Найти в Дзене
Юрист-юморист

Теперь пусть банк не спит и страдает

Оглавление
Изображение с сайта baamboozle.com
Изображение с сайта baamboozle.com

Нет, на самом деле - а чего они, банки эти? Звонят, смски присылают: отдавай наши деньги, отдавай наши деньги, а то оштрафуем, имущества лишим, опозорим, по миру пустим, на процентах и штрафах разорим.

А если человек эти деньги у банка и не брал вовсе? Если он ни сном, ни духом, и понятия не имеет о том, что какие-то мошенники на него кредит оформили? Бывает такое? Почему он должен ночей не спать и страдать?

С тех пор, как в нашу с вами жизнь плотно вошли такие удобства, как Госуслуги, электронные подписи, дистанционное обслуживание и прочие блага цивилизации, нашего брата стали кидать через колено с завидной регулярностью. Только и слышишь истории о том, что человеку Госуслуги взломали и кучу кредитов на него оформили.

Слушайте, знаете, что смешно? Придешь в банк реально кредит взять - тебя вымотают-вымочат-выжмут-высушат, а кредит не дадут. А тут какие-то совершенно левые мошенники несколько кнопочек в телефоне нажали - и ты должен кредитной организации миллион, а то и больше. Благоволите, товарищ, вот вам график платежей по вашему потребительскому кредиту.

Начинаешь разбираться в истории заявок и платежей - а кредит твой оформлен, например, в половине четвертого утра, и ровно через три минуты все денежки с твоего счета перечислены какому-нибудь Гафарову Василию Алибабаевичу платежами по 15-20 тысяч рублей. Ты банку пишешь: банк! Дорогой! Ты что же, не видел, что мой счет обчищают мошенники? А банк тебе на голубом глазу такй: знать ничего не знаю, ведать ничего не ведаю, может, вы, гражданин, в половине четвертого утра пьяный были и решили оказать помощь малознакомому приезжему гражданину, приехавшему к нам по патенту из ближнего зарубежья. Мы, банкиры, люди маленькие: вы у нас денег попросили - мы их вам дали. Вы нам сказали их перечислить какому-то Васе - мы перечислили. Чего вам еще, гражданин хороший? Возвращайте теперь, причем с нашей банкирской прибылью по ставке 49 процентов годовых.

Слушайте, это только со стороны звучит смешно. А когда банк в вашей реальности, а не в статье про других людей, начинает долбить уже вас смсками о том, что вы ДОЛЖНЫ, угрожать взысканием по суду и все ваши робкие попытки возразить тупо не замечает - что в этой ситуации делать?

Отвечаю: идти в суд. Мы вот уже несколько раз сходили - и ни разу не дошли. Сейчас расскажу, как дело было.

Самое смешное, что каждый раз мы пытались судиться с одним и тем же банком - банком ВТБ. И ни разу банк ВТБ с нами судиться не захотел.

У меня за последние несколько месяцев обращений от клиентов именно этого замечательного банка набралось уже под два десятка. Можете мне верить, можете мне не верить, но клиенты других банков мне о своих бедах, почему-то, не пишут. Я далек от мысли о том, что мошенники не оформляют на людей кредиты в других юанках, но именно у ВТБ, по всей вероятности, какая-то совершенно исключительная дыра в безопасности - я об этом писал вот в этой статье, в которой и рассказал, что теперь от таких кредитов стало возможно отбиваться.

Сегодня рассказываю, что получилось, в итоге, сделать.

Два случая - очень примитивное мошенничество. Люди поменяли номера телефонов, и спустя несколько месяцев обнаружили, что они должны ВТБ какие-то совершенно несусветные по их меркам деньги.

Сами, конечно, виноваты. У нас сейчас к номеру телефона привязано практически всё, что можно привязать, и если вы по какой-то причине его поменяли - немедленно уведомляйте об этом все банки, в которых обслуживаетесь, и привязывайте свой личный кабинет в новому номеру телефона. В противном случае через несколько месяцев, когда ваш номер снова поступит в продажу и будет передан другому человеку (а это в обязательном порядке произойдет), этот самый человек получит доступ практически ко всем вашим электронным ресурсам, включая Госуслуги, и сможет от вашего имени получать кредиты, открывать счета - то есть, делать всё, для чего на сегодняшний день у нас не надо показывать свою личную персональную морду лица.

Вот так в Воронеже один гражданин в ноябре прошлого года номер телефона поменял - в апреле этого года стал счастливым обладателем кредита в банке ВТБ на 268 тысяч рублей по ставке 44 процента годовых. Оно, вроде бы и не очень много, но крайне неприятно. Гражданин с заявлением в банк - так и так мол, не я это, номер этот давно не мой, а ему казенный ответ в приложении: так и так, мол, мы вам 10 апреля на доверенный номер телефона отправили сообщение с одноразовым кодом для входа в ВТБ-Онлайн, после чего вы, дорогой человек, оформили кредитную заявку в личном кабинете, в который успешно вошли по логину и паролю, все подтвердили вводом одноразовых паролей, направленных на этот самый номер телефона, а потом в банкомате города Москвы с помощью все того же мобильного телефона с использованием созданного в нем карточного токена бесконтактным образом сняли все денежные средства, которые мы вам предоставили, через платежное приложение MIR PAY. И ежели вы, господин хороший, не знали, то согласно пункту 13 статьи 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" и Правилам дистанционного банковского обслуживания, именно клиент обязан предоставить банку достоверную информацию для связи с клиентом, и именно клиент несет ответственность за поддержание актуальной информации о доверенном номере телефона, а поскольку вы нам о том, что номер телефона поменяли, не сообщали, мы на этот номер смс-сообщение отправили вполне корректно и теперь вы нам должны.

