Найти в Дзене

"Солярис" Тарковского и органная хоральная прелюдия фа минор И.С. Баха

Так и хочется начать и закончить статью одним предложением: "Это надо услышать и увидеть, потому что встретились два гения..." Но нет. Хотя бы потому что гениев было не два, а три. Помимо композитора Иоганна Себастьяна Баха и режиссера Андрея Тарковского был еще автор музыкального сопровождения к "Солярису" Эдуард Артемьев. И сколько всего звучит в "Солярисе" помимо баховского шедевра, украшенного Артемьевым... Даже тишина начинает звучать - и это вызывает не меньший интерес. Впрочем, обо всем по порядку. И для начала вспомним, как звучит сама прелюдия. И.С. Бах - Органно-хоральная прелюдия "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ" (Я взываю к тебе, Господи) Эта музыка красной нитью проходит через весь фильм и впервые звучит еще в титрах. И вообще-то это единственное музыкальное произведение, которое звучит в фильме. А что тогда написал Артемьев? События в фильме разворачиваются в неопределенном будущем. Две трети действия проходят в космосе, а именно на орбитальной станции планеты «Солярис»,
Оглавление

Так и хочется начать и закончить статью одним предложением:

"Это надо услышать и увидеть, потому что встретились два гения..."

Но нет. Хотя бы потому что гениев было не два, а три. Помимо композитора Иоганна Себастьяна Баха и режиссера Андрея Тарковского был еще автор музыкального сопровождения к "Солярису" Эдуард Артемьев.

Кажется, единственное совместное фото Артемьева (слева) и Тарковского (справа). Посередине - Наталья Бондарчук (Хари).
Кажется, единственное совместное фото Артемьева (слева) и Тарковского (справа). Посередине - Наталья Бондарчук (Хари).

И сколько всего звучит в "Солярисе" помимо баховского шедевра, украшенного Артемьевым... Даже тишина начинает звучать - и это вызывает не меньший интерес. Впрочем, обо всем по порядку. И для начала вспомним, как звучит сама прелюдия.

И.С. Бах - Органно-хоральная прелюдия "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ" (Я взываю к тебе, Господи)

Эта музыка красной нитью проходит через весь фильм и впервые звучит еще в титрах. И вообще-то это единственное музыкальное произведение, которое звучит в фильме. А что тогда написал Артемьев?

Звуковые мира "Соляриса"

События в фильме разворачиваются в неопределенном будущем. Две трети действия проходят в космосе, а именно на орбитальной станции планеты «Солярис», куда отправится главный герой, психолог-ученый Крис Кельвин. Начало кинокартины – это подготовка на Земле к будущему полету, знакомство с различными мнениями относительно того, что творится на космической станции, где гибнут люди и происходят необъяснимые вещи.

И после прозвучавшей в титрах баховской прелюдии в первые полчаса хронометража царит абсолютная тишина земного покоя. Она нарушается лишь речью героев и звуками природы. Но вот главный герой, Крис Кельвин, ссорится с бывшим космическим пилотом Бертоном, и тот покидает дом Кельвинов и мчится по дороге с сыном. Посмотрите этот фрагмент.
(Если YouTube загружается медленно, все видеофрагменты ниже доступны по этой ссылке)

Человек мчится в неизвестном направлении, он подавлен, пытается убежать от самого себя – это бесконечный бег… Музыка шумов, созданная Артемьевым, давит, пугает нас - чтобы в самом конце сменится внезапной тишиной. Поразительный эффект, оставляющий нас наедине со своими мыслями.

После этой сцены начинается «космическая» часть фильма. Картина космоса открывается первым в «Солярисе» музыкальным элементом – ударом гулкого, загадочного аккорда. Обратите внимание, как из этого аккорда рождается некое подобие темы – болезненной, изломанной, тембры переплетаются между собой, рождая неприятное чувство напряжения.

Итак, оказавшись на станции «Солярис», Крис Кельвин обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно. Океан планеты Соляриса разумен – именно он делает эти странные вещи с обитателями станции.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого покончившей с собой после семейной ссоры.

Крис Кельвин (Донатас Банионис) и Хари (Наталья Бондарчук)
Крис Кельвин (Донатас Банионис) и Хари (Наталья Бондарчук)

Бах и Артемьев

Со временем Кельвин и Хари начинают привыкать друг к другу. Кельвин влюбляется в девушку еще сильнее, чем любил ее на земле. Когда станция делает маневр, и на ней воцаряется невесомость, герои отдают всю нежность друг другу. И вот тут-то прелюдия Баха звучит второй раз, но уже едва-едва украшенная тихими подголосками, созданными Артемьевым. И это восторг и красота.

Развязку этого фильма мы не хотим рассказывать вам - это надо смотреть, прожить - и даже не один раз. Это фильм о совести, о силе любви, о выборе и о том, что мир еще не познан человеком.

В самом финале фильма звучит прелюдия Баха-Артемьева, известная также под названием "Слушая Баха".

Финал картины - это великое философское высказывание. И мы очень хотим вам пожелать посмотреть "Солярис" целиком. А музыка Артемьева (точнее сказать панорама шумов, которую прерывает как голос из вечности музыка Баха) - заслуживает, как вы понимаете, особого внимания.

Приятного просмотра!

-3