Павел Таратонов, мой пра2дедушка. Художественный пересказ фактов и немного домыслов)
Здравствуйте, добрые люди! Расскажу я вам свою историю, может, кто и советом поможет. Меня Павлом кличут, я крестьянин из села Любимовка, под Белёвом она. Живу я здесь с малых лет, и всё бы ничего, да вот беда — голодно стало. Опосля службы вернулся и понял что руки лишние хоть и нужны, а в тягость мой рот, лишним получился...
Во времена правления Александра II вместо рекрутской ввели всеобщую воинскую повинность – все мужчины, достигшие 21 года, должны были служить. Сроки службы делились на действительный – он составлял 6 лет – и пребывание в запасе (еще 9 лет). На флоте служили 7 лет (и еще 3 года в запасе). Однако этим воинская повинность не ограничивалась. По прошествии срока запаса мужчина до достижении 40-летнего возраста зачислялся в ополчение.
Вот и решил я попытать счастья в большом городе. У нас один такой — Тула. Говорят, даже государь туда заезжает, мастера диковинные живут, даже ружжо изготовить умеют.
Слыхал я, что соседу нашему, Андрею, сын половину жалованья присылает оттудова. Столько и на ярмарке в хороший день не выручишь, а ведь у него и еще остаётся... Да и не он один — говорят, в городе жизнь другая, лучше, сытнее. А я чем хуже — руки при мне и я сдюжу.
Конечно, и тут придется гнуть спину, прислуживать и терпеть заносчивых господ, куда без этого... Жизнь простого люда такова, ничего не попишешь...
Выправил пашпорт, обязательство такое теперича всем, кто едет от дома своего на заработки. Пожитков особо и не было у меня, на котомку и хватило, авось нести легче будет. Как раз после страды и пошел в город. Хорошо сейчас: и не жарко особливо, и ноги босые не мерзнут еще... А ходить я привык, да и служба подсобила: выправку имею. Так шта... котомку и сапоги на плечо и с веселой песней до Тулы доберусь как-нибудь.
Страда́ - напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба.
Рожь в средней полосе Европейской России начинали жать обычно около Ильина дня (20 июля, то есть 2 августа нашего стиля). Несколько позже сеяли озимые. Так, в Тульской провинции в 60-е годы XVIII века лучший срок сева озимой ржи определяли около 1 (14) августа, второй срок — 6 (19) августа. Считалось, что хороший хозяин, хоть десятинку, хоть две, но непременно посеет до Преображения (то есть до 6 (19) августа). Но был и третий срок — около 15 (29) августа. Их так и определяли — ранний, средний и поздний сроки сева озимых.
Впечатления Павла от города Тулы
Город встретил меня шумом и суетой. Дома высокие, красивые, народу много. Я растерялся малясь, но быстро понял что к чему. Нашёл себе жильё, недорогое, но чистое. Повезло. И стал искать работу.
Встреча
Повезло работать мне в самом центре города, и каморку выделили тож. В церкву ходим все вместе: и господа, и мы. Конечно, для простого люда обособливо все, нам то много не надо. Однако ж принарядимся, а как же, к Богу в гости идем.
В XIX веке в церковь одевались в лучшую одежду. Наряд соответствовал социальному статусу и возможностям человека.
Крестьяне надевали нарядные, праздничные сарафаны и платки светлых тонов и ярких цветов. Дворяне были одеты празднично согласно своему социальному статусу: в элегантные платья и шляпки.
Одежду, которую надевали в церковь, в обычные дни не носили, она лежала в сундуках, дожидаясь своего часа. Притом её следовало регулярно чинить и чистить.
Женщины из семей с достаточно скромным достатком выглядели в дни церковных празднеств и на службах наряднее, чем во время исполнения своих рутинных обязанностей. Если же семейная казна позволяла, то к воскресным и особенно почитаемым дням приготавливали богато расшитые, разнообразно украшенные, дорогие наряды.
Обязательным для посещения церкви было ношение кики — шапки с возвышенной плоскостью на лбу, кичным челом. Чело некоторые вышивали золотом и камнями, а из-под боков спускали жемчужные нити.
В воскресную службу в церкви я приметил одну … скромницу, что ли. Стоит особняком, глазки в пол, наряжена не как девки городские. То ли денег не хватает, но чистенько, ладненько все на ней.
На следующее воскресенье опять ее вижу в церкви, Авдотьей кличут, как слыхал. Смотрю, стоит в сторонке, словно сама по себе. И такая она… не знаю, как сказать, но не такая, как все. Надобно батюшку слушать, а я на нее гляжу и глупо улыбаюсь наверное.
А тут ещё бабы языками чешут, мол, вдовая она, из деревни в город подалась, мужа потеряла, видать, теперь нового ищет. Ну, думаю, брат, дела… А тут ещё кухарка нашего барина, языкатая такая, говорит: «Кому она теперь нужна, вдовая-то!»
Павел и Авдотья
«Ну, слушайте, как всё было. Решил я не отступать и стал ухаживать за Авдотьей. Был я уверен, что она особенная, ну и хотел чтоб все это поняли.
Шарахалась она от меня поначалу, конечно. А то ж понятно: наши кумушки то ее грязью-то завсегда готовы облить, сами святые поди. А еще конюх этот, господ соседних: ходил как петух, на каждом углу заливал, как зажимал мою Авдотью на сенях. Как прознал про это - тож "намиловал" ентого прохиндея. Ходит теперича с фингалом, путь себе освещает, да от миленки моей шарахается. Вот и пусть так. Жаль, узнал об этом от кумушек, сама молчала, только заплаканная вся была. И как с такой быть?»
Со временем девушка начала отвечать на знаки внимания Павла. Она поняла, что он искренен и не похож на других мужчин, которые интересовались ей из-за слухов. Постепенно они стали проводить больше времени вместе, и Павел убедился, что не ошибся в своём выборе.
Авдотья оказалась тихой и заботливой женщиной, с которой было интересно общаться. Она рассказала Павлу о своей жизни, о том, как потеряла мужа, и как ей было трудно после этого. Павел, в свою очередь, рассказал о себе, о своих планах и мечтах.
Постепенно отношения между Павлом и Авдотьей становились всё крепче. Они понимали, что нашли друг в друге то, чего не хватало в их жизни. Павел помог Авдотье забыть о слухах и сплетнях, которые окружали её после истории с конюхом. Авдотья, в свою очередь, показала Павлу, что такое настоящая любовь и поддержка.
Со временем слухи о них утихли, и люди начали уважать их отношения. Павел и Авдотья поняли, что нашли своё счастье, и были благодарны судьбе за то, что свела их вместе.
Благодарю вас за внимание!
Этот рассказ был создан на основе найденных мною фактов о моих предках и художественных домыслов, основанных на особенностях человеческого быта.
О моей ветке Таратоновых я пишу здесь: https://vk.com/taratontula
О моей ветке Ваничкиных я пишу тут: https://vk.com/tulavan
О разном, интересном из быта наших предков тут: https://vk.com/tulageni