Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

"У нас весь класс пишет с ошибками и не парится!" Вопрос, который заставит самого упрямого ученика полюбить русский язык и писать грамотно

- Пишу как хочу! Мы же не на экзамене сейчас! - У нас полкласса пишет безграмотно в чате. И никого это не парит! Все как-то понимают. Зачем тогда нужны ваши правила по русскому? - Ну и что, что неправильно написал. Мы же не на диктанте сейчас! Такие отговорки я слышу от учеников-старшеклассников постоянно. И это печально, господа. Куда же мы катимся? Дети сейчас все меньше читают, все больше в телефонах. И все больше безграмотны. Особо смелые не стесняются заявлять о своей безграмотности на уроках: - Ну мы же сейчас не на уроке русского языка! - заявляет ученик, когда я указываю ему, что "поделка" пишется с одной "д". Это никакая не подделка! А ответ в задаче никак не "20 мИшков зИрна". - По поводу ваших чатов. Общаться так безграмотно - это неуважение к собеседникам! - говорю я. Вы думаете, это на современных школьников действует? Нет. Тут нужен другой подход. Они ещё вдобавок к своей безграмотности не любят русский язык. И нам важно вернуть их любовь. Вопросов будет нескольк

- Пишу как хочу! Мы же не на экзамене сейчас!

- У нас полкласса пишет безграмотно в чате. И никого это не парит! Все как-то понимают. Зачем тогда нужны ваши правила по русскому?

- Ну и что, что неправильно написал. Мы же не на диктанте сейчас!

Такие отговорки я слышу от учеников-старшеклассников постоянно. И это печально, господа. Куда же мы катимся? Дети сейчас все меньше читают, все больше в телефонах. И все больше безграмотны.

Особо смелые не стесняются заявлять о своей безграмотности на уроках:

- Ну мы же сейчас не на уроке русского языка! - заявляет ученик, когда я указываю ему, что "поделка" пишется с одной "д". Это никакая не подделка! А ответ в задаче никак не "20 мИшков зИрна".

- По поводу ваших чатов. Общаться так безграмотно - это неуважение к собеседникам! - говорю я. Вы думаете, это на современных школьников действует?

Нет. Тут нужен другой подход.

Они ещё вдобавок к своей безграмотности не любят русский язык. И нам важно вернуть их любовь.

Вопросы, которые я задаю своим ученикам. Это заставляет их глубоко задуматься

Вопросов будет несколько, все из моего опыта. Читайте и используйте их в общении. И добавляйте в комментариях свои.

- Зачем писать грамотно в смс, когда спешишь? Мы же не на экзамене сейчас! - утверждает ученик.

Изображение автора
Изображение автора

- В этом и смысл русского языка. Школа даёт нам образование. И не надо думать, что оно не пригодится в жизни. Это все равно что рассуждать: зачем мне знать, где север, ведь мы не на уроке географии. И в этот момент заблудиться в лесу окончательно.

Или вот ещё: "Зачем мыть руки, если они все равно испачкаются!"

Или представь, что ты встретишь хирурга, который так и скажет: "Зачем мне его разрезать и зашивать аккуратно? Мы же не на уроке кройки и шитья!"

А как много пунктуационных ошибок делают школьники. Поголовно игнорируют запятые или ставят их не туда. Я им говорю:

- При начислении вашей зарплаты бухгалтер тоже поставит запятую не туда. И тогда ваш оклад 57845,65 р превратится в 5784,565. А что, он же не на диктанте и не на контрольной по математике! Вам будет приятно получить 5 тыс. вместо 50 тыс.?

И мой любимый аргумент. Пишу имена и фамилии особо упертых с ошибками. Они сразу активизируются и обижаются.

- А что вы сразу обижаетесь? Мы же не на экзамене сейчас! - получают в ответ, а я спрашиваю дальше, - себя-то вы уважаете и любите, раз хотите, чтобы ваше имя писали правильно?

- Да!

- А русский язык?

- Теперь тоже да.

Мне тяжело смотреть лишь на тех, кто даже после этого подписывает свои проверочные работы так: ваня сидоров.

Занавес! Это уже неисправимо!

Проблема современных школьников ещё и в том, что они не только не хотят писать грамотно, но и готовы упрямо отстаивать это право. А зачем в чатах грамотность? Все всё понимают и так. А диплом ваш зачем с пятеркой по русскому языку? На полочку поставить?

Орфографические ошибки - не конец света. Все мы люди, все ошибаемся. Важно не закрывать на ошибки глаза и не отстаивать свое право на безграмотность. Нужно уметь признавать их, исправлять и стараться больше не делать.

Задайте детям вопросы, которые я описала выше. После них мои ученики как минимум глубоко задумываются. И как максимум начинают лучше писать и больше не кидают мне глупых фраз "зачем? Не на диктанте же!" Удается если не вернуть любовь к русскому языку, то хотя бы вернуть уважение к нему.

Ставьте "нравится".

Будем любить и уважать наш великий и могучий.