Найти в Дзене

История российского документального кино: от революционных хроник до современного арт-хауса

Аннотация: в статье рассмотрены основные этапы возникновения, развития и трансформации документального кино в Российской империи, Советском Союзе и Современной России. Даны общие характеристики каждому из этапов, выявлены наиболее яркие тенденции присущие каждому из этапов. Также констатируются современные проблемы и перспективы. Ключевые слова: документальное кино, хроника, российское документальное кино, современное российское документальное кино Российское документальное кино - это богатая и многообразная история, отражающая ключевые события, идеи и настроения страны на протяжении столетий. При всей своей уникальности и элитарности отечественная документалистика так и не нашла своего фундаментального исследования, позволившего охватить  три столетия своего возникновения, развития, эволюций и трансформаций. За этот период российская документалистика претерпела революционные изменения в технологиях и идеях. От примитивных форм к сложным синкретичным формам отражения мира на пленках

Вербовский Вадим Владимирович/Verbovskyi Vadym
Вербовский Вадим Владимирович/Verbovskyi Vadym

Аннотация: в статье рассмотрены основные этапы возникновения, развития и трансформации документального кино в Российской империи, Советском Союзе и Современной России. Даны общие характеристики каждому из этапов, выявлены наиболее яркие тенденции присущие каждому из этапов. Также констатируются современные проблемы и перспективы.

Ключевые слова: документальное кино, хроника, российское документальное кино, современное российское документальное кино

Российское документальное кино - это богатая и многообразная история, отражающая ключевые события, идеи и настроения страны на протяжении столетий. При всей своей уникальности и элитарности отечественная документалистика так и не нашла своего фундаментального исследования, позволившего охватить  три столетия своего возникновения, развития, эволюций и трансформаций. За этот период российская документалистика претерпела революционные изменения в технологиях и идеях. От примитивных форм к сложным синкретичным формам отражения мира на пленках, «VHS», дисках и современных электронных носителях.

Ранние шаги (конец XIX - начало XX века) российской документалистики без сомнения находятся в ХIX веке. Первые отечественные хроники и просветительские видео были возможны в России с техническими достижениями конца XIX века и маниакальным стремлением к фиксированию реальности.

По настоящему, документалистика стала народной, в том числе благодаря популяризаторской деятельности братьев Люмьер, Жоржа Мелье и других французских режиссёров. Французская киноматографическая культура оказала значительное влияние на первые русские документальные ленты, которые были предназначены для широкой публики и освещали социальные темы, научные открытия, бытовые сцены.

В рамках этого жанра возникли так называемые фильмы «небывальщина» для увековечивания знаменательных событий: коронаций монарха, празднование знаменательных дат и даже отбытие поезда. Как это было с одним из наиболее ранних хроник сохранившихся до наших дней, а именно «вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством», которая датируется 1896 голом [1].

Но все же, первым документальным фильмом в Российской империи считается, снятый в мае 1896 года церемония коронации Николая II. Для фиксации исторической церемонии пригласили французских операторов.

в 1898 году в Баку местный фотограф А.М.Мишон снял несколько документальных киносюжетов, таких как «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы», «Народные гулянья в городском саду», «Кавказский танец». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованным киносеансе 2 августа того же года.

В 1907 году открылось «Ателье А. Дранкрва»-фактически первая отечественная киностудия . Вначале она специализировалась на кинохрониках, которые запечатлели многие важные события в жизни страны. Однако славу Дранкрву принесла киносъемка Льва Толстого, продемонстрированная в 1908 году.

В 1906 году на Саввинском подворье было открыто предприятие «А.Ханжонков и Ко», которое занималось кинопрокатом и снимало документальные фильмы. Одним из наиболее известных научно-популярных фильмов этого предприятия стал «Пьянсиво и его последствия», который, как ни странно, показывали даже в церквях [2].

в 1908 году был выпущен документальный фильм «Донские казаки» производства фирмы «Братьев Пате». В которой показывался быт и нравы Донского казачества. Популярность данной хроники продемонстрировала интерес российской публики к отечественной тематике.

