Евгений Плющенко реанимировал шоу «Щелкунчик». Первая попытка состоялась в 2018 году и с треском провалилась. Тогда шоу не критиковал только ленивый. Прошло пять лет и надо льдом вновь звучат новогодние «Вальс цветов», «Танец феи Драже» и «Адажио». Какой получилась доработанная постановка? Делюсь моим сугубо субъективным мнением. С ним никто не обязан соглашаться.
До слёз!
Начну с конца. Мы (я и моя дочь) под конец музыкального спектакля рыдали. Просто и самозабвенно, это было что-то. Мы плакали от смеха. Давно хочу посмотреть комедию, чтобы вот так вот, до размазанной туши, – но беда радость пришла, откуда не ждали. А теперь возвращаюсь к началу и обо всём по порядку.
Организация
Шоу состоялось на подмосковной Live Арене, что рядом со Сколково. Я так понимаю, локация выбрана ради экономии на аренде, других причин гнать людей в такую даль не нахожу, раньше Плющенко отлично располагался на ВТБ Арене.
Начало заявлено в 18:00. Приехали в 17, чтобы погулять по концертной площадке – никогда там не были, - по бокальчику шампанского выпить, съесть что-то, всё же после работы. И попадаем в толчею. На досмотр установлено с десяток рамок, можно было бы спокойно пройти, немного постояв в очереди, как это обычно и бывает, но всех обладателей (а скорее обладательниц) сумок отправляют к рамкам с лентой. И вот лент-то этих всего две. А сумки есть почти у всех. Представляете себе, что такое - пропустить несколько тысяч человек (вместимость зала Live Арены - 11 тыс. человек, и вчера он был почти полон) через две рамки? Приходишь ты после шестого на неделе рабочего дня, чтобы расслабиться, но нет.
Разумеется, столько народу вовремя пропустить нереально. Но этого мало. У организаторов еще и лёд не застыл. Live Арена – изначально не ледовая. Искусственное покрытие там установили на пожертвования какого-то олигарха, которого госпожа Рудковская за это дважды благодарила. Но температура в зале не дала льду быстро застыть, поэтому лужи держались стойко и до последнего. Красиво на фото, но кататься на этом, я так понимаю, проблематично.
В итоге всё началось с задержкой 35 минут. Какое там по этикету допустимое время опоздания в приличном обществе?
Шоу начинается
В качестве декораций к «Щелкунчику» – огромная стена, на которой движутся эффектные трехмерные изображения.
Бесспорно, красиво. Но немного уже вчерашний день. У того же Плющенко на «Русалочке» в прошлые новогодние праздники декорации были значительно эффектнее и масштабнее. Про шоу Навки «Шахерезада» я вообще молчу.
Зато костюмы у фигуристов (или в данном случае правильно – артистов?) очень эффектные. И их, как сообщила по окончании шоу Яна Рудковская, сшили аж 700 штук.
В целом начало было довольно стандартным – невероятная музыка Чайковского, в роли Маши - наконец научившаяся улыбаться Александра Трусова, внезапно появилась Алёна Косторная, хрупкая и лёгкая фея Драже; стремительные напористые ребята – Александр Самарин, Георгий Куница и, разумеется, Евгений Плющенко, примеривший роль Дроссельмейера и мощным выходом давший понять, кто тут мэтр. Саша Плющенко чистенько откатывал роль Щелкунчика, а в первом ряду сидела мать семейства – Яна Рудковская и непрестанно снимала всё на телефон.
Но потом что-то пошло не так
Неожиданно Щелкунчик отправился в подземное царство искать свою... маму.
Что??
Нашёл – и маму, и папу, и заодно мышиного короля расколдовал. Оказывается, тот вовсе не король был, и не мышиный, а вовсе даже принц кондитерской страны... Сюр начал накатываться снежным комом. Вальс цветов исполнили танцующие в парах девушки, причём в вальсовых парах, где одна другую ведет. А танец феи Драже непонятно почему прокатал еще раз теперь уже мужчина (я не поняла, что это был за персонаж, начался лютый сумбур).
Фигуристы быстро разбили слабый лёд и поголовно стали падать, музыка Чайковского начала перемежаться с лирическими композициями непонятного происхождения.
В это время на шоу уже невозможно было смотреть без стёба. Глядя на кружащихся в парах девушек в голову приходили мысли только о семейных ценностях – попраны или не попраны? Испанский танец сначала катали втроём – девушка и два юноши (всё же попраны), а потом внезапно к ним присоединился бык! – и девушка, судя по расстановке на льду, выбрала его. (Не, ну не попраны. Или бык тоже считается?) Что, чёрт возьми, нам показывают?
Мышиное войско составляли исключительно девочки, и когда друзья Щелкунчика вступили с ними в схватку и закономерно одержали победу, выглядело это буквально так: в кучу сбились испуганные мышки, а над ними занесли шпаги орава здоровых мужиков. Я этот момент я была на стороне войска Мышиного короля.
