Роман «Чума» французского писателя, философа и журналиста Альбера Камю описывает, как алжирский город Оран охватывает эпидемия чумы.
Камю считается одной из ключевых фигур экзистенциализма, хотя сам себя таковым не признавал. Тем не менее, в «Чуме» через призму эпидемии автор исследует достаточно определенные экзистенциальные вопросы о человеческой природе в условиях абсурдности существования и свободе выбора.
Что символизирует чума
Фашизм
По заявлениям самого автора, чума в первую очередь олицетворяет оккупацию Франции фашистами, а доктор Риэ – сопротивление этой оккупации.
На это также указывает дата в «хронике событий» романа: действие происходит в 194… году. Именно с этими датами связаны Вторая мировая война и зверства фашистов.
Помимо этого, фашизм называют «коричневой чумой». Поэтому крыс, которые имеют серо-коричневый или бурый окрас, можно сравнить с фашистами, которые заполонили город и принесли чуму.
Образ вездесущего Зла
Камю отметил также, что чума – то самое бездушное и неумолимое в своей жестокости зло, оно неотделимо от бытия. Он «распространил значение этого образа [чумы] на бытие в целом».
Абсурд
Чума – это и абсурд. Это мир, который глух к терзаниям человека в этом самом мире.
При этом Камю делится наблюдениями, что абсурд – это все же не абсолютное зло, у него есть и положительные стороны. Так, например, в ходе диалога Риэ с Тарру появляется мысль, что «в чуме есть свои положительные стороны, что она открывает людям глаза, заставляет их думать».
Это перекликается с философией экзистенциализма, когда осознание собственной конечности может помочь человеку принять ответственность за свою жизнь на себя и начать жить в соответствии со своими истинными ценностями.
Кроме того, в условиях чумы доктор лишь укрепил свою деятельную любовь к людям, способность сострадать и сохранил свою целостность. Возможно, поэтому, несмотря на постоянные контакты с больными, Риэ не заболел сам.
Что делать?
Камю говорит о том, что человек обладает свободой выбора способа существования в абсурдном, жестоком и безразличном мире. В романе автор иллюстрирует три основных способа: примкнуть к абсурду, сдаться ему или бороться с ним.
Примкнуть к абсурд
Коттар – яркий персонаж, на примере которого Камю показывает, как «слепота сердца» и «нечистая совесть» заставляют человека поддаться искушению зла. Он – тот человек, который в зачумленном городе стал чувствовать себя абсолютно свободным, не обремененным чувством долга и угрызениями совести, извлек для себя пользу несмотря на всеобщий ужас и панику и стал моральным сообщником чумы, убивающей людей.
Чума сильнее, — говорит Коттар, — и с какой стати я буду помогать людям, которые с ней борются.
Коттар символизирует человеческую уязвимость и тревогу в условиях кризиса, показывая, как легко можно потерять моральные ориентиры и человечность под давлением страха и неопределённости.
Сдаться абсурду
На примере священника Панлю Камю показывает оправдание этого абсурда высшим замыслом. Панлю считает, что чума – это божья кара людей за их грехи, и предлагает смириться чумой (по сути, со злом).
Символична и смерть Панлю в романе: его случай был «сомнительный», то есть он, возможно, умирает не от чумы. Камю таким образом выносит «приговор» вере, которая является «отчуждением» от жизни и не способна помочь человеку в чрезвычайных обстоятельствах.
Сопротивляться абсурду
Доктор Риэ на своем примере показывает, насколько важно несмотря на неискоренимый бесконечный абсурд продолжать сопротивляться ему, потому что это единственный выход для него. Он не может принять «мир божий, в котором истязают детей» и просто смириться с чумой.
Риэ, обретший смысл жизни в любви и сочувствию к угнетенному человечеству, становится способен на подвиги. Он являет собой своего рода нового героя, в образе которого как будто уравновешены две крайности – любовь (как форма жизни) и смерть.
В противовес возвышенным героям автор предлагает «совсем незначительного и бесцветного героя, у которого только и есть что сердечная доброта да идеал, на первый взгляд смехотворный».
Камю считает, что хотя полностью победить абсурд невозможно, это все же единственный способ «сопротивления расширению абсурдности в мире». Несмотря на то, что Риэ называет борьбу с болезнью «бесконечным поражением», он продолжает эту борьбу.
Доктор стойко боролся с болезнью, но она «ушла сама», чтобы однажды вернуться, ведь уничтожить зло как категорию невозможно.
Награда за это – радость любви:
Вполне справедливо, если хотя бы время от времени радость, как награда, приходит к тому, кто довольствуется своим уделом человека и своей бедной и страшной любовью.
Итог
Камю в своем романе попытался раскрыть и для современников и для потомков, что значит сохранить человеческое достоинство и честь в неравном поединке со злом.
Больше размышлений и философские мемчики в ТГ-канале «Филе тудака»
Источники
- Камю А. Чума [Текст] / Камю А. — М.: АСТ, 2023 — 384 c.
- Великовский, С.И. «Проклятые вопросы» Камю [Текст] / С. Великовский // Камю. Избранное. - М.: Прогресс, 1988. - С. 5-15.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319–344.
- Горячева Екатерина Сергеевна ОБРАЗ ЧУМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ АЛЬБЕРА КАМЮ // E-Scio. 2022. №12 (75).