополнения армии и тогда придумали весьма оригинальный способ.
Чтобы определить, кто именно будет призван воевать во Вьетнаме, в 1969 году была проведена лотерея. В барабан было положено 366 капсул — по одной на каждый день года. Первое выпавшее число — 14 сентября. И все призывники 1944–1950 годов рождения получили приоритет — они должны были идти на войну первыми. Дальше по мере надобности использовались следующие номера.
Потом была проведена вторая лотерея — с 26 буквами алфавита, чтобы определить приоритет с фамилиями призывников, если несколько оказались рождены в один день. Всего в лотерее 1969 года против своей воли участвовало 850 000 человек. Лотереи проводились с 1971 по 1975 год, когда войну пришлось завершить. Больше подобных лотерей пока не проводилось.
Потеряв убитыми около 60 000 человек и раненными около 300 000 (это еще не считаются 150 000 покончивших с собой в результате ПТСР — в два с половиной раза больше, чем погибло на самой войне!), американцы фактически проиграли эту войну и предпочли ретироваться с поля боя, как обычно объявив это «почетным миром», не уточнив, правда, почетным для кого.
А уточнить стоило бы, т.к. трофеями народной армии Северного Вьетнама на завершающем этапе войны в 1975 году стали 550 танков, 1 380 бронетранспортеров, около 1 000 самолетов и вертолетов у Южного Вьетнама, 12 гражданских самолетов и вертолетов у ЦРУ США, и вдобавок 133 самолета и вертолета у Камбоджи, 1 600 единиц артиллерии, 1 220 катеров, 80 кораблей, 14 900 минометов, 200 безоткатных орудий, 63 000 гранатометов M72 LAW, 65 500 гранатометов M79, 15 320 пулеметов, 946 000 винтовок M16, 961 580 других винтовок и автоматов, 500 000 ружей, 114 000 пистолетов, 42 000 грузовиков, 48 000 радиостанций и 150 000 тонн боеприпасов. Стоимость захваченного вооружения составляла более 5 миллиардов долларов.
Ничему история людей не учит. Впрочем, у вьетнамцев, конечно, людские потери были на порядок выше. По официальным данным вьетнамского правительства, обнародованным в 1995 году, за все время войны погибли 1,1 млн военнослужащих северовьетнамской армии и партизан НФОЮВ, а также 2 млн мирных жителей в обеих частях страны.
Но кто и когда считал потери аборигенов?! Уверяю вас, сегодня их в США тоже никто не считает, а зря. Они грозят быть сопоставимыми, если не больше.