Значительный вклад в развитие российской документалистики внес я Скобелевский комитет. эта благотворительная организация, которой покровительствовал Николай II, открыла Венно-киномотографичесаий отдел. Его сотрудники выпускали документальные и художественные патриотические фильмы и имели монополию на съемки на полях сражений.

В 1911 году начал выходить отечественный киножурнал «Обозрение России» А.О.Дранкрва, в 1912 - «Пегас» А.А.Ханжонкрва. Впервые увиденные в кинохронике события мировой политической, культурной и светской жизни, научные открытия, громкие судебные процессы послужили толчком к созданию крупных произведений на документальном материале.

в 1911 году на экраны выходит на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», созданный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым [3].

В результате революций (февральской и октябрьской) 1917 года документальное кино обрело новое значение. Фильмы стали мощным инструментом пропаганды, а также задокументировали грандиозные события, которые перевернули жизнь России. Это пласт кинематографического наследия принято называть «хрониками революции» [4]

Большевики прийдя к власти, в кротчайшее время осознали пропаюогандистскую роль и важность в идеологической борьбе документалистики. Она получила государственную поддержку. С 1918 года начали выпускаться агитфильмы, содержание которых, в основном, исчерпывались названием-лозунгом («Чините паровозы», «На фронт!» и др.)

В марте 1918 года был создан «Кинокомитет», начался выпуск периодического журнала «Кинонеделя», в работе над которыми принимали участие операторы, режисеры, журналисты разных поколений: Дзига Вертов, Эдуард Тиссэ, Лев Кулешов, Александр Левицкий, Александр Лемберг, Григорий Болтянский, Владимир Гардин, Михаил Кольцов и др. 1 мая 1918 года впервые был снят на пленку Ленин.

В середине 1920-х годов документальное кино стало самостоятельной отраслью со своим главком и кинофабриками - трест «Союзкинохроника», основной задачей которого являлся выпуск хроники и ее прокат в стране и за рубежом. С 1925 года начался выпуск отраслевых и тематических киножурналов: железнодорожных, военных и др. В 1927 году началось производство кинолетописи. По всей стране увеличилось количество киноустановок. В регионах была создана система корреспондентских пунктов, открывались республиканские и зональные ( в РСФСР) студии. Для поездок на крупнейшие стройки социализма ( Днепрогэс, Донбасс, Челябстпой и т.д.) снаряжались специальные кинопрезда.

  «Октябрь» (1928 года) Сергея Эйзенштейна - один из самых известных примеров революционного документального кино. В какой-то степени заложивший идейный фундамент советскому документальному кино.

В тоже время, начиная с 30-х гг. ХХ века, документальное кино стало неотъемлемой частью и инструмент пропаганды социалистического реализма. В Советском Союзе документальное кино стало частью идеологической системы, направленной на пропаганду коммунистических идей и демонстрацию успехов социалистического строительства. Лента «Социализм в СССР» (1930-е годы) - яркий пример такого рода работ.

В 1931 году вышел первый цветной документальный фильм в СССР «Праздник труда». Также, в 1931 году была создана Московская студия треста «Союзкинохрорика» ( с 1936 года - «Центральная студия кинохроники», с 1944 года - «Центральная студия документальных фильмов»( известная как ЦСДФ.- ВВ.). Ее выездные редакции работали на новостройках, были организованы многочисленные филиалы, обеспечившие регулярное освещение жизни страны на экране [6].

Серьезным вызовом для российской советской документалистики была Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года на фронт отправилась первая группа кинодокументалистов. Специальные фронтовые киногруппы нередко снимали в условиях непрекращающегося огня, а полученный материал перерабатывали в выпуски кинохроник «Союзкиножурнал», «Новости дня», регулярно выходившие на экран почти до самого конца войны.

Одной из главных задач кинодокументалистики в военные годы было формирование у советского народа уверенности в возможности и неотвратимости победы над фашистской Германией.

В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами картины стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15 фронтовых операторов. В 1943 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный фильм.

