Найти в Дзене
Бубликов

Лесковская Гостомля | Родина Великого писателя

В мае 2021 года, во время поездки в Тросну, мы с другом остановились в Гостомле, дабы посмотреть памятники посвящённые Лескову. Когда Николаю Лескову было 8 лет, его семья переехала из Орла на Панин хутор, который расположен близ деревни Гостомля. Это было в 1839 году. Переезд из города в деревню воспринимался 8-летним Николаем с восторгом. В рассказе «Пугало» он вспоминает: «Восторг мой не знал предела, когда родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде… Мы переехали из большого дома в очень уютный, но маленький деревянный дом с балконом, под соломенной крышей…». "На хуторе была водяная мельница, толчея, сад, два двора крестьян, 40 десятин земли. Хозяйство в год давало 200-300 рублей. На это надо было жить родителям, воспитывать детей (их было 7 человек, самый старший – Николай). Здесь, в Панино, все просто, свободно, весело. Навсегда запомнились Лескову люди из народа, в близости с которыми прошли его годы на Панином хуторе: он встречался с крестьянскими ребятишками, ходил

В мае 2021 года, во время поездки в Тросну, мы с другом остановились в Гостомле, дабы посмотреть памятники посвящённые Лескову.

Когда Николаю Лескову было 8 лет, его семья переехала из Орла на Панин хутор, который расположен близ деревни Гостомля. Это было в 1839 году. Переезд из города в деревню воспринимался 8-летним Николаем с восторгом. В рассказе «Пугало» он вспоминает: «Восторг мой не знал предела, когда родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде… Мы переехали из большого дома в очень уютный, но маленький деревянный дом с балконом, под соломенной крышей…».

-2

"На хуторе была водяная мельница, толчея, сад, два двора крестьян, 40 десятин земли. Хозяйство в год давало 200-300 рублей. На это надо было жить родителям, воспитывать детей (их было 7 человек, самый старший – Николай). Здесь, в Панино, все просто, свободно, весело. Навсегда запомнились Лескову люди из народа, в близости с которыми прошли его годы на Панином хуторе: он встречался с крестьянскими ребятишками, ходил в ночное на кулигах пасти лошадей, удить гольцов и пескарей в маленькой, но чистой речке Гостомле. Его другом становится старый мельник, дедушка Илья, который рассказывает ему интересные сказки о жизни домовых, русалок, леших и строго-настрого наказывает: «Ты завсегда мужика больше всех почитай и люби слушать, но того, что от мужика услышал, не всем сказывай». И Лесков умел слушать простого неграмотного русского мужика. Позже, став уже известным писателем, он с гордостью писал: «Я не изучал народ по разговорам петербургских извозчиков, а я вырос в народе, на гостомльском выгоне, я спал с ним на росистой траве ночного... да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»."

Лесковым принадлежали земли этого хутора до 1963 года. Отец и сестра, Николая Семёновича похоронены на погосте Никольского храма в с. Добрынь.

Стоит также отметить, что в самой Гостомельской школе существует музей писателя Николая Лескова. Возможно когда-нибудь мне удастся его посетить. Бюст Лескова стоит как раз рядом с этим учебным заведением. А другой памятник стоит почти напротив школы, через дорогу.

-3
-4

И нельзя не сказать о братской могиле в этой деревне. Мы видим сразу несколько памятников посвящённых войне. И больше всего мне приглянулся винт от самолёта на могиле лётчика Дашкова Алексея Фёдоровича.