Если устроить опрос, в котором людям будут показывать фото Райана Рейнольдса, и спрашивать, кто это, то большинство опрошенных ответит - "Дэдпул".
Так уж случилось, что несмотря на немалое количество ролей, громкая слава пришла к нему после того, как он сменил зелёное трико на красное.
Сразу же скажу, Рейнольдса как актера я очень даже уважаю. Мне нравится его готовность серьезно играть несерьёзных, даже смешных людей, попадающих в неловкие ситуации. Но больше всего мне нравится как он, будучи преимущественно комедийным актером, играет драму. Думаете, он только в красном костюме паясничать может? Если да, то посмотрите фильм "Погребённый заживо". Всё действие происходит в рамках деревянного ящика, в котором закопали живьём персонаж Рейнольдса, и весь сюжет держится исключительно на его игре, на игре одного актёра. Но не об этом фильме пойдет речь.
В 2014 году одна француженка иранского происхождения по имени Маржан Сатрапи выпустила в свет фильм настолько неоднозначный, что ему сложно присвоить какой-то конкретный жанр. Черная комедия? Триллер? Триллер с элементами черной комедии? Психологическая драма? В любом случае, черты всех этих жанров в картине присутствуют, как и лёгкий флёр абсурда. Главную роль же исполнил Райан Рейнольдс. Коммерческого успеха фильм не поимел, даже можно сказать, что в прокате он провалился. Но не все, что не принесло создателям оглушительную прибыль, стоит сбрасывать со счетов. Одно из правил киноманов - если как следует поскрести по дну киноиндустрии ложкой, можно найти что-то очень даже стоящее.
Так давайте посмотрим, что подарила миру мадам Сатрапи, и не зря ли я шарила ложкой по дну.
Краткий пересказ и куча спойлеров
Фильм рассказывает о добродушном парне по имени Джерри, работающем на фабрике по производству унитазов. У него есть скромная квартира на втором этаже заброшенного боулинга, безответная любовь к красавице Фионе, психолог, к которому необходимо регулярно приходить на сессии, пополняемый запас медикаментов особого учёта (которые он перестал принимать), кот, собака, и голоса в голове. Мир ему видится в нежных пастельных цветах, это почти мюзикл, а его питомцы - лучшие собеседники.
Кроме кота. Кот-подстрекатель постоянно уговаривает Джерри начать жизнь серийного убийцы, в то время как пёс отговаривает его от этой затеи. Здесь явно виден психоаналитический намёк, в котором Джерри представляет собой Эго, собака со всей своей моралью - супер-Эго, а эгоистичный кот - Ид.
Одним вечером случается страшное. Джерри вроде как непреднамеренно лишает жизни Фиону. Но если посчитать количество ударов ножом, то задумываешься о том, насколько эта случайность была случайной. Джерри скрывается с места преступления, но утром возвращается, чтобы забрать тело. Тело нужно спрятать, но спрятать некуда. У него нет сада, но есть контейнеры, и Фиона быстро так упаковывается в них, а голова её отправляется в холодильник. Ведь Фиона такая красивая. На следующий день голова начинает стыдить Джерри за то, что он натворил, и велит ему выпить таблетки. Наш скромняга подчиняется, и принимает лекарства, после чего происходит перестройка сознания, и оп! Картинка перед глазами меняется. Квартира из чистой и уютной становится грязной, мусорной, со следами крови и экскрементов животных, а сами питомцы перестали разговаривать. Голова Фионы уже не выглядела так привлекательно, как раньше. Но самое страшное - Джерри понял, насколько он одинок. Иллюзия счастливой жизни ушла, она была всего лишь галлюцинацией, как и голоса. Поддавшись страху и отчаянию, Джерри выбрасывает таблетки. И на следующий день все вновь прекрасно. Он радуется красивой голове Фионы, радуется, что его животные опять могут с ним разговаривать, ведь он скучал по ним.
Так он и продолжает жить, как дядя Федор, со своей хвостатой компанией. Но Фионе становится скучно одной в холодильнике, и она просит привести ей подружку. Выбор пал на милую Луизу, которая искренне симпатизировала парню. Джерри сближается с ней, и отводит в заброшенный дом своего детства, где рассказывает ей о своем прошлом. Из флешбэков мы узнаем, что мать Джерри страдала от голосов в голове, как и он, в связи с чем пыталась свести счёты с жизнью, но не смогла сама, и попросила об этом сына. Когда приехала полиция, то они нашли мальчика, стоящего над телом матери. Вообще, это не единственная тема о детстве главного героя. Также зрителям повествуют о том, что отца у Джерри не было, его заменял отчим, который был очень жесток с мальчиком.
Луизу трогает рассказ парня, и она утешает его, что приводит к тому, что он остаётся у нее на ночь. После этих событий Луиза сама наведывается в гости к Джерри, и видит, в каком ужасном состоянии находится квартира. Между ними завязывается борьба, что приводит к тому, что в холодильнике теперь живут две головы. Позже эта коллекция пополнилась головой ещё одной несчастной.
Джерри решается признаться в своих преступлениях психологу, о чем та хочет сообщить в полицию, но вместо этого парень берёт ее в заложники. Тем временем в его доме все тайное становится явным - его контейнеры с останками обнаружены, и полиция уже едет. Когда Джерри приезжает к дому с заложницей, он понимает, что его жилище окружено. Он бежит в подвал, где случается утечка газа. Полиция спасает психолога, но Джерри остаётся внутри, и снова слышит голоса. Голос, который раньше принадлежал коту, уговаривает его спасаться и бежать, в то время как голос пса говорит, что его путь приключений подошёл к концу. Остаётся только ждать, когда он уснет навсегда. Джерри прислушивается ко второму совету. Ну а дальше началась какая-то мутная вечеринка с участием родителей парня, убитых им девушек и Иисуса.
Ну что сказать...
Как я и говорила, фильм не однозначный. Он оставляет не самые приятные ощущения, и скажу, почему. Это не просто история о сумасшедшем парне, который коллекционировал головы в холодильнике, это история про больного человека и одиночество. И здесь начинают разрывать внутренние противоречия. С одной стороны - Джерри не просто так погружается в свои галлюцинации - он в них прячется от угнетающей реальности, и учитывая его несчастное детство, парня искренне жаль. С другой стороны - ты понимаешь, что единственный вариант для него, это принудительное помещение в лечебное учреждение, и прием медикаментов до конца жизни, ведь он убивал по причине своего расстройства. В то же время начинаешь строить теории о том, как сложилась бы жизнь Джерри, не будь он так одинок, и не нуждайся он в замене реальных собеседников воображаемыми голосами. Возможно, он не стал бы тогда отказываться от приема лекарств. В любом случае, мы этого уже не узнаем. Ну а я рекомендую фильм к просмотру для того, чтобы взглянуть на Райна Рейнольдса под менее привычным углом, и для того, чтобы ещё раз оценить своих близких, друзей, их помощь и поддержку.
Поставлю 6/10, и пойду, спрошу, как дела у кота.