Символами и яркими образцами военной документалистики стали документальные фильмы - «Ленинград в борьбе» (1942 года), «Череоморцы» («Оборона Севастополя»)(1942 года), «День войны» ( о событиях на фронте и в тылу 12 июня 1942 года).

Понимая значение документального кинематографа в годы Великой Отечесивенной войны, 22 октября 1943 года Комитет по делам киномотографии издал приказ «О мероприятиях по улучшению работы по систематизации документальной кинолетописи». В результате все собранные на войне материалы были объединены в кино фонд по названием «Кинолетопись Великой Отечесивенной войны».

В послевоенные годы российский документальный кинематограф добился новых успехов. Этому способствовал общий эмоциональный и патриотический подъем, который стал результатом Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Все важнейшие события, происходившие в стране и за рубежом, нашли отражение в документальной кинематографии этого периода.

В первые годы после войны большую популярность приобрели выпуски тематических полнометражных фильмов. Так, в 1945 году вышли фильмы «Берлин», посвящённый победе советского народа в Великой Отечественной войне, и «Разгром Японии», а в 1946 году — «Суд народов» [7].

За первые пять лет после войны был создан политический и экономический киноатлас почти всех союзных, автономных республик и областей. Он дал возможность зрителям ближе узнать жизнь и быт братских народов всего Советского Союза.

В 1949 году появилась цветная кинокартина «Новая Чехословакия», а позднее выпущена была цветная картина о Германской Демократической Республике «Демократическая Германия» (1950 года). Эти картины наглядно и убедительно свидетельствовали об успехах народов стран социалистического лагеря, об установлении новых экономических и социальных отношений. 

Родившееся в эти годы мощное движение за мир также нашло отражение в документальной кинематографии. Идее борьбы за мир, призыву к бдительности, к борьбе против поджигателей новой войны посвящаются наиболее значительные кинокартины послевоенного периода: «Юность мира» (1949 года), поставленная режиссёром А. Ованесовой совместно с венгерскими кинематографистами и повествующая о Международном фестивале молодёжи, происходившем в Будапеште, и «Мы за мир» (1951 года), рассказывающая о III Всемирном фестивале молодёжи, проходившем в Берлине.

В середине 50-х годов в документальное кино из ВГИКа приходит молодёжь — режиссёры Л. Дербышева, В. Лисакович, Л. Махнач, А. Косачёв, операторы Е. Аккуратов, В. Трошкин, В. Копалин, В. Ходяков, И. Лисицкий, Е. Кряквин и другие. С их приходом в кинопублицистике возрождается поэтическое направление.

В 60-е годы внимание кинодокументалистов привлекают глубинные процессы производственной деятельности современника. Документальные фильмы приобретают всё большую публицистическую остроту: вместо описания борьбы со стихийными бедствиями и авариями кинематограф обращается к актуальным проблемам современности.

В 1966 году событием стал полнометражный документальный фильм «Мир без игры», посвящённый Вертову.

В период «Хрущёвской оттепели» в российском документальном кино появилось поэтико-документальное направление. В нём сочетались приёмы игрового и документального кино.

Отличительными чертами этого направления стали ритмичность и динамичность повествования, которые достигались внутрикадровым монтажом. Впечатления реальной среды и естественно протекающей жизни кинематографисты добивались за счёт «скрытой камеры». Излюбленным приёмом этого жанра стали лирические отступления отстранённой тематики, что добавило фильмам особую поэтичность и одухотворённость.

Признанные фильмы этого направления: «Я шагаю по Москве» Г. Данелия (1963 год), «Застава Ильича» (1965 год) и «Июльский дождь» М. Хуциева (1966 год), «Листопад» О. Иоселиани (1966 год).

Ежегодно выходило более 300 событийных и тематических фильмов, 80% из которых финансировались Госкино СССР, а 20% — министерствами и ведомствами, заинтересованными производством фильмов о своих отраслях [8].

В 70-х — первой половине 80-х годов в советской документалистике произошёл документальный бум. Появилось огромное количество очерков, мемуаров, дневников и записок, документальных романов и повестей.

Помимо политической агитации, развивались документальные фильмы о природе, науке, истории, культуре и повседневной жизни советских людей.

