Давайте поговорим немного о технике масляной живописи...
Как вы делаете такие тонкие линии? Какие кисти используете в работе? Какие еще инструменты подходят? Ждать ли, пока краска высохнет? Как работать с деталями в небольшом формате?..
Эти вопросы задают мне постоянно. Давайте разбираться.
Масляная краска - материал уникальный по своей пластичности.
- В отличии от других художественных красок, сохнет долго, поэтому позволяет исправлять то, что не получилось.
- Позволяет работать корпусно (пастозно) и очень тонким слоем, создавая различные акварельные эффекты.
Для примера 2 работы: "Венеция" (см. выше) написана пастозно, без разбавителя, "а-ля прима", т.е. в один прием. "Иркутск" (см. ниже) написана с большим количеством разбавителя в несколько сеансов. В этих работах использовалась имприматура (цветной фон). В первом случае цвет фона был темно-серым, и это хорошо видно по нижней части работы. Во втором случае цвет фона был очень-очень светлым, жемчужным.
При чем тут детали? Сейчас объясню.
При обучении нас, художников, учат как наносить краски, но мало кто из педагогов акцентирует внимание на том, что снятие краски гораздо более интересный процесс. И здесь открывается огромное поле для экспериментов. Кроме того, различные фактуры обогащают работу, поверхность картины становится самодостаточной с художественной точки зрения.
К слову сказать, "это палка о двух концах" и, конечно, - отдельная тема для разговора: если художник слишком увлекается техническими приемами, то возникает опасность скатиться в манерность. Примеров тому масса - художник становится заложником своей техники, перестает экспериментировать, а следовательно, и расти. Все хорошо в меру, любой технический прием должен быть оправдан внутренней идеей картины... Но, еще раз, это требует отдельного разговора. Вернемся к деталям...
Нанесение и снятие краски.
В двух работах, представленных выше, использовались оба эти способа.
Нанесение. Для деталей нужны тонкие круглые кисти самых маленьких размеров. В живописи маслом отлично показывают себя натуральные кисти из колонка. Можно использовать и синтетические, но колонок ведет себя лучше, дольше служит и держит форму. Средняя и длинная выставка (длина ворса) подходят больше, чем короткая. Работа с деталями требует точности, здесь нужна твердая рука, но, напоминаю, в масляной технике почти нет непоправимых ситуаций. Скорее всего потребуется разбавитель. Сколько? Сказать трудно, у красок разная плотность, надо пробовать... Какой разбавитель лучше? Не знаю - я использую разбавитель разных фирм, без запаха, как правило, и никогда не пишу на тройнике. Но это тоже темя для отдельного разговора. Надо ли ждать, пока работа высохнет? Это уже каждый выбирает для себя. Я никогда не жду, стараюсь писать в один прием (в сырой работе поправить неточности всегда легче). Хотя во второй работе ветки (темной краской) были сделаны сразу, "по сырому" и с добавлением разбавителя, а снег на ветках и архитектурных деталях только после того, как работа высохла. И в данном случае без разбавителя, белилами. Это добавило работе контраст в фактурах.
Снятие. Способов снятия масляной краски огромное множество и различается по использованию инструментов и вспомогательных материалов
- Сухие способы: снять жесткой кистью, мастихином, стереть тряпкой или салфеткой. Подойдет и тыльная сторона ладони и пальцы. Фантазируйте!
- Влажные способы: можно смыть кистью или тряпкой с большим количеством разбавителя, подходят также и влажные салфетки для рук. Уж не знаю, что там за состав, но масло они убираю не хуже разбавителя. Аллергики, будьте осторожны! Кстати, разного рода монотипии тоже можно отнести сюда...
Для того, чтобы добавить детали в работу, подойдет такой вариант Снятия краски как Процарапывание. По сухой краске не получится, нужно успевать сразу. Для этого пригодится любой инструмент с острым концом, например, небольшой мастихин или заточенный черенок кисти. Острый настолько, чтобы сделать линии, но не настолько, чтобы повредить основу работы. На темном фоне имприматуры эффектно будут смотреться провода, ветки деревьев и другие мелкие элементы.
На светлом фоне - нужно сначала нанести темную краску, и только после этого процарапать до фона. Опять же, экспериментируйте! Разные инструменты дают разные линии. В иркутской работе использовался также и резиновый мастихин небольшого размера.
Что в итоге?
- Для мелких деталей используются инструменты небольшого размера (тонкие кисти, небольшие мастихины и все, что подскажет Вам фантазия).
- По сухой краске или свежей - выбирайте сами. Насколько нужен разбавитель - решайте сами. Результат будет зависеть от Вашего выбора.
- Используем 2 приема - нанесение и снятие краски (процарапывание). Кто придумает что-то свое новое, тот большой молодец!
- И помните, что детали обогащают полотно, но все хорошо в меру)
Желаю всем вдохновения и творческих подвигов!
Автор текста: художник Вероника Лобарева
сайт: https://art-lobareva.ru/
Telegram: https://t.me/Veronika_Lobareva
VK: https://vk.com/veronika_lobareva
VK-сообщество: https://vk.com/veronika_lobareva_art