Найти в Дзене

Что такое твердь небесная? Мнение святых отцов Церкви

Христианские богословы в древние времена придерживались архаичных представлений об окружающем мире, в основном черпая их из текста Библии. Поэтому их взгляды, мягко говоря, слабо соответствуют современным представлениям о мире. В этом статье даны представления авторитетных отцов церкви о том, что такое твердь небесная, описанная в первых строках Библии.

В первых главах Книги Бытия описывается сотворение мира. Бог создает землю и небо, затем свет, отделяет свет от тьмы, после творит твердь (свод). Твердь разделяет воду вертикальным образом так, что вода становится под и над твердью:

"Бог создал свод (твердь) и отделил воду под сводом (твердью) от воды над ним, и стало так. Бог назвал свод (твердь) небом. Был вечер, и было утро - день второй". (Бытие 1:7-8)

После разделения вод по вертикали Бог творит сушу.

Таким образом, в Библии описывается вода земная и вода, находящаяся над небом. Во времена написания Библии подобное представление о действительности было логичным. Люди наблюдали на небе звезды и светила, пытались объяснить их нахождение и стабильность, поэтому они придумали твердь, которая должна была удерживать небесное пространство. В Библии так и сказано - Бог закрепляет Солнце и Луну на небесной тверди. Примерно тех же взглядов придерживались христианские писатели Древности:

Святитель Василий Великий (330-379 гг.) понимал под небесной твердью твердый свод:

Хотя название сие собственно приличествует другому, но и твердь, по подобию, приемлет то же наименование. Примечаем же, что небом называется часто видимое пространство, – по причине густоты и непрерывности воздуха, который ясно подлежит нашим взорам, и, как видимый, получает наименование неба, например, когда говорится: «птицы нeбecныя» , и еще: «летающыя по тверди небесней».... Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается.
Строение шарообразной Земли по Библии
Строение шарообразной Земли по Библии

Святитель Амвросий Медиоланский (340-397 гг.) полагал, что твердь отделяет добрые и греховные воды:

Я думаю, что Бог повелел сотворить твердь между водой и водой, чтобы отделить грехи от доброде­телей. Вода сверху, которая славит Господа, остается нетронутой грехом, а вода нижняя покорилась греху. Та вода видит Бога, эта не видит; вода над небесами видит, а которая в бездне - не ви­дит.

Блаженный Августин Аврелий (354-430 гг.) также полагал твердь небесную материальной твердой сущностью:

...напротив, твердь небесная, как материальная, свой вид и форму получила от бестелесной твари, так что сначала духовно на бестелесной природе отпечатлено Истиною то, что отпечатлелось потом телесно на сотворении небесной тверди...
Пусть только знают они, что как название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно (ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости...).

Святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг.) утверждал, что небесная твердь является твердой, но остерегался дать окончательный ответ о состоянии тверди:

Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великой благодарностью принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собой, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.

Святитель Григорий Нисский (335-394 гг.) подходил к проблеме тверди по-философски, определяя ее пределом наших познавательных способностей:

Посему о самом крайнем пределе чувственной сущности, далее которого нет ничего подобного познаваемому в видимом, утверждаем, что сей-то предел означается именем тверди: и сие наше мнение подтверждает Писание, говоря: «и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».

Даже аллегорист Ориген (185-253 гг.) толковал твердь небесную как твердую сущность:

Поскольку Бог уже ранее сотворил небо, теперь Он сотворил небесную твердь. Ибо сначала Он сотворил небо, о котором сказано: небо - престол Мой; а после него - небесную твердь, то есть телесное небо. Ибо всякое тело, несомненно, твердо и прочно; именно оно отделяет воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.

Той же позиции придерживался преподобный Антоний Великий (251-357 гг.):

Те, кто любят изучать и бесхитростно исследуют Писание, те найдут, что есть большое различие в названиях: одно дело - небо, а другое - твердь. И уже из этого названия мы все узнаем: видимое, думается, тверже, чем невидимое. Моисей сказал: «В начале сотворил Бог небо и землю». А показывая сотворение твердого, он написал: «И сказал Бог: да будет твердь». И Исайя указал на то, что первое – тонкое и легкое в своей сущности, а второе - более твердое и густое тело, когда возгласил: «Утвердивший небо, как дым, натянувший, как кожу».

Таким образом, самое распространенное представленное о тверди небесной - твердая сущность, разделяющая воды. У Григория Нисского и Иоанна Златоуста были попытки осмыслить твердь более аллегорически, однако их интерпретация не вступала в сильное противоречие с самой распространенной версией.

Смотреть дополнительный контент - Телеграм.

Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти и ТелеХрам