В середине второго отделения сюжетное повествование закончилось. Щелкунчик остался с родителями, расколдованный мышиный король с немецким акцентом и манерным голосом куда-то делся, зато начал выкатываться какой-то принц, а может и не принц, пойди разбери, кто это, нить повествования окончательно потерялась. Но в целом постановщики не парились и оставшееся время просто забили танцами. У Чайковского же они были - китайский, русский, французский, восточный... Ну так чего добру пропадать, можно их включить после всего произошедшего, просто для красоты, без какой бы то ни было привязки к сюжету.
Кстати, действо с самого начала сопровождалось рассказчиком и "закадровыми" диалогами, под которые исполнители на льду открывали рот. Выглядело кринжово. Диалоги и история по уровню содержания явно предназначались деткам лет пяти. Но это не детское шоу, оно всевозрастное! И тётеньке в 44 года, равно как и девушке в 22 на серьёзных щах это сложно воспринимать! Там, между прочим, еще и стишки читали. Отвратительные по своему уровню, доложу я вам. А когда рассказчик завёл очередную сладковатную речь про то, что под Новый год следует постараться поймать снежинку (это же очччень сложно) и прошептать ей на ушко свое заветное желание (я вам клянусь, он так и сказал), оно непременно сбудется. В этот момент мы уже просто ржали. А слёзы потекли, когда на проекторе закончились красивые дворцы, цветы и узоры, и появилась, пардон, *опа.
Да, мне сейчас в комментариях сообщат, что опошлить можно всё, и это не *опа, а книга с пустыми страницами, на которых герои напишут свою новую историю, но а) подобная концепция не была озвучена, это я её сейчас сама додумала, а там кто знает, что хотел сказать автор. И б) ну сами посмотрите, на что это вообще похоже-то? Всё, к тому моменту мы как зрители кончились. Надо было просто дожить этот сюр до конца. Постановщиком которого, кстати, выступил Сергей Филин, в прошлом солист и худрук Большого театра!
В итоге, когда завершающая великая музыка «Адажио» всё же объединила Машу и принца-Щелкунчика (я уж и не ждала взрослого принца, так и думала, что вся постановка будет завязана на Саше Плющенко и маленьком Щелкунчике), все артисты попадали, а сюжет растворился в лужах на льду, сказке, слава тебе, Господи, пришёл конец.
Чтобы зрители особо не расслаблялись и как будто говоря "забудьте всё, что с вами происходило до этого", под занавес врубили какую-то современную русскую песню, под которую Евгений Плющенко вдохновенно исполнил номер, еще меньше относящийся к «Щелкунчику», чем всё, что происходило до этого. Точнее, совсем не относящийся. На экране в это время шел трейлер нового шоу - «Спящая красавица». Танец закончился и рассказчик громко, торжественно и радостно нас поздравил: «С Новым годом!!!». Тут мы уже были просто в истерике)))
Дорогие и уважаемые организаторы шоу «Щелкунчик» Евгения Плющенко. Низкий вам поклон и большое человеческое спасибо за этот вечер. Так мы давно не ржали хохотали.
Экономия должна быть экономной
Будем предельно откровенны, московские завсегдатаи ледовых шоу, к которым я и себя немного отношу, избалованы зрелищными постановками. Когда лёд горит, водопады падают, акробаты летают, фейрверки феерят, и всё блестит и переливается. На «Щелкунчике» ничего этого не было, а в основном было просто фигурное катание, да на заднем плане – выступление учеников балетных школ. Пару раз парные спортсмены поднялись на петлях в воздух, и испанская фигуристка каталась на высоких, как ходули, коньках. На этом «спецэффекты» закончились. Или зеркальный шар с дискотеки 80-х тоже считать?
Нет, если бы фигурное катание было достойным, то уже это было бы прекрасно. Чистое исполнение, ультра-си, это же просто праздник! Но и артисты, и как следствие - зрители, получили лишь мягкий лёд, на котором упали, кажется, все, кроме четырёхкратного олимпионика.
"Наташа Пётр Ильич, мы всё уронили", – девиз прошедшего вечера. Уронили фигуристов на неподготовленный лёд. Уронили красоту и неповторимость любимой сказки. Уронили зрелищность. И, простите, но зрительское уважение. Потому что так нельзя.
А что осталось?
Госпожа Рудковская, которая монотонно по окончании представляла на протяжении 20 минут каждого из 127 участников шоу: чемпионов, артистов балета, фигуристов из группы синхронного катания... И, наконец, еще одного, «самого маленького Щелкунчика» – Арсения Плющенко. Нет, он не участвовал в шоу. Да, его тоже попросили приветствовать.
Кринж и печаль. Может быть, лет через 5 от продюссерского центра Яны Рудковской будет еще один «Щелкунчик», и он наконец получится идеальным. Подождем, куда спешить-то. Я верю в этот коллектив. В конце концов, первое моё знакомство с ними было удачным, именно помня симпатичную "Русалочку", я пришла на "Щелкунчик". Ну так может еще вернут планку на нужный уровень.