В этот период зародился жанр «коллективного свидетельства», «хоровой» или «магнитофонной» литературы. Например, к таким произведениям можно отнести книгу «Я из огненной деревни...» А. Поповича, Я. Брыля и В. Колесника, составленную на основе подлинных рассказов более чем трёхсот непосредственных свидетелей хатикских трагедий [9].

Также в этот период вышел документальный фильм «Шахтёры» (1972 года) Игоря Беляева, который рассказывает о каторжном и опасном труде шахтёров.

Некоторые советские документальные фильмы 70-х — первой половины 80-х годов:

  • «Америка семидесятых. Дымы над Чикаго» (1970 год); 
  • «Сектор молчания» (1970 год);
  • «Думают ли животные?» (1970 год);
  • «Физика в половине десятого» (1971 год); 
  • «Алый парус Парижа» (1971 год);
  • «Слушайте сказку» (1971 год);
  • «Любимая роль» (1971 год);
  • «Наш друг Максим» (1973 год);
  • «Каждый год в июне» (1974 год);
  • «Это беспокойное студенчество» (1974 год);
  • «Америка семидесятых. Город на Потомаке» (1974 год); 
  • «Урок астрономии» (1974 год);
  • «Америка семидесятых. Филадельфия: прошлое и настоящее» (1975 год); 
  • «Позывные Р1НН» (1975 год);
  • «Девять писем одного года» (1975 год);
  • «Особый батальон» (1975 год );
  • «День чудесный» (1975 год).
  • «Кто за стеной?» (1977 год);
  • «Есть такие поводы» (1977 год);
  • «Тамара Чистякова» (1977 год);
  • «Павловск» (1977 год);
  • «Встреча в Останкино» (1978 год);
  • «Крестьянский двор» (1979 год );

В эпоху перестройки (1985–1991 годы) советская документалистика пережила второе рождение. С отменой цензуры режиссёрам открылась возможность осветить все запретные ранее для телевидения темы.

Некоторые документальные открытия того периода: фильмы Марины Голдовской «Архангельский мужик» (1986 год) и «Власть соловецкая» (1988 год) — о Соловецком лагере особого назначения, «Театр времён перестройки и гласности» (1988 год) Аркадия Рудермана, который впервые вынес на широкий экран проблему антисемитизма [8].

На рубеже 1980-х — 1990-х годов сначала в обществе, а затем и в документальном кино появились новые герои — запрещённые прежде художники и поэты, эмигранты, политики, преступники. Возникли монтажные картины, которые пытались рассказать о прошлом, о трагедии царской семьи, о войнах, о власти и так далее. Всё это вызвало подъём общественного интереса к документалистике. 

После распада СССР российское документальное кино обрело большую свободу творчества. Но в тоже время, отсутствие государсивенного финансирования и общее удручающее положение экономики в РФ, не позволили реализоваться многим молодым документалистам, которые от безденежья были вынуждены уйти из документалистики. В этом период российская документалистика держаться на энтузиазме отдельных режиссеров и телевизионных каналов, которые по мере своих возможностей не дали документаоистике утратить своих позиций в общественной жизни страны.

В конце XX столетия документальное кино меняет направление: от жизни региона, рассказа о его достижениях и уникальных людях — к глубоко психологическим фильмам-портретам.

Середина нулевых годов — время расцвета и подъёма российской авторской документалистики. В эти годы происходит взрыв инициатив: в 2006 году международным и ежегодным становится фестиваль «Флаэртиана» в Перми, в 2007 году впервые проходит «Артдокфест», в 2004-м Марина Разбежкина впервые набирает свою Мастерскую, в 2005 году возникает фестиваль «Кинотеатр. doc» [9].

Главным фокусом документалистики нового тысячелетия становятся поиски и фиксация «подлинной реальности», на первое место выходит человек и его личные переживания.

Некоторые фильмы этого периода: «Трансформатор» (2003 года), «Мирная жизнь» (2004 года), «Мать» (2007 гола), режисеры Павел Костомаров, Антуан Каттин [10].