А то, что полиция уголовное дело возбудила по факту мошенничества - это хорошо. Мы, банки, с полицией сотрудничаем охотно, всю информаци им предоставим. А вы нам деньги возвращайте.

Деньги возвращайте.

Возвращайте деньги.

Ваш долг растет.

Мы обратимся в суд.

Мы взыщем с вас проценты.

Вы должны нам очень много денег.

Вот такие смски - каждую неделю. Как гвоздь в голову.

Такая же история в Питере - там женщина в начале мая номер поменяла - в конце июня обнаружила, что она должна ВТБ почти 1 миллион 100 тысяч рублей, которые она под покровом ночи получила в качестве кредита в банке ВТБ и зачем-то перевела некому Юлдашеву Джамшеду Эргашовичу. Под 22,6 процентов годовых.

Вот скажите, если бы вы сознательно перевели 1,1 миллиона рублей Джамшеду Эргашовичу Юлдашеву, вы бы об этом помнили? Уверен, что да. А человек не помнит, потому что не переводила. Она об этом в ВТБ пишет - а они молчат, как рыба об лед, только раз в неделю смски шлют: "Нам понадобилось больше времени для решения вашего обращения. Срок ответа - ..." и каждый раз этот срок ответа сдвигается на неделю-другую вперед.

Скриншот сообщения от банка
Скриншот сообщения от банка

Ну, и требовать погасить задолженность по кредиту не забывают. Грозно требуют. Каждую неделю сумма растет, проценты увеличиваются.

Требования банка
Требования банка

Представляете себе?

Полная тишина по поводу обращений человека - но "свое" мы требовать не забываем.

В Ставрополе семья поехала на отдых - у мужа Госуслуги взломали. На пляже МФЦ нет, пойти, доступ восстановить, некуда. Пока до ближайшего отделения добрались - несколько дней прошло. У человека зарплатная карта ВТБ, приложения нет, оно ему нафиг не надо, он знает, что ему каждый месяц приходит аванс и зарплата. СМС-уведомления тоже отключены, потому что сотка в месяц, а за что? За то, чтобы две смски в месяц блымкнули о том, что ему зарплата и аванс пришли?

Что мы имеем в итоге? Через месяц после этой истории приходит смска счастья из ВТБ: внесите платеж по кредиту. Он в банк - а на него два кредита оформлены: на 250 и на 390 тысяч. Красота же, правда? И начинается та же самая канитель: банк обращение принял, сроки рассмотрения каждый раз переносятся, но требовать, чтобы внесли очередной платеж по кредиту, банк не забывает, иначе расстрел и смертная казнь через мататумбу.

Короче, везде одно и то же. Чихать мы на тебя, дорогой клиент банка ВТБ, хотели, а ты нам плати, или мы тебя на завтрак съедим.

Знаете, чем все закончилось?
В Воронеже мы досудебную претензию подавать не стали - сразу исковое в суд зафигачили. Ну, и в банк, само собой, копию отправили - все, как полагается. Человеку к тому моменту уж четыре месяца банкиры нервы мотали, категорически отказывались ему кредит списывать, а свои деньги назад требовали и грозились ему всеми казнями Египетскими.
Через три недели после того, как в банк копия искового поступила, пишет мне дочь "должника": "Антон Геннадьевич, папе банк полностью досрочно кредит погасил!"
Мгм. Оценили перспективы судебного разбирательства, получается. Ну, ок. Не будем судиться.

В Питере и в Ставрополе я подумал, да и решил, что с учетом повысившихся пошлин попробую, для начала, обойтись досудебной претензией. Если не срастется - тогда уже и в суд сходим. Нечего лишние 3000 государству платить, и так у людей финансовые проблемы.

И чо?

Да то.

Вот вам раз:

Это Питер
Это Питер

Это, стало быть, Питер. На 1,1 миллиона.

Ну, и вот вам два:

Это Ставрополь
Это Ставрополь

Это, стало быть, по делу в Ставрополе. Там, где 250 и 390 тысяч рублей.

Списали все подчистую. Судиться не стали.

Вот так три дела закрыли, сейчас еще по трем досудебкам ответа ждем. И что-то мне подсказывает, что дождемся вот таких же смсок.

Это, конечно, совершенно не значит, что теперь всем можно ходить и совершенно не бояться мошенников, которые до денег сильно охочие. У каждого дела свои обстоятельства, и не в каждом случае я вас из такой истории смогу вытащить. Недавно читательница написала - у нее дочка самолично пошла в банк, там кредитный договор заключила и мошенникам деньги перевела. Тут уж извините, но я только руками разведу.

А вот с дистанционными кредитами от мошенников, если что, стало гораздо легче разбираться. Во всяком случае, у меня получается.

Но вы не теряйте бдительности.

Подробнее об авторе канала и о его контактах для получения консультации по юридическим вопросам можно узнать, нажав на эту ссылку.

Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.

Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.