В Коркино наступила тревожная эпоха! Хоромы местных цыганских баронов внезапно «зажглись» огнем, улицы города наполнились слухами, подозрениями и угрозами. Кажется, сценарий для новой игры «Коркино против баронов» уже готов, и только режиссёра не хватает.
Сценарий простой: замки под охраной, машины МЧС и полиции у ворот, тревожные горожане и таинственные цыгане, которые то исчезают, то вновь появились. И вот, как в страшной сказке на новый лад, они вновь объявились в Коркино и даже угрожают местным жителям.
Вернулись, чтобы остаться?
Сколько раз жители Коркино наивно верили, что после отъезда кочевого народа можно вернуться к обычной жизни! Но не тут-то было. Массовое возвращение цыганских семей, в их роскошные хоромы, заново потрясло город. По словам горожан, разъезжают цыгане не на обычных «Жигулях», а на машинах, которые явно намекают: «Кто тут главный?» Возвращение «баронов» кажется ещё более зловещим, когда местные жители вспоминают об угрозах, в том числе на кассах супермаркетов. Одна из жительниц города встретила в «Пятёрочке» цыгана, который сказал нечто, отчего мороз по коже: «Вы еще пожалеете…».
Какая-то апокалиптическая зарисовка в духе «игры престолов» разворачивается на тихих улицах Коркино. Тем временем под окнами домов баронов дежурят машины полиции и МЧС. Вопрос только один: от кого они защищаются и кто на самом деле является угрозой?
Детектив или социальная драма?
Жители Еманжелинска, что по соседству, тоже напряглись. Зачем цыганам именно их тихий город? Там и полиции меньше, и за оградами любопытных соседей не так уж и много. Но, как оказалось, жителям тоже не всё равно, с кем приходится делить соседство. Табор живет «по своим традиции»: дети в школу не ходят, взрослые официально не работают, в армии не служат. Говорят, что некоторые мужчины из общины даже получили призывные письма, но на медосмотр пришли не все. Сколько писем выдали? Об этом местным жителям не доложили.
В итоге напряжение растёт, и люди задаются вопросом: сколько ещё терпеть соседей, которым, по мнению местных, «многое дозволено». Ирония в том, что общество хочет от цыган тех же условий: подчиняйся общим законам, работай, плати налоги, воспитывай детей, отправляя их в школу и стой в очереди за призывным письмом. А тут, прямо перед глазами, существует закрытая, так сказать «невидимая» община, которая живёт по своим правилам и, кажется, даже не намерена подчиняться никому и ничему.
«Загадочный образ жизни», или когда традиция — больше, чем закон
Как бы ни обстояло дело, самая сильная местная претензия звучит почти как анекдот из старого советского фильма: «Ну почему они не работают?» Почему их дети лазают по огородам, а не сидят в учебниках? Почему их девушки выходят замуж уже в 12-13 лет, рожают детей? Где опека? Чем заслужили эту «райскую» свободу в законах, которая недоступна остальным? Для коркинцев это почти как битва за справедливость.
Проблема не в том, что город не готов принять соседей, а в том, что жизнь «по своим правилам» идет вразрез с укладом, который так дорог населению. Представьте себе, если бы кто-то с таким образом жизни приехал к вам в деревню и поселился рядом. И вот они живут, ставя представление о «правильной жизни» на первое место. «Эти люди не хотят ничего менять», — говорят жители. И ведь, на самом деле, кто захочет, если можно и так?
Коркино в ожидании перемены
Похоже, у жителей Коркино настроения серьезные: либо перемены, либо... что-то ещё. Как только соседи заговаривают о традициях, о долгом соседстве, об уважении к законам, сразу возникает острый вопрос: кто кому что должен? Местные жители, как будто забыли, что любая культура, будь она древней или современной, часто работает по принципу «у кого больше ресурсов, тот и прав». И вот вам: с одной стороны обыватель со своими простыми идеями о честности труда и воспитания детей, а с другой — «традиции» и группы лиц, подкреплённые, как говорят местные, устойчивыми загадочными связями.
Тут, наверное, кто угодно бы растерялся: как же так, ведь ищут правду все, но приходят к абсолютно разным результатам! Коркино оказывается на границе своего рода культурного противостояния, и в этом конфликте каждый, кажется, уверен, что правда — на его стороне.