Российское документальное кино, как и все общество в XXI веке переживает судьбоносные изменения [11]. Которые имели своеобразное авторское отражение в работах достаточно, таких авторов как Леонида Парфёнов, Юий Дудь, Любовь Аркус и Виктор Косаковский новые тенденции:

  • Работа Леонида Парфёнова (имеет статус иноагента). Наиболее популярны его документальные фильмы «Русские евреи» и «Русские грузины» — доскональное и монументальное исследование наций.
  • Трансляция фильмов через интернет. Например, популярным режиссёром документальных фильмов на YouTube стал Юрий Дудь (имеет статус иноагента). Он раскрывает разные аспекты русской культуры, прежде остававшиеся в тени для широкой публики. 
  • Фильм Любови Аркус «Антон тут рядом». Главный герой — мальчик Антон c расстройством аутического спектра, который вот-вот станет пациентом психоневрологического центра.
  • Документальный фильм-«живопись» Виктора Косаковского «Акварель». В нём главным героем, вокруг которого выстраиваются все сюжетные линии, выступила вода — в форме льда на озере Байкал, в виде водопадов в жарких странах и ручьёв в высокогорных хребтах.

Большую роль в развитие отечественной документалистики привносит Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной, в Центре Документального кино в Москве регулярно устраивают кинопоказы.

Современные режиссёры снимают фильмы на самые разные темы: от социальных проблем до личных историй, от критики власти до художественного эксперимента. 

 «Левиафан» (2014) Андрея Звягинцева - примечательный пример документального кино как арт-хауса.

Российское документальное кино часто сталкивается с финансовыми трудностями, так как государственная поддержка в этой сфере ограничена. Некоммерческие организации и частные инвесторы играют важную роль в финансировании документальных проектов, однако их вовлеченность в процесс не значителен.

В последние годы наблюдается усиление цензуры и давление на независимое кино. Происходит ужесточения законодательства и администрирования этого вида деятельности.

В тоже самое время, сложное геополитическое положение России в последнее десятилетие, дало толчек развитию монтажной и аналитической документалистике по международным отношениями, событиям в Украине и других горячих точках мира. Подвернута критическому анализу политика США и Запада в целом. После начала СВО начался активный этап развития военной и военно-журналистской документалистике.

Санкционное давление, тяжелые условия в которых работаю российские документалисты, влияют на качество и оперативность работы.

Тем не менее, российское документальное кино продолжает развиваться и находить новые формы самовыражения. Оно остается важной частью культурного наследия России и площадкой для открытого диалога о важных социальных и политических вопросах.

Источники и литература

  1. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. - М., «Аграф», 2007. - 488 с.
  2. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 1910-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: «Щербин» - 304 с.
  3. Каукина Р. Н. Становление кинематографа в дореволюционной России // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - №1 (17). - С. 125–128.
  4. Владимирцева И. Н., Сандлер А. М. История советского кино. 1917–1967. Том 1. «1917–1931». - 2048 с.
  5. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. - М.: Белый город, 2014. - 512 с.
  6. Дробашенко С.В. История советского документального кино : Учеб.-метод. пособие / С. В. Дробашенко. - Москва : Изд-во МГУ, 1980. - 90 с.
  7. Майоров Н. А. 120 лет кинематографа в России 1816–2016 // Мир техники кино. - 2016. -Т. 10. - №1. - С. 32 - 40.
  8. Юренев Р. Н. Краткая история мирового кино. - М. : Просвещение, 1983. - 287 с.
  9. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени : [Перевод] / Герман Герлингхауз ; [послесл. Е. С. Громова]. - Москва : Радуга, 1986. - 358 с.
  10. Концепция реальности в экранном документе / Г. С. Прожико ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. - Москва : Всерос. гос. ин-т кинематографии, 2004. - 453 с.
  11. Солнцева А. Нулевые: битва за реальность. Заметки о документальном кино (2000–2015) // СЕАНС. - 2018 / https://seance.ru/articles/bitva-za-realnost/.
  12. Сурков П. Современное документальное кино: что это такое // https://moviestart.ru/2023/09/19/sovremennoe-dokumentalnoe-kino-chto-eto-takoe/