1) Поставить звук (вызвать) - это ещё неполная коррекция. Постановка это 3 обязательных этапа (подготовительный, где артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения и, возможно, массаж, этап постановки, автоматизации, где изолированно, в слогах, словах, фразах, а надо - в спонтанной речи) и возможно этап дифференциации (при заменах).
2) Возраст ребёнка. Постановка звуков - это произвольная функция. Если берёте ребёнка рано, то и время пролонгируется, лучше ставить звуки, когда ребёнок готов. Так с малышами (2- 3 года) группу сложных звуков (шипящие, свистящие, л, р) не берут. Обычно в 4-5 лет дети готовы к постановке всех звуков.
3) У разных звуков своё время появления. Учитывайте возраст ребёнка и возрастную норму появления звука
4) Сколько звуков нужно поставить и автоматизировать ребёнку? На появления навыка по данным нейрофизиологов уходит 35-45 дней. Теперь умножайте на количество (не забудьте вычесть пропуски, болезни ребёнка и логопеда) звуков, которые нужно исправить.
5) Тяжесть нарушения. Постановка звуков при дислалии, дизартрии (учёт неврологической симптоматики) и ринолалии (учитывать анатомо-физиологические особенности) - разные усилия и время. При дизартрии и ринолалии добавляются новые направления в этапах коррекционной работы. Учитываем, что постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные. При хорошей работе и посещаемости занятий около 2 лет.
6) Искажения звуков. Это не постановка с чистого листа. Рушится старый стереотип, вырабатывается новый навык (про разавтоматизацию я писала на прошлой неделе). Именно поэтому только сильная мотивация позволяет побороть нарушения звукопроизношения во взрослом возрасте.
7) Два неожиданно образовавшихся антонима. Мотивация помогает - негативизм мешает успешности и срокам работы. Малыши не понимают значимости, а старшие (школьники, например) боятся явить новый звук миру. Возвращаемся к возрасту. Оптимальный 4-5 лет - есть произвольность и можно заинтересовать ребёнка постановкой и автоматизацией, используя игровые приёмы.
8) Индивидуальность ребенка и его личный темп развития (памяти, внимания и других когнитивных функций) .
9) Мотивация семьи и уровень профессионализма логопеда. Посещение всех занятий, выполнения всех заданий - обеспечивают родители. Чем опытнее и квалифицированнее специалист, тем скорость выше.